Рынок и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:15, реферат

Описание работы

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потре­бителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регули­рующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и произво­дителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

Аннотация по разделам

1
Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка
4
1.1
Рыночная модель для Украины
6
1.2
Влияние рынка на цену.
9
1.3
Концентрация рынка и ее оценка
10
1.4
Структура и функции рынка
11
1.5
Основные модели рынка
15
1.6
Конкуренция в системе рынка
15
2
Виды и свойства конкуренции.

2.1
Виды конкуренции
19
2.2
Условия возникновения конкуренции
19
2.3
Функции конкуренции
20
2.4
Экономический закон конкуренции.
21
2.5
Неполная конкуренция и монополия
22
2.6
Совершенная конкуренция.
23
2.7
Характерные черты совершенной конкуренции
24
2.8
Спрос на продукт конкурентного продавца
25
2.9
Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции
26
2.10
Ценообразование в условиях свободной конкуренции
26
2.11
Достоинства совершенной конкуренции
27
2.12
Недостатки совершенной конкуренции
28
2.13
Актуальность чистой конкуренции
28
2.14
Несовершенная конкуренция
29
2.15
Влияние несовершенной конкуренции на рынок
31
2.16
Монополистическая конкуренция
31
2.17
Условия возникновения
32
2.18
Характерные черты
32
2.19
Эффективность монополистической конкуренции.
35
2.20
Ценовая конкуренция
35
2.21
Неценовая конкуренция
36
3
Особенности конкуренции

3.1
Защита конкуренции
36
3.2
Нечестная конкуренция
37
3.3
Суть формирования стратегии конкуренции
37
3.4
Правительство как фактор отраслевой конкуренции
38
3.5
Входные барьеры
39
3.6
Угроза входа конкурентов
43
3.7
Ожидаемый отпор
43
4
Заключение

Файлы: 1 файл

Рынок и конкуренция.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

     В правительстве сначала говорили как о возможном факторе влияния на входные барьеры, тем не менее, в 1970-1980-х годах правительство на всех уровнях следует признавать как такое, что имеет потенциальное влияние на много, если не на все аспекты отраслевой структуры и непосредственно, и опосредствованно. Во многих областях правительство есть покупателем или продавцом, и может влиять своей политикой на конкуренцию в области. Например, правительство сыграет решающую роль как покупатель оборонительной продукции, а также как поставщик лесоматериалов. Во многих случаях роль правительства как поставщика или покупателя определяется больше политическими факторами, чем экономическими обстоятельствами, и это, возможно, естественный факт. Регулятивные мероприятия правительства могут также ограничивать поведение фирм как поставщиков или покупателей.

     Правительство также может влиять на положение  в области относительно заменителей  через регулирование, субсидирования и прочие мероприятия. Например, правительство СЕЛА предоставляет значительную помощь, развитию солнечной энергетики, используя налоговые стимулы и гранты для исследователей. Снятия Государственного контроля над использование естественного газа приводит к быстрому вытеснению ацетилена как химического сырья. Нормы безопасности и загрязненности влияют на относительные затраты и качество заменителей. Правительство может влиять и на соперничество конкурентов, регулируя развитие области, структуру затрат и т.п.

     Таким образом, не может существовать завершенного структурного анализа без оценки влияния сегодняшней и будущей  правительственной политики всех уровней  на условия структуры области. С  целью стратегического анализа, как правило, целесообразнее рассмотреть, как правительство влияет на конкуренцию через пять ее факторов, чем исследовать его в роли такого фактора. Вместе с тем в стратегическом аспекте правительство можно рассматривать как объект, что сам испытывает влияние.

Входные барьеры

     Входные барьеры можно создавать шестью основными способами:

Экономия  за счет масштабов. Экономия за счет масштабов означает уменьшения затрат на единицу продукции (или на производственную операцию или функцию) по мере возрастания абсолютного объема продукции за период. Такая экономия препятствует вхождению, заставляя новичка увеличивать масштабы производства и рисковать получить отпор от существующих фирм или же начинать из небольших объемов производства и нести убытки. Оба пути есть нежелательными. Экономия за счет масштабов может существовать почти в каждой фазе бизнеса, включая производство, куплю, опытно-конструкторскую деятельность, маркетинг, сервис, розничную торговлю и распределение. Например, экономия за счет масштабов в производстве, опытно-конструкторских роботах, маркетингу и сфере услуг служит, вероятно, самым надежным барьером на входе к компьютерной индустрии, и этот факт с сожалением открыли для себя компании "Хегох".

