Рынок и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:15, реферат

Описание работы

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потре­бителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регули­рующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и произво­дителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

Аннотация по разделам

1
Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка
4
1.1
Рыночная модель для Украины
6
1.2
Влияние рынка на цену.
9
1.3
Концентрация рынка и ее оценка
10
1.4
Структура и функции рынка
11
1.5
Основные модели рынка
15
1.6
Конкуренция в системе рынка
15
2
Виды и свойства конкуренции.

2.1
Виды конкуренции
19
2.2
Условия возникновения конкуренции
19
2.3
Функции конкуренции
20
2.4
Экономический закон конкуренции.
21
2.5
Неполная конкуренция и монополия
22
2.6
Совершенная конкуренция.
23
2.7
Характерные черты совершенной конкуренции
24
2.8
Спрос на продукт конкурентного продавца
25
2.9
Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции
26
2.10
Ценообразование в условиях свободной конкуренции
26
2.11
Достоинства совершенной конкуренции
27
2.12
Недостатки совершенной конкуренции
28
2.13
Актуальность чистой конкуренции
28
2.14
Несовершенная конкуренция
29
2.15
Влияние несовершенной конкуренции на рынок
31
2.16
Монополистическая конкуренция
31
2.17
Условия возникновения
32
2.18
Характерные черты
32
2.19
Эффективность монополистической конкуренции.
35
2.20
Ценовая конкуренция
35
2.21
Неценовая конкуренция
36
3
Особенности конкуренции

3.1
Защита конкуренции
36
3.2
Нечестная конкуренция
37
3.3
Суть формирования стратегии конкуренции
37
3.4
Правительство как фактор отраслевой конкуренции
38
3.5
Входные барьеры
39
3.6
Угроза входа конкурентов
43
3.7
Ожидаемый отпор
43
4
Заключение

Файлы: 1 файл

Рынок и конкуренция.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

      Вообще  говоря, степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической  конкуренции будет зависеть от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса каждого продавца, то есть тем больше ситуация будет приближаться к чистой конкуренции. 

Основными признаками монополистической конкуренции являются: 

  1. Относительно небольшая доля всего рынка, приходящаяся на одну фирму, а, следовательно, ограниченный контроль над ценой;
  2. Сравнительно большое число фирм гарантирует, что тайный уговор с целью ограничения объема выпуска и искусственного повышения (понижения) цены практически невозможен;
  3. Фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;
  4. дифференциация продукта в различных фирмах:
    • по качеству — долговечность, дизайн, мощность и т.п.;
    • по услугам и условиям, связанным с реализацией продукта — сервис, послепродажное обслуживание, доставка, сроки гарантии и т.п.;
    • по размещению и доступности продукта — супермаркеты с более низкими ценами и небольшие магазины на оживленных улицах с более высокими ценами;
    • по рекламе, упаковке, фирменным знакам, престижу;
  5. экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но и на неценовых факторах;
  6. относительно легкое вступление в отрасль, так как необходимый для этого капитал невелик. Возможные финансовые барьеры связаны с необходимостью производства продукта, который отличается от продукта конкурента и рекламой.
 
 

Эффективность монополистической  конкуренции. 

     Оценка  монополистической конкуренции  с точки зрения общества предполагает рассмотрение следующих аспектов:

  1. В долгосрочном периоде равновесие при монополистической конкуренции достигается в точке, находящейся на участке убывания кривой средних общих издержек. Свободный вход и выход на конкурентных рынках приводит к тому, что фирмы находятся в точке минимума средних совокупных издержек. Следовательно, в долгосрочном периоде при совершенной конкуренции производство фирм находится на уровне эффективного, в то время как объем выпуска монопольно конкурентных фирм ниже этого уровня;
  2. Для конкурентной фирмы цена товара равна предельным издержкам; для монопольно конкурентной - цена превышает предельные издержки так как фирма обладает некоторой властью над рынком. Это приводит к тому, что некоторые потребители воздерживаются от приобретения данного товара. Таким образом, при монополистической конкуренции, как и при монополии, существует безвозвратная потеря части продукта и недораспределение ресурсов с точки зрения общества;
  3. С учетом эластичности спроса на продукт можно сделать вывод о том, что объем производства при монополистической конкуренции меньше, чем у конкурентной фирмы, но больше, чем у монополии. При монополистической конкуренции потребители платят более высокие цены за дифференцированный продукт по сравнению с совершенной конкуренцией, когда продукт стандартизирован, и более низкие цены по сравнению с монополией и ее уникальным продуктом;
  4. Вступление новых фирм на рынок при монополистической конкуренции связано с двумя внешними эффектами:

