Рынок и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:23, реферат

Описание работы

Подобно тому, как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимается всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивавших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека. Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Сущность и теоретические основы развития рынка в условиях
государственного регулирования.
Теоретические основы развития государства и рынка;
Методы государственного регулирования экономики;
Сущность и необходимость государственного регулирования.

Глава 2 Экономические системы и роль государства в них.
Сущность экономических систем. Её преимущества и недостатки.
Несовершенство рыночного механизма и его последствия;
Роль государства в экономических системах.

Глава 3 Проблемы и перспективы развития.
Проблемы государственного регулирования в различных экономических системах.
Перспективы развития Кыргызской Республики в условиях трансформации экономики.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Расширенный реферат. Рынок и Государство.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы  и методы существенно различаются  по странам. Они отражают историю, традиции, тип национальной культуры, размеры страны, ее геополитическое положение, и многие другие факторы. Государство оказывает влияние на экономику посредством установления ставок налогов, акцизов и сборов, внешнеторговых пошлин, предоставляя займы и кредиты, выделяя средства на образование, науку, культуру, медицину, охрану окружающей среды и т.д. Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Для этих целей используется различный инструментарий: методы прямого и косвенного воздействия, административные и экономические способы.

Все развитые страны, несмотря на свою "рыночность", пользовались и пользуются всеми методами для  реализации стратегических целей. Разные страны используют различные средства, которые можно условно разделить на три основные группы: государственное предпринимательство, финансовое и кредитное регулирование, прямое административное регулирование.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое, в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы.

В то же время  экономические и административные методы противоположны. Экономические  методы не сужают свободу выборов  субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночных условий. Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности.

Вместе с  тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом.

Существуют области, где приложение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, контроль монопольных рынков, разработка экономических стандартов и их контроль, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения и др.

Между тем ясно, что коренное изменение дел в  любой стране, возможно лишь при  условии принятия государством на себя принципиально большей ответственности  за трансформационный процесс и  формирование социально ориентированной  рыночной экономики.

Государство должно, прежде всего, заботиться о поддержании  рыночной конкуренции, предотвращая монополизацию. Оптимальная степень государственного вмешательства в рыночную экономику  не может быть определена примерно, ее можно найти только опытным путем.

Опыт всех развитых и успешно развивающихся стран  демонстрирует, что бизнес самостоятельно не в состоянии проводить структурные  реформы, выравнивать экономические  и социальные различия, диспропорции и перекосы, находить баланс между  частными и общественными интересами, естественными и вновь создаваемыми преимуществами национального производства. В этих целях Правительство должно проводить такую хозяйственную политику, которая бы гибко сочетала рыночные механизмы и государственное регулирование в сфере производства, накопления капитала, инвестиции, занятости, спроса на жизненно важных направлениях. Необходимо активно, творчески использовать весь арсенал средств, испытанных отечественной и зарубежной практикой. Успех экономической политики определяется тем, насколько эффективно она сочетается с действиями государства в таких сферах, как бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, финансовая, внешнеэкономическая, научно-техническая, региональная, социальная.

В современных  условиях экономическая роль и функции государства усложнились настолько, что управлять без единого комплексного подхода просто невозможно. Повысить роль государства значит:

–фактически уменьшить роль чиновников, усиливая действенность законодательной базы экономического развития;

–способствовать эффективному управлению существующей государственной собственности;

–задействовать подлинно рыночный механизм, оптимально сочетающий конкуренцию и регулирование;

–формировать социальные стабилизаторы общественного развития;

–защищать национальные интересы при расширении мирохозяйственных связей.

Ключевой проблемой  формирования современной модели национальной экономики является организация  модели эффективного уклада, ориентированного на развитие личности. Социально-экономическая  реконструкция экономики, не полагающаяся на спонтанность возникновения и функционирования рынка, требует активной деятельности государства. При этом укрепление институтов государственной власти как практическая задача должно выводиться из объективных положений по развитию рыночной экономики и ориентироваться на критерий экономической и социальной эффективности. Меры государственного регулирования должны охватить не только решение экономических проблем, но и комплекс социально-психологических национальных особенностей.

Как отмечает В. Коков, решение проблемы создания эффективной рыночной экономики возможно лишь с опорой на государство и посредством его активной экономической роли.

Государственное регулирование обеспечивает формирование конкурентоспособных хозяйственных  организаций, способных работать на внутренних и мировых рынках в условиях жесткой состязательности, концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обновления производства, поддерживает частные инициативы по освоению элементов современного и новейшего технологического укладов, стимулируя инновационную активность. Оно должно способствовать проявлению конструктивных возможностей рынка, одновременно нейтрализуя его деструктивные функции и при этом учитывать российскую специфику. Совершенствование экономического механизма хозяйствования предполагает расширение масштабов государственной поддержки в осуществлении совокупности экономической деятельности страны.

Таким образом, первоочередной задачей государственного регулирования является обеспечение  стабилизации и экономического роста производства. Его решение полностью зависит от способности государственных структур осуществлять управление экономической системой страны.

 

3.2 Перспективы  развития Кыргызской Республики  в условиях трансформации экономики.

Кыргызская Республика – аграрно-индустриальная страна. Сельское хозяйство – ведущая отрасль экономики, в которой создается около 40% валовой добавленной стоимости и занято более половины трудоспособного населения. Доля сельскохозяйственных угодий составляет 53,9 % от общей территории республики. Основной отраслью сельского хозяйства является растениеводство (выращивание зерна, хлопка, табака, масличных, плодоовощных и бахчевых культур). Развивается мясомолочное животноводство. Перспективной отраслью является овцеводство.