     Экономия  за счет масштабов может касаться целой функциональной сферы, как  в случае с торговым персоналом фирмы, или же она может возникать из конкретных операций или видов деятельности. Например, в производстве телевизоров экономия за счет масштабов есть значительной в производстве цветных кинескопов, и есть небольшой при производстве корпусов и на участке складывания. Важно исследовать каждый компонент затрат в отдельности через конкретную связь между затратами на единицу продукции и масштабами.

     Подразделы  многофункциональной (что занимается разными видами бизнеса) фирмы могут  использовать другие виды экономии, подобные к экономии за счет масштабов, если они способные распределить операции или функции, которые дают экономию, с другими подразделами компании. Например, многофункциональная компания может вырабатывать небольшие электродвигатели, которые потом используются в производстве промышленных вентиляторов, сушилок волоса и охладительных систем для электронного оснащения. Если экономия за счет масштабов в производстве двигателей превышает количество двигателей, нужных на одном определенном рынке, многофункциональная компания, диверсифицированная в такой способ, получит экономию. Эта экономия превысит ту сумму, какую фирма получила, если бы электродвигатели использовались для производства лишь, скажем, сушилок волоса. Так, взаимосвязанная диверсификация в общих операциях или функциях может устранить ограничения на объем продукции, которые накладываются размерами данной области. Потенциальный конкурент вынужден диверсифицировать или же нести убытки. Деятельности или функции, которые дают экономию на масштабах и которые можно распределить, могут включать работу торгового персонала, системы распределения, закупки фирмы и т.п.

     Выгода  от распределения более всего  весит при наличии общих затрат. Последние возникают, когда фирма - производитель товара А (ли подраздел, занятый в производстве А) должен иметь мощности для производства товара Б. Примером этого есть пассажирские и грузовые авиаперевозки (в грузовых самолетах по технологической причине пассажиры заполняют ограниченную площадь самолета - салон, а сдача пространства отводится для груза). Подъем самолета в воздух требует значительных затрат, независимо от количества пассажиров на борту. Итак, фирма, которая соревнуется за рынки пассажирских и грузовых перевозок, может иметь значительный перевес над компанией, которая ведет конкурентную борьбу лишь на одном рынке. Один и тот же эффект наблюдается в случае с процессом производства, кроме основной продукции, побочных продуктов. Фирма-новичок, которая, в отличие от уже существующих фирм, не получает максимальной выручки от побочных продуктов, может понести убыток.

     Типичный  пример общих затрат - это способность  производственных подразделов компании распределить нематериальные активы, такие как марочные названия и ноу-хау. Затраты на создание нематериального актива одноразовые; потом этот актив можно легко применить в других сферах бизнеса, определенной дополнительной суммы будет требовать, кроме того, его модификация и приспособления к другим условиям. Итак, ситуация, за которой распределяются нематериальные активы, может дать значительную экономию.

     Экономия  за счет масштабов выступает в  роли входного барьера там, где существует экономия за вертикальной интеграцией, то есть операции на последовательных этапах производства или распределения.

     Чтобы этот входной барьер сработала, необходимо, лишь бы распределенная операция или функция давала экономию за счет масштабов, которая бы выходила за пределы любого рынка. Иное сбережение средства путем распределения может оказаться иллюзорным. Компания может наблюдать уменьшения затрат, тем не менее это поясняется исключительно излишними мощностями в операции или функции. Такая экономия непродолжительная, и, когда производственные мощности полностью загруженные, фактические затраты распределенной операции станут очевидными.

       В этом случае фирма новичок  должна интегрироваться или же  она несет убытки и, возможно, утратит право на пользование  ресурсами или рынком сбыта,  если большинство укорененных  конкурентов есть интегрированными. Потеря права в таких ситуациях  обосновывается тем, что большинство потребителей покупают продукцию у подразделов собственной фирмы и так же большинство поставщиков "торгуют" в границах собственной компании. Независимой фирме тяжело поддерживать сравнительно одинаковые с конкурентами цены, и ее могут "раздавить", если интегрированные конкуренты будут предлагать ей другие условия, чем своим подразделам. Требование интегрироваться на входе может увеличить риск отпора со стороны конкурентов и соорудить другие входные барьеры, о которые речь пойдет ниже.

     Товарная  дифференциация означает, что уже  существующие фирмы пользуются идентификацией марки и благосклонностью покупателей  благодаря проведенной рекламной  кампании, организации сервиса, отличия  товаров или просто по правую первого  в области. Дифференциация создает входной барьер, заставляя новичков расходовать значительные средства на завоевание авторитета у покупателей. Эти усилия, конечно, оборачиваются начальными убытками и потерей времени. Такие капиталовложения в создание марочного названия в особенности рискованные, поскольку они не оправдываются в случае неудачного входа.

     Товарная  дифференциация, наверное, есть важнейшим  входным барьером на рынок товаров  для детей, лекарства, косметики, инвестиционных кредитов и бухгалтерского учета  государственных предприятий. В области пивоварения она дополняется экономией за счет масштабов в производстве, маркетинга и распределения, а это создает высокие входные барьеры.

     Требование  инвертирований. Необходимость вкладывать значительные финансовые ресурсы, чтобы успешно конкурировать, создает входной барьер, в особенности, если капитал вкладывается в рискованную или убыточную предыдущую рекламу или опытно-конструкторскую деятельность. Капитал может понадобиться не только для производственных зданий, но и для кредита доверия покупателей, поддержки складских запасов или для покрытия убытков на старте. Фирма "Хегох" соорудила основной входной барьер на рынок копировальной техники, когда решила сдавать копировальные аппараты в аренду, а не продавать их, что значительно увеличило потребность в рабочем капитале. В то время, как сегодняшние ведущие корпорации владеют финансовыми ресурсами, достаточными для входа в любую область, необходимость огромных инвестиций в таких областях, как компьютеры и добыча минералов, ограничивают количество потенциальных конкурентов. Даже если на рынке капиталов есть средство,  вход будет рискованным вариантом использования капитала, что должно отбиваться в наценках за риск новичка, а это создает преимущества для уже существующих в области фирм.

Переходные  затраты.

     Входной барьер создается наличием переходных затрат, то есть разовых затрат фирмы-покупателя на переход от товара одного поставщика к товару другого. В переходные затраты  могут входить стоимость переподготовки персонала и нового вспомогательного оборудования, затраты времени и денег на проверку надежности нового поставщика, потребность в технической помощи со стороны нового продавца, создания нового дизайна товара ли даже материальные затраты на разрыв отношений4. Если эти переходные затраты являются значительными, новички должны радикально уменьшить затраты ли улучшить качество товара, чтобы покупатели переключились на потребление их продукции. Например, растворы для внутривенного вливания и самые процедуры вливания в разных больницах отличаются, тем не менее, аппаратура для вливания раствора годится лишь для данной больницы. В этом случае переход вызовет сильное сопротивление медсестер и требует новых инвестиций в медицинское оснащение.

Доступ  к каналам распределения.

     Входной барьер может создаться потребностью фирмы-новичка обеспечить распределение своего товара. К той границе, пока надежные каналы распределения товара уже обслуживаются старыми фирмами, новая фирма должен убедить лица, которые занимаются распределением, принять ее товар, предлагая ценовые скидки, общую рекламу с скидкой и подобные мероприятия, которые уменьшают прибыли. Например, производитель нового продукта питания должен убедить розничных торговцев предоставить нему место на полке супермаркета, где продаются товары фирм, которые отчаянно конкурируют между собою, а итак, должен оказывать содействие сбытовые товара и предоставлять другую помощь.

     Чем большие ограничения для оптовых  или розничных каналов распределения  товара и чем теснее существующие конкуренты связаны с этими каналами, тем более тяжелым есть вход к области. Существующие конкуренты могут иметь с представителями каналов отношения, которые основываются на продолжительном сотрудничестве, высококачественном сервисе ли даже исключительном партнерстве, при котором канал распределения полностью работает на конкретного производителя. Иногда этот входной барьер есть таким высоким, что для его преодоления новая фирма должна создать абсолютно новый канал распределения.

Относительные перерасходы независимо от масштаба.

   Существующие  фирмы могут экономить на затратах, которые невозможны для потенциальных конкурентов, которые входят в область, независимо от их размеров и суммы экономии на масштабах. Главнейшую роль сыграют такие факторы:

  • Запатентованная технология производства: ноу-хау ли характеристики дизайна, который есть исключительной собственностью благодаря патентованию или сохранению в тайне.
  • Благоприятный доступ к сырью: старые фирмы могут захватить лучшие источники сырья раньше и по ценам, которые отбивают меньший, чем сегодня, спрос на сырье и или удовлетворить предвиденные потребности.
  • Благоприятное расположение: старые фирмы могли занять благоприятные местоположения  к тому, как цены под действием рыночных сил поднялись вверх, отбивая реальную стоимость.
  • Правительственные субсидии: преференциальные субсидии правительства могут предоставить существующим фирмам стойкое преимущество в некоторых видах бизнеса.
  • Кривая опыта: в некоторых видах бизнеса существует четкая тенденция уменьшения затрат на единицу продукции по мере того, как опыт фирмы в производстве этого продукта возрастает. Затраты уменьшаются, поскольку рабочие усовершенствуют методы работы и действуют эффективнее, оборудования и производственные процессы усовершенствуются, оборудование используется оптимально, дизайн продукта изменяется, что облегчает производственный процесс.

Информация о работе Рынок и конкуренция