Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:15, реферат
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
ВВЕДЕНИЕ
3
Аннотация по разделам
1
Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка
4
1.1
Рыночная модель для Украины
6
1.2
Влияние рынка на цену.
9
1.3
Концентрация рынка и ее оценка
10
1.4
Структура и функции рынка
11
1.5
Основные модели рынка
15
1.6
Конкуренция в системе рынка
15
2
Виды и свойства конкуренции.
2.1
Виды конкуренции
19
2.2
Условия возникновения конкуренции
19
2.3
Функции конкуренции
20
2.4
Экономический закон конкуренции.
21
2.5
Неполная конкуренция и монополия
22
2.6
Совершенная конкуренция.
23
2.7
Характерные черты совершенной конкуренции
24
2.8
Спрос на продукт конкурентного продавца
25
2.9
Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции
26
2.10
Ценообразование в условиях свободной конкуренции
26
2.11
Достоинства совершенной конкуренции
27
2.12
Недостатки совершенной конкуренции
28
2.13
Актуальность чистой конкуренции
28
2.14
Несовершенная конкуренция
29
2.15
Влияние несовершенной конкуренции на рынок
31
2.16
Монополистическая конкуренция
31
2.17
Условия возникновения
32
2.18
Характерные черты
32
2.19
Эффективность монополистической конкуренции.
35
2.20
Ценовая конкуренция
35
2.21
Неценовая конкуренция
36
3
Особенности конкуренции
3.1
Защита конкуренции
36
3.2
Нечестная конкуренция
37
3.3
Суть формирования стратегии конкуренции
37
3.4
Правительство как фактор отраслевой конкуренции
38
3.5
Входные барьеры
39
3.6
Угроза входа конкурентов
43
3.7
Ожидаемый отпор
43
4
Заключение
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
Экономический закон конкуренции.
В процессе конкуренции существуют стойкие важные причинно-следственные связи, которые свидетельствуют о том, что это явление не случайное, а имеет силу объективного экономического закона.
Процессом-причиной этого закона есть то, что в условиях существования многих хозяйственных субъектов, которые действуют независимо друг от друга, каждого из них стремится реализовать свой экономический интерес - получить доход (прибыль) при существовании разных затрат производства и отличий потребительских стоимостей, которые создаются.
Этот
причина действует в условиях
рыночной экономики, которая не может
создать единые для всех производителей
и продавцов условия
Разногласие, которое возникает в условиях рыночной экономики, решается через конкуренцию. Сущность ее состоит в стремлении производителя удовлетворить собственный интерес. Итак, разногласие одолевается конкуренцией, которая есть процессом-следствием соответствующего экономического закона.
Формами проявления экономического закона конкуренции есть борьба за выживание, получения места на рынке, привлечения внимания потребителей к своей продукции. Формами этой борьбы есть усовершенствования производства благодаря достижениям научно-технического прогресса, снижению затрат производства и достижению высокой нормы прибыли.
Для
количественного выражения
Обозначим его Кк. Этот показатель определенной мерой может стать обобщающим при вычислении конкурентоспособности единицы продукции (лучше всего - однородной, например, 1 т цемента, 1 г ткани, одной пара обуви и т.п.).
Коэффициент
конкурентоспособности выражает отношения
между рыночной стоимостью Si и затратами
предприятия С + V:
Этот
коэффициент фактически характеризует
способность предприятия к
Роль конкуренции как движущей силы развития экономики оказывает, прежде всего, в потому, что она включает в себя могущественные стимулы для научно-технического прогресса.
Новаторские применения новой техники и технологии, которые обеспечивают снижение затрат производства, создают предприятиям значительные преимущества перед конкурентами.
Участники
конкуренции знают, что только применения
эффективной техники и
Конкуренция
как один из важных элементов функционирования
рыночного механизма
В
условиях действия экономического закона
конкуренции возникает коммерческая тайна.
Она может касаться производственных,
торговых и финансовых операций на предприятиях.
Товаропроизводители стремятся припрятать
от конкурентов все то, что дает им возможность
вырабатывать товары повышенного спроса
и получать за это высокие прибыли.
