Рынок и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть инфраструктура рынка.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие рынка. Принципы функционирования рынка.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночного механизма, что такое рыночное равновесие , виды рынков.
3. Изучить инфраструктуру рынка, особенности рынка в ПМР
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….2
Глава1.Рынок его сущность и особенности…..………………………….…..4
Понятие рынка……………………..………………………..…………......8
Принципы функционирования рыночной экономики……………..…...10
Инфраструктура рынка: основные элементы……………………….......13
Виды рынков…………………………...…………………………..……...14
Глава2. Рыночный механизм и его элементы…………..…………....….....16
Спрос и предложение:их характеристики……..……………………......19
Эластичность………………………………………….………..……...….20
Рыночное равновесие (конкуренция)………..……………………....…..24
Глава3.Рынок в ПМР: формирование и функционирование ….....36
Предпосылки формирования……………………………………………36
Функционирование на современном этапе……………………………...37
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

1 курсовая.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Американские профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что "сущность конкуренции заключается в широком  рассредоточении экономической  власти внутри составляющих экономику  двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену" ("Экономика, принципы, проблемы и политика". Баку, 1992 г., т. 1, гл.3). 

Широкое рассеивание  экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование  этой власти и ограничивает возможность  злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса. 

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. 

Объектом конкуренции  являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны: 

1) она способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары; 

2) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведет к  удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде  случаев к их снижению; 

3) в известной мере  выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики. 

К числу негативных сторон можно отнести: 

1) придает бизнесу  определенную нестабильность, создает  условия для безработицы, инфляции  и банкротства; 

2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения; 

3) ее следствием может  быть перепроизводство товаров  и не догрузка мощностей в  периоды производственных спадов.

1.Спрос и предложение, их характеристики

Спрос1 – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том  или ином благе, а готовность и  способность платить за него. Общий  спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется и  в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Связь между ценой  блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее  количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит  в обратной зависимости между  уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qij спрос на i – тый товар j – того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как

QD = ∑ qij2

Между ценой  товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса.

Предложение3 – количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. А объем предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.

Объем предлагаемого  к продаже товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом предложения. 

Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение. Объем предложения можно записать как сумму объема предложения i – того продавца:     QS = ∑ QSi4

Между ценой товара и  тем его количеством, которое  предлагают производители, существует зависимость, называемая кривой предложения.

2.Эластичность

Эластичность  показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Эластичность спроса по цене5 – это степень изменения величины спроса (∆QD) в ответ на изменение рыночной цены (∆p). Рассчитывается она по формуле:

ED = ∆QD%/∆p%6

Эластичность спроса по цене выступает в следующих  основных формах:

  • эластичный спрос (ED>1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цена, рис.1.5 а);
  • неэластичный спрос (ED<1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена, рис. 1.5 б);
  • единичная эластичность спроса (ED=1). Она возникает в том случае, когда величина спроса и цена изменяются на одну и ту же величину, рис.1.5 в);
  • совершенно эластичный спрос (ED= ∞). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены, рис.1.5 г);
  • совершенно неэластичный спрос (ED= 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютна, не меняется при изменении цены, рис.1.5 д).



 


 

 

 


 

 

Рис. 1.3. а) эластичный спрос; б) неэластичный спрос; в) единичная эластичность спроса ; г) совершенно эластичный спрос; д) совершенно неэластичный спрос.7

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:

  1. незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
  2. значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным – на все другие группы товаров;
  3. удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны;
  4. временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

Зависимость между ценой  блага и объемом спроса называется кривой спроса. Она отражает обратно  пропорциональную зависимость между  ценой и количеством блага, которое  покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рис. 1.1 показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Из рис.1.1 видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны. 

 

 

                                              


                                          

 

 

 

 

Рис.1.1. Рынок покупателя; Кривая спроса.8

 

Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), Зависимость объема спроса от  определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:


QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W)9,

 

где  QD - объем спроса на данный товар, I - денежный доход, T - вкусы и предпочтения потребителей, N – общее число покупателей или размер рынка, W - накопленное имущество.

Если допустить, что все названные  факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного – цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:


Q = f (P)10

 

Логично предположить, что  при прочих неизменных условиях с  увеличением цены объем спроса уменьшается. Такая зависимость объема спроса от цены представлена на рис.1.2. цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене P2>P1 соответствует объем спроса  Q2<Q1, то есть чем больше цена, тем меньше объем спроса.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.2. Кривая спроса11

 

К числу факторов, смещающих  кривую спроса, относятся: изменение вкусов покупателей, их числа, изменение доходов и цен на сопряженные товары.

На величину спроса также  оказывают влияние изменения  в ожиданиях будущих цен. Эти  ожидания играют важную роль в определении  положения линии спроса. Если ожидается  увеличение цены, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево.

Если небольшое изменение  цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен.

Эластичность предложения по цене12 – показатель степени чувствительности, реакции предложения (∆QS) на изменение цены товара (∆p). Она рассчитывается по формуле:                       


E= ∆QS%/∆p%13

Различают следующие  формы эластичности предложения:

  • эластичное предложение (ES>1) – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена.
  • неэластичное предложение (ES<1) – величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена.
  • Совершенно эластичное предложение (ES = ∞) имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены.
  • Совершенно не эластичное предложение (ES = 0) имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю, то есть величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.6. Формы эластичности предложения по цене.14

 

На эластичность предложения  оказывают влияние различные  факторы: цены

 

 

на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции. Важнейшее значение для эластичности предложения имеет фактор времени, то есть период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Различают три временных интервала:

  • кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит, и объем предложения фиксирован;
  • краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, но может меняться интенсивность их использования, то есть переменными становятся некоторые факторы производства – сырье, рабочая сила и другие;
  • долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся все факторы производства.

Проанализировав рыночные составляющие, можно перейти к  их непосредственному взаимодействию.

Количество товара, которое производители готовы продать при каждом данном уровне цен показывает кривая предложения рис.1.4. Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно – в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.4. Рынок продавца; Кривая предложения.15

 

Функцией предложения называют зависимость объема предложения  от определяющих его факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), от характера применяемой технологии, от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет вид:


QS = f (P, Pa, Pb,…K, C, Z)16,

 

где QS – объем предложения данного товара; K – характер применяемой технологии; C – налоги и дотации; Z – природно-климатические условия.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то от функции предложения (5) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:

Q = f (P)17


                                             

По более высокой  цене на рынке предлагается большее  количество единиц товара, то есть объем  предложения увеличивается, когда  увеличивается цена. На рис.1.5 изображена кривая предложения (S) некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.


 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.5. Кривая предложения.18

 

Реакция предложения на изменение  цены также характеризуется эластичностью.

3.Рыночное равновесие(конкуренция)

Выше были рассмотрены  спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Взаимодействие спроса и предложения порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.

Иными словами, рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Совместим линии спроса и предложения на одном графике  рис.2.1. и покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка P- цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

Информация о работе Рынок и его сущность