Рынок и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:15, реферат

Описание работы

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потре­бителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регули­рующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и произво­дителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

Аннотация по разделам

1
Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка
4
1.1
Рыночная модель для Украины
6
1.2
Влияние рынка на цену.
9
1.3
Концентрация рынка и ее оценка
10
1.4
Структура и функции рынка
11
1.5
Основные модели рынка
15
1.6
Конкуренция в системе рынка
15
2
Виды и свойства конкуренции.

2.1
Виды конкуренции
19
2.2
Условия возникновения конкуренции
19
2.3
Функции конкуренции
20
2.4
Экономический закон конкуренции.
21
2.5
Неполная конкуренция и монополия
22
2.6
Совершенная конкуренция.
23
2.7
Характерные черты совершенной конкуренции
24
2.8
Спрос на продукт конкурентного продавца
25
2.9
Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции
26
2.10
Ценообразование в условиях свободной конкуренции
26
2.11
Достоинства совершенной конкуренции
27
2.12
Недостатки совершенной конкуренции
28
2.13
Актуальность чистой конкуренции
28
2.14
Несовершенная конкуренция
29
2.15
Влияние несовершенной конкуренции на рынок
31
2.16
Монополистическая конкуренция
31
2.17
Условия возникновения
32
2.18
Характерные черты
32
2.19
Эффективность монополистической конкуренции.
35
2.20
Ценовая конкуренция
35
2.21
Неценовая конкуренция
36
3
Особенности конкуренции

3.1
Защита конкуренции
36
3.2
Нечестная конкуренция
37
3.3
Суть формирования стратегии конкуренции
37
3.4
Правительство как фактор отраслевой конкуренции
38
3.5
Входные барьеры
39
3.6
Угроза входа конкурентов
43
3.7
Ожидаемый отпор
43
4
Заключение

Файлы: 1 файл

Рынок и конкуренция.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)
 

Спрос на продукт конкурентного  продавца 

      В условиях свободной конкуренции  спрос товара полностью зависит  от цены. Дело в том, что, как уже  говорилось, на рынке фигурирует множество фирм и ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. Поэтому при расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет.

      Подчеркнем  особо, что кривая спроса, с которой  сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Но следует сделать уточнение: речь не идет о том, что кривая рыночного спроса совершенно эластична на конкурентном рынке. В самом деле, это не так, и она скорее является типичной нисходящей кривой. Дело в том, что кривые спроса для большинства сельскохозяйственных продуктов совершенно неэластичны, даже несмотря на то, что сельское хозяйство является наиболее конкурентной отраслью нашей экономики. Различие отдельной фирмы и отрасли проявляется следующим образом: для отрасли, то есть для всех фирм, производящих определённый продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять – и действительно влияют – на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Но не отдельная фирма. Если один-единственный производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену.  Следовательно, графики спроса и продаж отдельной фирмы совершенно эластичны, как показано на рисунке.

Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции

      Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы  является в то же время кривой дохода. Цена за единицу продукции пропорциональна доходу от этой единицы продукции (среднему доходу продавца).

      Валовой доход при любом уровне продаж может быть легко определен путем  умножения цены на соответствующее  количество продукции, которое фирма может продать. И так как цена остается неизменной, то валовой доход будет всегда увеличиваться на постоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж. Отсюда предельный доход (т.е. добавочный доход, получаемый с каждой дополнительной единицы продукции) будет постоянным. 

 

Ценообразование в условиях свободной  конкуренции

      Как уже говорилось, в условиях свободной  конкуренции ни одна фирма на рынке  не играет в ценообразовании сколько-нибудь заметной роли, а цены складываются под воздействием только спроса и предложения. Фирмам приходиться ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию “случайного” снижения цен, которая заключается в установлении цен сначала на максимально высоком уровне, затем они медленно снижаются до уровня рыночных цен. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме все же удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.  
 

