Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:23, реферат
Подобно тому, как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимается всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивавших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека. Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.
Введение
Глава 1 Сущность и теоретические основы развития рынка в условиях
государственного регулирования.
Теоретические основы развития государства и рынка;
Методы государственного регулирования экономики;
Сущность и необходимость государственного регулирования.
Глава 2 Экономические системы и роль государства в них.
Сущность экономических систем. Её преимущества и недостатки.
Несовершенство рыночного механизма и его последствия;
Роль государства в экономических системах.
Глава 3 Проблемы и перспективы развития.
Проблемы государственного регулирования в различных экономических системах.
Перспективы развития Кыргызской Республики в условиях трансформации экономики.
Заключение
Список литературы
Наконец, еще
одной причиной несостоятельности
рынка и необходимости
Итак, рыночная система регулирования, эффективно обеспечивая рост производства товаров и услуг, оказывается несостоятельной в решении ряда крупных проблем жизнедеятельности общества. Рыночная система постоянно продуцирует монополистические тенденции, для подавления которых нужно государственное вмешательство. Рыночная система создает внешние факторы, ведущие к высоким социальным (общественным) затратам. Устранение этих факторов или их последствий возможно при вмешательстве государства. Рынок не может обеспечить население общественными благами — неделимыми, не конкурирующими в потреблении и не исключающими снабжения потребителей товарами и услугами. Рынок не может решить проблему «безбилетника». Государство обеспечивает предложение общественных товаров.
Одним из важнейших инструментов экономической политики по стабилизации экономического развития выступает государственный бюджет. Государственный бюджет — это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Он служит для проведения бюджетно-финансовой политики, которая включает в себя налоговую политику и соответствующую ей налоговую систему; политику по финансированию таких отраслей, как здравоохранение, образование и наука, государственных программ по охране окружающей среды, социальных программ и т.д.; наконец, политику, определяющую соотношение доходов и расходов государственного бюджета, т. е. величину бюджетного дефицита.
При выполнении
своих функций государство
По целям расходы государства могут быть разделены следующим образом:
–расходы на политические цели: расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, то есть содержание армии, милиции, судов и т.п.; –––расходы на содержание аппарата управления государством;
–расходы на экономические цели: расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
–расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики;
–расходы на социальные цели: расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);
–расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся следующим образом:
–государственные закупки товаров и услуг;
–трансферты (выплаты государства, получение которых не связано с предоставлением взамен товаров, услуг или производственных ресурсов; примеры, пенсии, стипендии и т.д.);
–выплаты процентов по государственным облигациям (то есть обслуживание государственного долга).
Основными источниками доходов государства являются:
–налоги (включая взносы на социальное страхование);
–прибыль государственных предприятий;
–сеньораж (доход от эмиссии (выпуска) денег);
–средства от продажи государственных ценных бумаг;
–доходы от приватизации и др.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо2 государственного бюджета.
В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
–когда доходы бюджета превышают расходы. В этом случае сальдо бюджета положительное, что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;
–когда доходы равны расходам. В этом случае сальдо бюджета равно нулю и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;
–когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это означает, что сальдо бюджета отрицательное и имеет место дефицит государственного бюджета.
Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране. Государственный долг, таким образом, — это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент, в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).
Различают два вида государственного долга:
–внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций);
–внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций.
По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Банкротство невозможно, поскольку правительство обычно не погашает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга заключаются в том, что:
–снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
–перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
–усиливается неравенство в доходах;
–рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
–создается угроза высокой инфляции в будущем.
1.2 Методы
государственного
Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в плановой экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.
Разграничение
между административными и
Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.
Экономические методы регулирования,
напротив, адекватны природе рынка.
Они непосредственно
Переход от командной
экономики к рыночной сопровождается
кардинальными изменениями в
системе методов государственно
Разрушение
системы административно-
Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформы может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потреблений нации. Так, в большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР на первых этапах реформы государство административно устанавливало цены на энергоносители и некоторые продовольственные товары (хлеб, обезжиренный творог, молоко и некоторые другие). По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство постепенно сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.
Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используется метод регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.
Важнейшей задачей
государства на переходном этапе
является создание целостной системы
экономических методов
Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, Центральный банк поучает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.
1.3 Сущность и необходимость государственного регулирования.
Государство определяет
объемы предложения общественных товаров
и принудительно назначает
Экономическое поведение производителей и потребителей порождает внешние по отношению к рынку эффекты. Хотя последние уже не имеют денежной меры, они реально влияют на жизнь каждого человека и общества в целом. Сугубо теоретически самые сильные внешние эффекты даст потребление чистых общественных товаров: стоит только приступить к нему хотя бы одному человеку, как вовлеченным в это оказывается все остальное население.
Реальность внешних эффектов дает основания разграничить частные и социальные затраты и результаты производства. Частные затраты и результаты характеризуют рыночное пространство, а их равенство — рыночное равновесие. В зависимости от знака внешних эффектов (положительного или отрицательного) социальные затраты и результаты могут быть либо больше, либо меньше частных. Их равенство отразит уже не рыночное, а какое-то иное, псевдорыночное, равновесие. По своему экономическому смыслу оно существенно шире рыночного: устанавливается совместными усилиями государства, реагирующего на внешние эффекты с помощью бюджетных или иных методов, и обычного механизма спроса и предложения. За таким псевдоравновесием стоит не только согласование интересов участников свободной конкуренции, но и баланс между их интересами и интересами общества.