а) Внешний эффект увеличения разнообразия продукции, который является положительным, так как при росте числа фирм и появлении новой продукции возникает дополнительный потребительский излишек;

б)  Внешний эффект «перехвата» покупателей, который можно отнести к отрицательным эффектам, так как появление конкурентов означает утрату фирмами отрасли части потребителей и снижение прибыли. В зависимости от суммарного воздействия этих двух эффектов на рынках монополистической конкуренции предлагается либо слишком мало, либо слишком много видов товаров. 

Ценовая конкуренция

     Ценовая конкуренция- это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен  на товары. Фирмы-продавцы двигаются  по кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Основной условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

     Механизм  ценовой конкуренции действует  следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна.

Неценовая конкуренция 

     Неценовая конкуренция

     При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.  

     Защита  конкуренции

     Существованию конкуренции угрожает монополия. В  широком понимании монополия  - это такая ситуация, за которой продавцов (производителей) настолько имело, что каждой из них может влиять на общий объем предложения и цену продукции, которая реализуется.

     Практика  удостоверяет, что в зависимости  от характера и причин, являются такие виды монополии: естественная, легальная и искусственная.

     Естественная  монополия существует в областях, которые вырабатывают редчайшие  металлы и прочие элементы производства, а также в областях инфраструктуры, которые имеют важное и стратегическое значения. Контроль, над которым может осуществляться со стороны государства (например, производство ядерного оружия).

     Легальная монополия получается на законных основаниях для предоставления особых услуг (связь, органы, которые предоставляют авторского права и т.п.).

     Искусственная монополия возникает вследствие особого положения предприятий для получения монополистических преимуществ.

     Угроза  монополии состоит в том, что  там, где властвуют монополисты, исчезает свободная конкуренция, то есть прекращается общественное влияние на производство. Монополисты получают возможность манипулировать ценами для собственной выгоды и в ущерб обществу в целом.

     Важное  значение имеет критерий оценки степени  монополизации: это одна группа или  группа их в производстве продукции, частица их оборота. В мировой практике принят считать, что доминирующее положение предприятия или группы их на рынке возникает тогда, когда на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, или на трех и меньше предприятий - свыше 4/2 общего оборота, или на пять и меньше предприятий - свыше 2/3 оборота.

     В хозяйственной практике Украины  монополистами являются те участники  хозяйственного оборота, частица которых  на рынке превышает 70 процентов.

     Защита  конкуренции осуществляет государство. В статье 42 Конституции Украины записано: "Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и границы монополии определяются законом".

     Для защиты конкуренции разработан антимонопольное  законодательство и создан Антимонопольный  комитет Украины.

     Защита  конкуренции предусматривает, прежде всего, демонополизацию экономики и создания конкурентной среды. Уже в конце 1997 г. в Украине тысячи государственных монополий в процессе приватизации превратились на частные предприятия. Благодаря мероприятиям, направленным на демонополизацию экономики, на рынках появилось почти 5000 новых хозяйственных субъектов.

     Опыт  показал, что демонополизация экономики Украины дала ощутимые результаты для развития конкуренции там, где на предприятиях появились собственники, которые заботятся о развитии производства, а не об удовлетворение собственных текущих потребностей.

     Антимонопольный комитет Украины направляет свою деятельность на защиту именно конкуренции, а не лиц, которые берут в ней участие: производителей, покупателей, продавцов - юридических лиц или граждан. 

     Нечестная конкуренция

     Нечестная конкуренция - это деятельность хозяйственного субъекта, которая направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке, обманом потребителей, партнеров, других хозяйственных субъектов и государственных органов. Методы осуществления нечестной конкуренции такие.

     Во-первых, дезинформация со стороны производителя  потребителей - покупателей и хозяйственных  субъектов о товаре и услугах. Она оказывается в неправильных сведениях о потребительских  свойствах товара: класс, сорт, качество изготовления.

     Во-вторых, использования товарного знака, фирменного наименования или маркирование товара без разрешения хозяйственного субъекта, на имя которого они зарегистрированы. Как правило, используются товарные бланки, маркирования тех фирм, продукция которых пользуется большим спросом.

     В-третьих, распространения неправдивых сообщений  о товарах своих конкурентов. Такая информация, конечно, наносит  ущерб деловой репутации конкурентов  и отрицательно отбивается на результатах  их коммерческой деятельности.

     В-четвертых, старания некоторых фирм влиять на поставщиков ресурсов и банки для того, чтобы они отвечали отказом конкурентам в снабжении сырья, материалов, а также в предоставлении кредитов.

     В-пятых, переманивания ведущих специалистов конкурентов подкупом, установлением  более высоких окладов и разных льгот.

     К нечестной конкуренции можно  отнести также нарушения законов. Например, в ряде стран установлено, что продавец не имеет права предлагать товар по цене, которая низшая, чем  себестоимость, с целью устранения конкурентов. Тем не менее, практика удостоверяет, что этого правила часто на придерживаются. И снижения цен остается одним из способов нечестной конкурентной борьбы больших промышленников против небольших фирм. 
 

  Основными методами  являются:

  • Экономический (промышленный шпионаж)
  • Подделка продукции конкурентов
  • Подкуп и шантаж
  • Обман потребителей
  • Махинации с деловой отчетностью
  • Валютные махинации
  • Сокрытие дефектов и т.д.

 

     К этому можно также добавить и  научно-технический шпионаж, т.к. любая  научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.  
 

Суть  формирования стратегии  конкуренции.

     Сутью формирования стратегии конкуренции есть взаимосвязь компании, и ее внешней средой. Внешняя среда есть очень широкой, поскольку в нее входят социальные и экономические факторы, тем не менее, ключевой аспект внешнего окружения фирмы - это область (или области), в которой она ведет конкурентную борьбу. Структура области имеет важное влияние на определение правил конкурентной игры, а также потенциальных стратегий фирмы. Факторы за пределами области имеют преимущественно относительное значение; поскольку внешние факторы, как правило, влияют на все фирмы области, дело состоит в разных возможностях фирм приспосабливаться к этому влиянию.

     Интенсивность конкуренции в области не является ни стечением обстоятельств, ни невезением. Быстрее, конкуренция в области  вырастает из фундаментальной экономической структуры последней и означает что-то значительно больше, чем поведение существующих конкурентов. Состояние конкуренции в области зависит от пяти основных факторов. Совокупное влияние этих факторов определяет потенциал предельной прибыли в области, где потенциал прибыльности измеряется в показателях долгосрочной отдачи от инвестированного капитала. Не все области имеют одинаковый потенциал. Они существенным образом отличаются за своей предельной прибыльностью, поскольку отличается совокупное влияние факторов конкуренции. Последние колеблются от интенсивных в таких областях, как производство автошин, бумаги и постоянные (где ни одна фирма не получает больших прибылей), к относительно нестрогих в таких сферах, как нефтедобывающее оборудование и услуги, производство косметики и предметы туалета (где высокую прибыль получает много фирм).

     Задача  стратегии конкуренции для определенной компании - найти такое положение  в области, за которую фирма способная  лучше всего оградиться от влияния  этих факторов конкуренции или возвратить их влияние в свою пользу. Поскольку совокупное влияние этих факторов может болезненно сказаться на всех конкурирующих фирмах, наилучший способ разработки стратегии - провести углубленный анализ источников каждого фактора. Знания глубинных источников давления со стороны конкурентов освещает самые важные, сильные и слабые места компании, стимулирует позиционирование фирмы. В своей области, определяет сферы, где изменения стратегии могут принести наибольшую отдачу, и помогает понять, какие тенденции в области будут иметь наибольший масштаб,  то ли в виде возможностей, то ли угроз для фирмы.  Понимания этих источников будет также полезной в исследовании сфер для диверсификации, хотя основное ударение здесь делается на стратегии в отдельных областях. Структурный анализ есть фундаментом для формулирования стратегии конкуренции. Структурный анализ также применяется для оценки отраслевой конкуренции в любой стране ли на международном рынке, хотя некоторые обстоятельства для разных организаций могут отличаться.

Информация о работе Рынок и конкуренция