Достоинства совершенной конкуренции 

     Как мы отмечали в конце предыдущей главы, в условиях совершенной конкуренции  в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = МС = АС = Р.

     Конечно, в течение короткого отрезка  времени в условиях совершенной  конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

     Совершенная конкуренция помогает распределить ограничения ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

     Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудование, третьи — более квалифицированных работников, четвертые — наилучших менеджеров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно-конкурентной отрасли одинаковы?

     В экономической теории существует следующее  объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие — большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и т. д.

     Таким образом, вся экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли. 
 
 

Недостатки  совершенной конкуренции 

     Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

     В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или издержках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

     Совершенная конкуренция не предусматривает  производство общественных благ, которые  хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общёственным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.

     Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это, прежде всего, касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

     Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.

Актуальность  чистой конкуренции

     Чистая  конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка — неактуальное логическое упражнение.

  1. Существует несколько отраслей, более близких к чистой конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства (пшеница, рис), рынка иностранных валют (песо, иены) и морской рыбной ловли (лосось, омары) легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
  2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки», введенные в предыдущих главах. Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
  3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.

Короче  говоря, чистая конкуренция — это  модель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни. 
 
 

Несовершенная конкуренция 

     С принципиально иным положением мы встречаемся  на рынке несовершенной конкуренции, где доминирующую роль играют монополии или олигополии. Располагая значительным объемом производства, они могут договориться и назначить цену более высокую, чем та, которая определяется средними или предельными издержками. Однако в связи с этим, очевидно, спрос на товары должен уменьшиться. Такая искусственно высокая цена будет разорять мелких и даже средних производителей, которые не могут конкурировать с монополиями и олигополиями.

     Таким образом, несовершенная конкуренция господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. Поэтому кривой спроса для такой конкуренции будет служить ниспадающая линия, напоминающая гиперболу (рис. 6.2). Она показывает, что под влиянием высоких монопольных цен спрос на товар падает. Чтобы судить о том, является ли данная фирма несовершенным конкурентом, достаточно убедиться, что ее кривая спроса не является прямой линией, параллельной оси абсцисс (изображающей количество товаров).

 

     Обратимся теперь к рассмотрению конкретных форм монополистических объединений, которые создают на рынке несовершенную конкуренцию. Редким случаем является наличие на рынке единственного продавца монополиста. Для того чтобы стать    таким     монополистом, Количество товара фирма или корпорация должна быть единственным производителем в своей отрасли, а также не должно существовать в других отраслях иных производителей, которые бы выпускали продукцию, заменяющую товар монополиста. Как правило, безраздельное господство на рынке монополий встречается редко. Чаще всего они возникают в коммунальном хозяйстве, монополизируя в своих руках снабжение газом, электричеством, обеспечение телефонной связью и т.д. Их деятельность контролируется государством и органами самоуправления.

     Принято различать три типа монополий в зависимости от способов, какими фирма или корпорация добивается положения единственного продавца товаров или услуг на рынке.

     Закрытая  монополия обеспечивает себе такое право с помощью юридических постановлений и решений. Во многих странах защищены от конкуренции такие государственные монополии, как почтово-телеграфная служба, компании по снабжению населения газом, электричеством, топливом и др. К таким же монополиям следует отнести компании, которые ограждены от конкуренции патентами или авторскими правами на издание печатной продукции.

     Естественная  монополия возникает в тех отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок, например, когда она владеет единственными источниками полезных ископаемых или сырья. Средние издержки такой монополии минимальны в силу масштаба производства. Поэтому разделение рынка с другими фирмами привело бы к неэффективности производства.

     Открытая  монополия не защищена от конкуренции и поэтому может господствовать на рынке лишь некоторое время. Обычно, такими монополиями являются фирмы которые выходят на рынок с принципиально новой продукций. Но со временем другие фирмы могут предложить либо аналогичную, либо лучшую продукцию и тем самым лишают прежнюю фирму возможности быть единственным поставщиком товара на рынке.

Информация о работе Рынок и конкуренция