Основные отрасли  промышленности – гидроэнергетика, цветная металлургия, горнорудная  промышленность, машиностроение, приборостроение, легкая и пищевая промышленность.

Машиностроение  получило развитие главным образом  на севере республики. Там же сосредоточены и крупнейшие предприятия легкой промышленности (трикотажные, швейные, кожевенно-обувные фабрики, камвольно-суконный комбинат). Большая часть предприятий цветной металлургии расположена на юге (Ошская область). Город Ош является также крупным центром шелковой и хлопчатобумажной промышленности. В республике создано крупное производство цемента. Отрасли пищевой промышленности (мясная, маслосыродельная, сахарная, маслобойная, табачная и др.) практически полностью работают на местном сельскохозяйственном сырье.

Кыргызская  Республика обладает значительными  месторождениями полезных ископаемых, таких как ртуть (1/5 общемировых  запасов), сурьма, золото (12 крупных  месторождений, в том числе Кумтор, входящий в десятку крупнейших в  мире), уголь (третье место по запасам в СНГ). Ее недра содержат нефть, газ, волостанит, железную руду, цветные и редкоземельные металлы, платину, облицовочный камень, серу, песчано-гравийные отложения. Перспективным направлением является разработка гидроэнергетических ресурсов.

Экономика Кыргызской Республики оказалась устойчивой по отношению к негативному влиянию мирового финансового кризиса и сложной ситуации в энергетическом секторе республики.

Развитие экономики  Кыргызстана, ее положение в международной  экономической системе зависит от структуры общественного производства, которое складывается под давлением мирового капитала. Экономическая глобализация влечет за собой «денационализацию» экономики путем установления транснациональных сетей производства, торговли и финансов. В экономике «без границ» национальным правительствам отводится роль «приводных ремней», обслуживающих мировой капитал или главным образом - посреднические институты, обеспечивающих связь все более крепнущими региональными и глобальными механизмами управления.

Национальная экономика Кыргызстана все в большей степени становится зависимой от глобальных рынков, противостоящих национальной экономической деятельности, когда дееспособность, полномочия и легитимность национального государства ставятся под сомнение. По мере того, как институты глобального управления претендуют на все большую роль, независимость и автономия государства все заметнее нивелируется. Экономическая и политическая власть планомерно денационализируется и национальные государства все больше становятся «разновидностью переходной организации для управления экономическими процессами». В будущем государству будет отведена более скромная роль. Кыргызстан должен учитывать, в эпоху глобализации усиливается неравенство между развитыми странами и странами «третьего мира». Такое неравенство приводит к усилению развитию фундаментализма и разделенности государств.

В целях сдерживания  роста инфляции Правительством Кыргызской Республики и Национальным банком Кыргызской Республики была продолжена работа, направленная на сглаживание экономических колебаний, поддержание стабильности уровня цен, регулирование темпа прироста денежной массы в рамках реализации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

В целях улучшения  ситуации Правительством Кыргызской Республики были приняты меры по продвижению экспортной продукции на зарубежные рынки путем снижения торговых барьеров на пути следования кыргызской экспортной продукции, и со временем будет развиваться приграничная торговля с сопредельными государствами.

По причине  низкого уровня воды в Токтогульском водохранилище, сократились темпы роста в производстве и распределении электроэнергии.

Из-за продолжающегося  периода маловодья риски ограничения  потребления электроэнергии для  предприятий сохранятся, и в этой связи, важными условиями для стабилизации промышленности республики должны стать сокращение потерь электроэнергии и энергосбережение. Кроме того, должны быть предприняты меры по запуску простаивающих предприятий и вводу новых мощностей, модернизации имеющихся производств и улучшению условий для ведения хозяйственно-экономической деятельности.

Перспективами развития Кыргызской Республики в условиях трансформации экономики являются:

- изменение  прогнозных показателей предприятий,  разрабатывающих месторождение  «Кумтор»;

- изменение цен производителей в отраслях, формирующих ВВП;

- предстоящее  реформирование системы оплаты  труда в бюджетной сфере (повышение  заработной платы работникам  социальной сферы);

- изменение  потребительских цен на основные  продовольственные товары, влияющие на уровень жизнь населения;

- прогнозы мировых  цен на продовольствие, сырую нефть, золото.

Иностранные инвестиции в экономике Кыргызской Республики.

Укрепление  позиций Кыргызской Республики в  мире требует интенсивного развития приоритетных отраслей экономики, реконструкции и технического перевооружения действующих, а также строительство новых предприятий, что предполагает всемерное привлечение иностранного капитала.

Для иностранных  инвесторов в настоящее время  наиболее приоритетными отраслями  вложения капитала в экономику Кыргызстана  являются цветная металлургия и  пищевая промышленность, на долю которых  приходится около 50 % всего объема инвестиций.

Наиболее перспективными инвестиционными проектами в республике являются:

-реализация  проекта строительства Камбаратинских  ГЭС-1 и ГЭС-2 с целью обеспечения  внутренних потребностей в электроэнергии  и поставок ее на экспорт;

-участие в  реабилитации, сооружении и приватизации объектов электроэнергетики и других отраслей Кыргызской Республики;

-развитие сотрудничества  в области туризма.

 

 

 

Заключение

В условиях тоталитарного  государственного управления, по существу,

парализуется  рыночная система, и ликвидируются  и важнейшие звенья: товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные подобия рыночных связей. Например, вместо рынка средств производства организуется приказная система материально-технического снабжения.

Начатый в нашей  стране переход к рынку предполагает воссоздать в полном

объёме все  рыночные отношения с присущими  им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических  методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в  интересах всего населения. Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

Информация о работе Рынок и государство