Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа
Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть инфраструктура рынка.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие рынка. Принципы функционирования рынка.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночного механизма, что такое рыночное равновесие , виды рынков.
3. Изучить инфраструктуру рынка, особенности рынка в ПМР
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям .
Введение……………………………………………………………………….….2
Глава1.Рынок его сущность и особенности…..………………………….…..4
Понятие рынка……………………..………………………..…………......8
Принципы функционирования рыночной экономики……………..…...10
Инфраструктура рынка: основные элементы……………………….......13
Виды рынков…………………………...…………………………..……...14
Глава2. Рыночный механизм и его элементы…………..…………....….....16
Спрос и предложение:их характеристики……..……………………......19
Эластичность………………………………………….………..……...….20
Рыночное равновесие (конкуренция)………..……………………....…..24
Глава3.Рынок в ПМР: формирование и функционирование ….....36
Предпосылки формирования……………………………………………36
Функционирование на современном этапе……………………………...37
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список литературы………………………………………………………………45
1.Понятие рынка.
Рынок нередко определяют
как совокупность существующих и
потенциальных покупателей
Поскольку воспроизводственный процесс отражает объективную логику развития общества, рынок не может быть случайным явлением – его возникновение вполне закономерно и связано с процессом развития общественного производства.
Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не реализуется, затраты на него являются убытками для общества.
Для идеального рынка (который в действительности не существует), необходимо три основных условия:
Идеальных рынков в природе
не существует, поскольку не может
быть абсолютно свободных
Рынок может существовать только в том случае, когда он одновременно включает следующие рынки:
- рынок средств производства;
- рынок потребительских товаров;
- рынок интеллектуальных продуктов;
- финансовый рынок
(который подразделяется на
- рынок рабочей силы.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения значимости рынка интеллектуальных продуктов и финансового рынка и уменьшение значимости рынков материальных ресурсов и товаров.
При производстве интеллектуальных продуктов используется весь комплекс достижений научно-технического прогресса, все предшествующие открытия, изобретения, передовые идеи. Благодаря этому стоимость интеллектуальных затрат составляет 90-98%, а материально-вещественных – 2-10%. Поэтому в настоящее время значительно целесообразнее производить и продавать интеллектуальные товары, чем материалы, сырьё и т.п.
Итак, основными составляющими рынка являются:
Продавец выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, сбытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку все сделки осуществляются в условиях действия окружающей среды, то , естественно, среда не остаётся пассивной к продавцу и товару.
Внешнюю среду образуют политические, социальные, правовые, общеэкономические и другие факторы, действующие на рынок. Это ещё раз подчёркивает, что принципиально не может быть абсолютно свободных продавцов, покупателей и цен.
Степенью предложения товаров и спроса на них характеризуется насыщенность рынка. Если предложение превышает спрос, то цены должны упасть, так как производитель стремится реализовать продукцию и возместить затраты хотя бы частично. Если спрос существенно превышает предложение, цены растут.
Следует видеть разницу между потребителем и покупателем. Применительно к потребительскому рынку продукты питания, например, покупает обычно хозяйка дома – следовательно, она является покупателем. Потребляют же эти продукты все члены семьи, поэтому он являются потребителями. Поэтому следует в каждом конкретном случае чётко определить, кто является конечным потребителем товара, что позволит установить обратную связь.
Состояние рыночного равновесия, при котором величина спроса равна величине предложения, обычно является мимолётным или вообще не достигается. На практике, как правило, имеет место рыночная ситуация, при которой либо спрос превышает предложение, либо предложение превышает спрос. В первом случае складывается ситуация, называемая рынком продавца (рынок производителя), при которой предложение определяет максимум объёма продажи данного продукта или услуги на определённом рынке. Второй случай – это рынок покупателя (рынок потребителя), определяющий рыночную ситуацию, при которой спрос определяет максимум объёма продажи данного товара на каком-то рынке.
Недостаточность предложения, типичная для рынка продавца, может иметь разный диапазон. Она может быть постоянной или временной, охватывать весь рынок или только его отдельные сегменты, например региональные или отраслевые. Основное ограничение предложения вытекает из дефицита факторов производства – производственных площадей, оборудования, сырья, материалов, комплектующих изделий, запасных частей и т.д. Другое ограничение может быть следствием контроля предложения, чаще всего в виде административного распределения. Это лимитирует свободную продажу и создаёт условия для развития теневой экономики. Другое ограничение предложения связано с низкой эластичностью факторов производства во взаимосвязи с действием фактора времени. Это означает, что прирост продукции иногда можно получить только через продолжительное время, например из-за длительности производственно цикла.
2.Принципы функционирования рыночной экономики.
Рынок – одно из важнейших
достижений человеческой цивилизации.
Его зачатки относятся к
Первоначально рынок рассматривался как место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что рынок появился ещё в период первобытного общества, когда обмен только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определённом месте и в определённое время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определённые места. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из значений слова.
С дальнейшим развитием
товарного обмена, появлением денег,
товарно-денежных отношений возникает
возможность разрыва купли-
В результате возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена (обращения).
Сегодня можно выделить ещё одно понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производства и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.
То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления…), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), даёт основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платёжеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определённой экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.). наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет различать рынки по географической принадлежности.
Сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих её сущность.
Функции:
Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сфера потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок даёт ответы на вопросы: «что производить?», «как производить?» и «для кого производить?».
Стимулирующая функция – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, a эффективности функционирования всей экономики.
Ценообразующая функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объёмы информации и выдаёт обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.
Функция экономичности – предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в общественном производстве, которая сводится к следующему:
Принимая во внимание, что рынок есть определённый способ функционирования хозяйственной жизни, определённое её динамическое состояние, необходимо признать, что в этом случае экономике должен быть свойствен ряд признаков (принципов), позволяющих характеризовать её как рыночную.
Такими принципами являются: