Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:15, реферат
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
ВВЕДЕНИЕ
3
Аннотация по разделам
1
Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка
4
1.1
Рыночная модель для Украины
6
1.2
Влияние рынка на цену.
9
1.3
Концентрация рынка и ее оценка
10
1.4
Структура и функции рынка
11
1.5
Основные модели рынка
15
1.6
Конкуренция в системе рынка
15
2
Виды и свойства конкуренции.
2.1
Виды конкуренции
19
2.2
Условия возникновения конкуренции
19
2.3
Функции конкуренции
20
2.4
Экономический закон конкуренции.
21
2.5
Неполная конкуренция и монополия
22
2.6
Совершенная конкуренция.
23
2.7
Характерные черты совершенной конкуренции
24
2.8
Спрос на продукт конкурентного продавца
25
2.9
Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции
26
2.10
Ценообразование в условиях свободной конкуренции
26
2.11
Достоинства совершенной конкуренции
27
2.12
Недостатки совершенной конкуренции
28
2.13
Актуальность чистой конкуренции
28
2.14
Несовершенная конкуренция
29
2.15
Влияние несовершенной конкуренции на рынок
31
2.16
Монополистическая конкуренция
31
2.17
Условия возникновения
32
2.18
Характерные черты
32
2.19
Эффективность монополистической конкуренции.
35
2.20
Ценовая конкуренция
35
2.21
Неценовая конкуренция
36
3
Особенности конкуренции
3.1
Защита конкуренции
36
3.2
Нечестная конкуренция
37
3.3
Суть формирования стратегии конкуренции
37
3.4
Правительство как фактор отраслевой конкуренции
38
3.5
Входные барьеры
39
3.6
Угроза входа конкурентов
43
3.7
Ожидаемый отпор
43
4
Заключение
Вообще
говоря, степень эластичности кривой
спроса фирмы в условиях монополистической
конкуренции будет зависеть от числа
конкурентов и степени дифференциации
продукта. Чем больше число конкурентов
и слабее дифференциация продукта, тем
больше будет эластичность кривой спроса
каждого продавца, то есть тем больше ситуация
будет приближаться к чистой конкуренции.
Основными
признаками монополистической
конкуренции являются:
Эффективность
монополистической
конкуренции.
Оценка монополистической конкуренции с точки зрения общества предполагает рассмотрение следующих аспектов:
а) Внешний эффект увеличения разнообразия продукции, который является положительным, так как при росте числа фирм и появлении новой продукции возникает дополнительный потребительский излишек;
б) Внешний
эффект «перехвата» покупателей, который
можно отнести к отрицательным эффектам,
так как появление конкурентов означает
утрату фирмами отрасли части потребителей
и снижение прибыли. В зависимости от суммарного
воздействия этих двух эффектов на рынках
монополистической конкуренции предлагается
либо слишком мало, либо слишком много
видов товаров.
Ценовая конкуренция
Ценовая конкуренция- это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Фирмы-продавцы двигаются по кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Основной условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.
Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна.
Неценовая
конкуренция
Неценовая конкуренция
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.
Защита конкуренции
Существованию конкуренции угрожает монополия. В широком понимании монополия - это такая ситуация, за которой продавцов (производителей) настолько имело, что каждой из них может влиять на общий объем предложения и цену продукции, которая реализуется.
Практика удостоверяет, что в зависимости от характера и причин, являются такие виды монополии: естественная, легальная и искусственная.
Естественная монополия существует в областях, которые вырабатывают редчайшие металлы и прочие элементы производства, а также в областях инфраструктуры, которые имеют важное и стратегическое значения. Контроль, над которым может осуществляться со стороны государства (например, производство ядерного оружия).
Легальная
монополия получается на законных основаниях
для предоставления особых услуг (связь,
органы, которые предоставляют
Искусственная монополия возникает вследствие особого положения предприятий для получения монополистических преимуществ.
Угроза монополии состоит в том, что там, где властвуют монополисты, исчезает свободная конкуренция, то есть прекращается общественное влияние на производство. Монополисты получают возможность манипулировать ценами для собственной выгоды и в ущерб обществу в целом.
Важное значение имеет критерий оценки степени монополизации: это одна группа или группа их в производстве продукции, частица их оборота. В мировой практике принят считать, что доминирующее положение предприятия или группы их на рынке возникает тогда, когда на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, или на трех и меньше предприятий - свыше 4/2 общего оборота, или на пять и меньше предприятий - свыше 2/3 оборота.
В хозяйственной практике Украины монополистами являются те участники хозяйственного оборота, частица которых на рынке превышает 70 процентов.
Защита конкуренции осуществляет государство. В статье 42 Конституции Украины записано: "Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и границы монополии определяются законом".
Для защиты конкуренции разработан антимонопольное законодательство и создан Антимонопольный комитет Украины.
Защита конкуренции предусматривает, прежде всего, демонополизацию экономики и создания конкурентной среды. Уже в конце 1997 г. в Украине тысячи государственных монополий в процессе приватизации превратились на частные предприятия. Благодаря мероприятиям, направленным на демонополизацию экономики, на рынках появилось почти 5000 новых хозяйственных субъектов.
Опыт показал, что демонополизация экономики Украины дала ощутимые результаты для развития конкуренции там, где на предприятиях появились собственники, которые заботятся о развитии производства, а не об удовлетворение собственных текущих потребностей.
Антимонопольный
комитет Украины направляет свою деятельность
на защиту именно конкуренции, а не лиц,
которые берут в ней участие: производителей,
покупателей, продавцов - юридических
лиц или граждан.
Нечестная конкуренция
Нечестная конкуренция - это деятельность хозяйственного субъекта, которая направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке, обманом потребителей, партнеров, других хозяйственных субъектов и государственных органов. Методы осуществления нечестной конкуренции такие.
Во-первых, дезинформация со стороны производителя потребителей - покупателей и хозяйственных субъектов о товаре и услугах. Она оказывается в неправильных сведениях о потребительских свойствах товара: класс, сорт, качество изготовления.
Во-вторых, использования товарного знака, фирменного наименования или маркирование товара без разрешения хозяйственного субъекта, на имя которого они зарегистрированы. Как правило, используются товарные бланки, маркирования тех фирм, продукция которых пользуется большим спросом.
В-третьих,
распространения неправдивых
В-четвертых, старания некоторых фирм влиять на поставщиков ресурсов и банки для того, чтобы они отвечали отказом конкурентам в снабжении сырья, материалов, а также в предоставлении кредитов.
В-пятых,
переманивания ведущих
К
нечестной конкуренции можно
отнести также нарушения
Основными методами являются:
К
этому можно также добавить и
научно-технический шпионаж, т.к. любая
научно-техническая разработка только
тогда является источником прибыли, когда
она находит применение в практике, т.е.
когда научно-технические идеи воплощаются
на производстве в виде конкретных товаров
или новых технологий.
Суть формирования стратегии конкуренции.
Сутью формирования стратегии конкуренции есть взаимосвязь компании, и ее внешней средой. Внешняя среда есть очень широкой, поскольку в нее входят социальные и экономические факторы, тем не менее, ключевой аспект внешнего окружения фирмы - это область (или области), в которой она ведет конкурентную борьбу. Структура области имеет важное влияние на определение правил конкурентной игры, а также потенциальных стратегий фирмы. Факторы за пределами области имеют преимущественно относительное значение; поскольку внешние факторы, как правило, влияют на все фирмы области, дело состоит в разных возможностях фирм приспосабливаться к этому влиянию.
Интенсивность конкуренции в области не является ни стечением обстоятельств, ни невезением. Быстрее, конкуренция в области вырастает из фундаментальной экономической структуры последней и означает что-то значительно больше, чем поведение существующих конкурентов. Состояние конкуренции в области зависит от пяти основных факторов. Совокупное влияние этих факторов определяет потенциал предельной прибыли в области, где потенциал прибыльности измеряется в показателях долгосрочной отдачи от инвестированного капитала. Не все области имеют одинаковый потенциал. Они существенным образом отличаются за своей предельной прибыльностью, поскольку отличается совокупное влияние факторов конкуренции. Последние колеблются от интенсивных в таких областях, как производство автошин, бумаги и постоянные (где ни одна фирма не получает больших прибылей), к относительно нестрогих в таких сферах, как нефтедобывающее оборудование и услуги, производство косметики и предметы туалета (где высокую прибыль получает много фирм).
Задача
стратегии конкуренции для