Рынок и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:23, реферат

Описание работы

Подобно тому, как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимается всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивавших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека. Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Сущность и теоретические основы развития рынка в условиях
государственного регулирования.
Теоретические основы развития государства и рынка;
Методы государственного регулирования экономики;
Сущность и необходимость государственного регулирования.

Глава 2 Экономические системы и роль государства в них.
Сущность экономических систем. Её преимущества и недостатки.
Несовершенство рыночного механизма и его последствия;
Роль государства в экономических системах.

Глава 3 Проблемы и перспективы развития.
Проблемы государственного регулирования в различных экономических системах.
Перспективы развития Кыргызской Республики в условиях трансформации экономики.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Расширенный реферат. Рынок и Государство.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Двинуть экономику в сторону псевдорыночного равновесия способно только государство.

Вот в общих чертах пределы  государственного вмешательства в  рыночную экономию. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз эффективно работающих рыночных механизмов и государственного регулирования позволил решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство делает больше, чем ему “отпущено” рыночной экономикой, то, происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Государство выполняет  свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия на экономику, но существуют ограничения, требования, идущие от рыночной системы.

1. В принципе  исключены любые действия государства,  разрывающие связи внутри рыночного  механизма, разрушающие его. Недопустимы,  например, тотальное директивное  планирование, декретированное распределение производственных ресурсов и потребительских товаров, всеохватный административный контроль над ценами и другие аналогичные формы государственного вмешательства. Это требование вовсе не означает, что в рыночной экономике государство, скажем, снимает с себя всякую ответственность за динамику цен или запрещает планирование. Напротив, государство внимательно следит за движением цен и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста.

2. Поскольку  рынок представляет собой во  многом самонастраивающуюся систему,  влиять на него можно в основном  лишь косвенными, экономическими  методами. В целом ряде случаев  административные меры не только  допустимы, но и абсолютно необходимы.

3. Самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает такие регуляторы, не думая о том, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего влияния на экономику сравнима разве что с централизованным планированием.

4. Надо иметь  в виду, что среди экономических  регуляторов нет ни одного  идеального. Любой из них, принося  положительный результат в одном секторе экономики, непременно дает негативные эффекты в других. И тут ничего нельзя изменить. Тогда получается, что от государства собирающегося пользоваться экономическими инструментами регулирования, требуется постоянный контроль над такими эффектами и их своевременное гашение. В сущности речь идет об ответственности государства за отрицательные последствия собственных решений и действий.

Реформы, осуществляемые в стране, призванные изменить характер участия государства в хозяйственной деятельности, уменьшить долю государственной собственности, создать экономические условия для обеспечения высокой деловой активности. Любая масштабная акция требует тщательной подготовки и взвешенности. Цель государственного регулирования экономики - создать такую ​​хозяйственную систему, которая ориентировалась на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства и обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности.

Ориентирами, которых придерживается государство в процессе регулирования экономики, являются показатели, характеризующие уровень экономического развития и качество жизни: продолжительность жизни человека, доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека, состояние окружающей среды.

Итак, конкретнее государственное регулирование  можно определить как влияние  государства на воспроизводственные  процессы в экономике соответствующими средствами с целью сориентировать субъектов и отдельных граждан  на достижение целей и приоритетов  государственной политики общественного развития. Государственное регулирование - это почти все функции государства, связанные с экономической и экономико-социальной деятельностью и призваны обеспечить условия функционирования рыночной экономической системы.

Государственное регулирование охватывает все направления общественного производства. Однако первоочередное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Эти вопросы составляют основное содержание государственного регулирования экономики. Вместе учитывая имеющиеся особые условия реформирования решаются острые экономические и социальные проблемы, в частности структурные преобразования, технологические обновления, преодоления кризисных явлений.

Процесс опосредования  государством экономической жизни - это процесс государственного регулирования экономики. Постепенно он становится двигателем экономического развития. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики следует из объективно присущих государству экономических функций. В условиях существования различных форм собственности роль государственного регулирования заключается, с одной стороны, в обеспечении юридического механизма их реализации, а с другой - в направленном воздействии на рыночные параметры, обеспечивающие организацию функционирования экономической системы как целого.

В экономической  науке существуют два противоположных  подхода к участию государства  в регулировании процессов - классическая и кейнсианская теории. С точки  зрения классиков, рыночный механизм автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения, а следовательно исключает длительные нарушения в экономике, спад производства, инфляции, безработицы.