Неполная
конкуренция и
монополия
Нарушения хотя бы одной из условий полной конкуренции, ведет к возникновению неполной (несовершенной) конкуренции - это совокупность типов рыночных структур, в которых бездействуют условия полной конкуренции. Основное отличие не полностью конкурентных рынков от полностью конкурентных состоит в способности отдельных участников неконкурентных рынков той или другой мерой влиять на рыночные цены, тогда как участники полностью конкурентного рынка есть ценополучателями.
Монополия - это такой тип рыночной структуры, где:
Сжатое определение монополии концентрирует внимание лишь на существенных ее особенностях: монополия - это тип рыночной структуры, когда лишь одна фирма предлагает весь рыночный объем блага, для которого не существует близких заменителей.
Соответственно, фирма в условиях монополии носит название монополистом, а рынок, а которому действует монополист - монопольным рынком.
Практически монополией называются также рынки с нарушениями некоторых из вышеуказанных условий. Например, монополист может вырабатывать лишь 80/° отраслевого объема, а 20% будут поставлять мелкие производители; также может быть ослабленное условие относительно отсутствия заменителей.
Рынок, где сурово выполняются все указанные условия (1) - (5), называется чистой монополией. Чистая монополия - эта тоже идеальная модель рынка, как и полная конкуренция.
Если построить своеобразную шкалу возможностей разных рыночных структур относительно конкуренции среди поставщиков и влияния на рыночные цены, то все реально существующие типы структур расположатся на ней внутри, на промежутке между чистой монополией и полной конкуренцией.
Конкурентный механизм не срабатывает на монопольном рынке, через наличие входных барьеров, которые блокируют вхождения в монополизированную область. Благодаря факторам, которые создают неблагоприятные условия для фирм-новичков сравнительно с фирмой, которое уже работает в области. Такими факторами может быть абсолютное преимущество в стоимости продукции, экономия на масштабе, необходимость большого начального капитала, дифференциация продукции, высокие транспортные затраты или вообще не транспортабельность отдельных товаров и услуг (это создает условия для существования местных монополий, чья сфера деятельности ограничивается отдельным регионом), монопольное владение всем объемом предложения отдельного ресурса.
Барьеры
может создавать также
Монополия, которая существует за счет экономии на масштабе, носит название естественной монополией.
Существование
разнообразных входных барьеров
есть источником монопольной власти.
Монопольная (рыночная) власть состоит
в способности фирмы влиять на
рыночную цену. Конкурентная фирма
лишена рыночной власти. Чистый монополист
имеет абсолютную рыночную власть,
его способность влиять на цену ограничивает
лишь спрос потребителей. Поэтому фирма-монополист
есть ценообразователем - то есть устанавливает
цену на рынке.
Совершенная конкуренция.
Когда
говорят о совершенной
Совершенной называют такую конкуренцию, участники которой, во-первых, заняты производством и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любое количество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном Рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену. Конечно, это определение дает идеальное представление о Рынке совершенной конкуренции, однако это помогает Нам лучше понять рыночные процессы, если принять во внимание, что в народном хозяйстве существуют такие отрасли, которые более или менее приближаются к такому определению. Например, в сельском хозяйстве на Западе существуют сотни тысяч фермеров, ведущих самостоятельное производство на собственной или арендованной земле. Вклад каждого из них в общее производство зерна, картофеля, овощей и других культур сравнительно невелик, и поэтому они не могут сколько-нибудь существенно повлиять на рыночные цены, на продукты. Это, конечно, не исключает наличия крупных агрофирм, использующих в производстве новейшие технологии и значительное количество сельскохозяйственных рабочих (постоянных или сезонных). Они, конечно, могут устанавливать монопольные цены. Но все же монополии не так характерны для сельскохозяйственного производства, особенно в Европе.
Совершенная
конкуренция на практике довольно редка,
но это модель рынка, которая имеет весомое
аналитическое значение. Так чистая конкуренция
представляет собой простейшую ситуацию,
в которой следует использовать понятия
“доход” и “издержки”. Совершенная конкуренция
является ясным и значительным отправным
пунктом для любой дискуссии об определении
цены и объема производства.
Характерные
черты