Рынок и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть инфраструктура рынка.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие рынка. Принципы функционирования рынка.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночного механизма, что такое рыночное равновесие , виды рынков.
3. Изучить инфраструктуру рынка, особенности рынка в ПМР
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….2
Глава1.Рынок его сущность и особенности…..………………………….…..4
Понятие рынка……………………..………………………..…………......8
Принципы функционирования рыночной экономики……………..…...10
Инфраструктура рынка: основные элементы……………………….......13
Виды рынков…………………………...…………………………..……...14
Глава2. Рыночный механизм и его элементы…………..…………....….....16
Спрос и предложение:их характеристики……..……………………......19
Эластичность………………………………………….………..……...….20
Рыночное равновесие (конкуренция)………..……………………....…..24
Глава3.Рынок в ПМР: формирование и функционирование ….....36
Предпосылки формирования……………………………………………36
Функционирование на современном этапе……………………………...37
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

1 курсовая.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

 

3.Инфраструктура рынка: основные элементы.

 

Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.

Применительно к рынку  как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

 

Основными элементами инфраструктуры современного рынка  являются:

  1. биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
  2. аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
  3. кредитная система и коммерческие банки;
  4. эмиссионная система и эмиссионные банки;
  5. система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
  6. информационные технологии и средства деловой коммуникации;
  7. налоговая система и налоговая инспекция;
  8. система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
  9. специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
  10. торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
  11. таможенная система;
  12. профсоюзы работающих по найму;
  13. коммерческо-выставочные комплексы;
  14. система высшего и среднего экономического образования;
  15. аудиторские компании;
  16. консультативные (консалтинговые) компании;
  17. общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
  18. специальные зоны свободного предпринимательства.

 

Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.

Биржа – это организованная форма оптовой торговли массовыми стандартными товарами или систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг.

Биржа предназначена  для всесторонней организации рынка. Биржевая торговля позволяет продавцам  и покупателям определённого товара легче найти друг друга, чем при поиске наугад.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, её элементы не навязаны субъектам извне, а порождены  самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры следующие:

  1. облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
  2. повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
  3. организационное оформление рыночных отношений;
  4. облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

 

4. Виды рынков.

Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся  разнообразными критериями и признаками.

Рынки функционируют  на разных уровнях, во всех сферах и  видах деятельности, в различных  регионах страны. Поэтому система  рынков сложна и многообразна. С  точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

- легальный (официальный);

- нелегальный (теневой),

Нелегальный рынок –  неотъемлемый элемент теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной  конкуренции.

Несмотря на специфичность каждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.

Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов  и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:

- микроэкономическом, который  характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене;

- макроэкономическом, характеризующем  ход воспроизводства (в том  числе рыночную ситуацию) в масштабе  всего народного хозяйства (национальной  экономики).

Рыночная система функционирует  эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов.

На внутренний рынок  в условиях интеграции национальных экономик воздействует система мирохозяйственных  связей, которые определили содержание гипермакроэкономики.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:

1. По объектам рыночных  отношений:

- товаров и услуг;

- средств производства;

- рабочей силы;

- ссудного капитала;

- финансов;

- ценных бумаг.

2. По географическому  положению:

- местный;

- региональный;

- национальный;

- мировой.

3. По проявлению конкуренции:

- свободный;

- монополистической конкуренции;

- олигополический;

- монопольный (монопсонный).

- национальный;

- мировой.

3. По проявлению конкуренции:

- свободный;

- монополистической конкуренции;

- олигополический;

- монопольный (монопсонный).

4. По объему продаж:

- розничный;

- оптовый.

 

5. По механизму регулирования:

- совершенной конкуренции;

- несовершенной конкуренции;

- регулируемый (под контролем  государства).

Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.

Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую.

 

 

 

Глава2. Рыночный механизм и его элементы

Рынок можно рассматривать  по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов: 

1. Рынок средств производства 

Торговля средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между  собой непосредственные производители  продукции. Все предприятия органически  связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции. 

Характерная особенность рыночной экономики состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве. 

2. Рынок рабочей силы 

Рынок рабочей силы теснейшим  образом связан с рынком средств  производства. Они возникли и развивались  одновременно, параллельно, дополняли  друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда. 

Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами. 

3. Рынок капитала и  финансов 

В движении капитальной  стоимости денежная форма ка-питала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству. 

4. Рынок потребительских  товаров  

На нем взаимодействует  все население с производителями  и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью. 

5. Рынок информационных  материалов и информационных  услуг  

Для рыночного хозяйства  достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения. 

Основной способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем начать действовать. На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются  фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и предложении. Информация - это дорогое благо. Вы хотите продать дом по самой высокой цене. Вам надо найти того единственного покупателя, который готов заплатить такую цену. Без посредника не обойтись ни продавцу, ни покупате. В предполагаемой сделке они оба могут выиграть от его услуг. Посредник сведет их, предоставит в их распоряжение необходимую информацию. 

Человек оказался без  работы. Он может искать ее сам, а  может обратиться к посреднику. Работодатели в свою очередь обращаются в агентства. Выгодно обоим сторонам. 

Для успешной конкуренции  на рынке любой фирме прежде всего  необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать: 

- кто готов купить  данный товар или услугу; 

- почему потребитель будет покупать именно ваш товар или услугу; 

- в каком виде потребитель  желает получать ваш товар; 

- в какое время он  намерен покупать ваш товар; 

- где он хотел бы  покупать ваш товар; 

- какими партиями и  как часто он готов покупать  ваш товар и т.д. 

Надо знать емкость  рынка и многое другое. Способность  рынка дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим  достоинством. Информация - это сведения о том, что и при каких обстоятельствах  хотят делать другие. От услуг посредников в информации зависит благосостояние людей в большей мере, чем мы это полагаем. 

В последние десятилетия  быстро формируется рынок информации и информационных услуг. Развернулась торговля научно-техническими разработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ, интеллектуальной продукцией. 

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. 

Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система  цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: " Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им". 

В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка  продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства. 

Регулирующая функция  рынка - самая важная. Она связана  с воздействием рынка на все сферы  экономики. Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить. Для кого производить." Рынок немыслим без конкуренции. 

Информация о работе Рынок и его сущность