В отличие от традиционной классической теории английский экономист Джон Мейнард Кейнс  обосновал объективную необходимость и практическое значение государственного регулирования рыночной экономики. Его теория - это анализ взаимодействия и взаимосвязей различных агрегированных экономических категорий и величин, исследование того, как несоответствие между ними влияет на состояние экономики, а также в каких пределах и какими методами государственного вмешательства можно достичь согласования между этими категориями и величинами с целью постоянного экономического развития.

Обострение  социально-экономического кризиса в странах с рыночной экономикой заставило их пересмотреть методы и подходы к макроэкономической-го регулирования, а потому большое распространение получили неоклассические теории. В их основу положена концепция саморегулирования экономики и ограниченного государственного вмешательства. В отличие от кейнсианского стимулирования спроса они, допуская безработицы, значительное внимание уделяется ограничению инфляции.

Вместе с  тем переход к консервативной модели регулирования не означает полного  отказа от кейнсианских методов, а является лишь изменением стратегии по сохранению в определенных пределах традиционных инструментов в случае их модернизации. Государство, несмотря на почти повсеместное проведение политики приватизации, не выпускает из рук рычагов регулирования, продолжает выполнять присущие ему функции, прежде политико-стратегические, экономические, социальные и экологические.

В странах с  развитой рыночной экономикой намерениях введения прямого государственного контроля превращаются в реальность всегда, когда вероятным становится разрушение конкуренции. И здесь государство старается учесть как интересы отдельных групп экономических субъектов, так и общепризнанные потребности общества в поддержании регулируемого конкурентного порядка в стране. Государственное регулирование необходимо при наличии трех моментов.

1. В случае  естественной монополии, когда  исходной является тезис об  ограниченности ресурсов в отрасли.  Зачастую эта ограниченность  искусственно создается предприятиями,  функционирующими в этих областях, ибо она призвана создать особые условия рыночной деятельности.

2. В условиях  рыночной монополии, когда речь  идет о "неконкурентное рыночное  вытеснения", т.е. продавцы за  дискриминации цен или их агрессивное  снижение пытаются вытеснить  с рынка конкурентов с целью установления господствующего рыночной среды.

3. Когда наблюдается  побочное действие, т.е. в процессе  производства или потребления  товаров появляются недостатки  в ценовой системе. Цена теряет  свойство показателя ограниченности, потому в расчет принимаются только те выгоды и невыгоды, которые определяет экономический субъект. Побочный (экс-тернальний) эффект может быть и отрицательный, и положительный. В первом случае социальные расходы превышают личные, а личная выгода превышает общественное. Примером является вред, причиненный окружающей среде: вырубка лесов, загрязнение сточными водами морей, озер, рек. И наоборот, в случае положительного побочного эффекта социальная выгода превышает личную.

Следовательно, государственное рыночно-организационное регулирование является политикой, определяющий правовые ограничения для предприятий всех сфер экономики, политики, которая через применение государством специальных мер влияет на текущие рыночные события. Среди государственных мероприятий выделяют шесть ценовых ограничений: ограничение прибыли, затрат, установление стандартов качества и кондиции; расширение публичных и тарифных обязательств, для определения производственных обязанностей, обязанностей транспортировки и поставки транспортных предприятий. Параметры влияния государства на рыночные события классифицируются по трем группам: регулирование процесса вхождения в рынок; регулирования рыночного ценообразования; регулирования рыночных объемов производства.

 

Глава 2  Экономические системы  и роль государства в них.

2.1 Сущность экономических систем. Её преимущества и недостатки.

Совокупность  всех экономических процессов, совершающихся  в обществе на основе действующих  в нем имущественных отношений  и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Основными элементами экономической системы являются:

–социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

–организационные формы хозяйственной деятельности;

–хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

–конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В последние  полтора-два столетия в мире действовали  различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых  доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Отличительными  чертами рыночной экономики со свободной  конкуренцией являлись:

–частная собственность на инвестиционные ресурсы;

–рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции;

–наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара.

Одной из главных  предпосылок к возникновению  чистого капитализма выступает  личная свобода всех участников экономической  деятельности — не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса стала  свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут  новый уровень развития человеческого фактора - главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора направления развития стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Фундаментальные задачи экономического развития в рассматриваемой  экономической системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший  доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально  широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационный (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика представлена несколькими  типами хозяйственных систем. Сами хозяйственные системы могут  подразделяться на несколько типов.

Под хозяйственной системой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством данного государства.

Информация о работе Рынок и государство