Рынок ИТ-аусорсинга в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Основные проблемы, касающиеся различных сторон информационной деятельности, главным образом связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг, я и попытаюсь выяснить в этой курсовой работе. Что представляет собой информация как экономический ресурс и как товар? Каковы особенности информационных товаров и услуг? Особенности развития ИТ - устуг в России.
На все эти вопросы можно найти ответ исходя из опыта стран с развитой экономикой и нашей практики, опираясь на исследования зарубежных и отечественных экономистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.1 Эволюция индустрии информационных технологий, основные тенденции и проблемы её развития
1.1 Информационный продукт и его особенности
1.2 Виды информационных товаров и услуг
ГЛАВА 2. ОБЗОР РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 10-х ГОДАХ 21 ВЕКА
2.1 Рынок информационных технологий в условиях глобализации
2.2 Основные тенденции и передовые технологии на мировом рынке информационных технологий
2.3 Особенности развития рынка информационных технологий в Российской Федерации
2.4 Рынок ИТ-аусорсинга в России и за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Мировой рынок информационных технологий.docx

— 108.80 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

1.1 Эволюция индустрии информационных технологий, основные тенденции и проблемы её развития

    1. Информационный продукт и его особенности
    2. Виды информационных товаров и услуг

ГЛАВА 2. ОБЗОР РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 10-х ГОДАХ 21 ВЕКА

2.1 Рынок информационных  технологий в условиях глобализации

2.2 Основные тенденции  и передовые технологии на  мировом рынке информационных  технологий

2.3 Особенности развития рынка информационных технологий в Российской Федерации

2.4 Рынок ИТ-аусорсинга в России и за рубежом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

Стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в  том числе научную, техническую  и в большей степени экономическую, а также повышение требований к содержанию и формам предоставляемых  данных являются серьезными стимулами  развития рынка информационных и  коммуникационных технологий.

В рыночном хозяйстве принято  выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство  немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации.

Многие годы и десятилетия  в нашей стране считалось, что  самое главное - это производство продуктов, материальных благ и  куда  ниже по общественной значимости - производство услуг. Примеров такого рода не счесть, суть  же их одна:  метаморфозы  произведенного первичного продукта, предполагающие  осуществление определенных услуг, явно рассматривались как  неважные, третьестепенные этапы  его жизненного цикла.

Прежде чем непосредственно  приступить к обсуждению экономических  проблем производства информации, нужно  «восстановить в правах» информацию, показать ее место в ряду продуктов  и услуг как результатах процессов  производства.

Особенности информации как  продукции, произведенной для удовлетворения тех или иных потребностей индивидуальных либо групповых субъектов достаточно полно учитываются  в следующем определении.

Информация (информационный продукт, интеллектуальный продукт, продукт духовного или нематериального производства и т. п.) – «вещь» или действие (продукт или услугу), которые:

  • предназначены их производителем для доставки  определенного знания получателю;
  • способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него  познавательных  действий, то есть как правило, знания должны восприниматься непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием. Только те данные  являются информацией для потребителя, которые восприняты им, понятны ему и, наконец, полезны, хотя бы потенциально, для решения какой-то задачи или проблемы.

С технологической и экономической  точек зрения производство, обмен, распределение  и потребление информации имеют  целый ряд специфических особенностей. Наиболее ярко  и неожиданно они  проявляются в условиях рыночной организации воспроизводственного процесса.

Основные проблемы, касающиеся различных сторон  информационной деятельности, главным  образом  связанные  с особенностями  функционирования  рынка  информационных товаров  и услуг, я и попытаюсь выяснить в этой курсовой работе.  Что представляет собой  информация как  экономический ресурс и как товар? Каковы  особенности  информационных товаров и услуг?  Особенности развития ИТ - устуг в России.

На все эти вопросы  можно найти ответ исходя из опыта  стран с развитой экономикой и  нашей практики, опираясь на исследования  зарубежных и отечественных  экономистов.

 

ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

    1. Эволюция индустрии информационных технологий и основные тенденции и проблемы её развития

 

В истории развития ИТ можно четко выделить три основных этапа. Первый этап, начавшийся в нашей стране с середины 50-х годов, связан с возникновением первых ЭВМ. Они использовались в полном соответствии со своим названием – исключительно как высокопроизводительные инструменты сложных вычислений, для решения вычислительных задач с помощью всевозможных математических методов. Понятия стандартного программного обеспечения еще не было, и все программы, реализующие методы вычислений, создавались первыми программистами в машинных кодах. Эти программы использовались в проектно-конструкторской деятельности, в моделировании сложных стохастических процессов, во многих областях, требующих применения математических методов. Коротко, можно сказать, что ЭВМ обрабатывали числа. Понятно, что к основной деятельности организаций ЭВМ никакого отношения не имели.

Второй этап развития ИТ, охвативший значительный период времени – около 30 лет с середины 60-х и до начала 90-х, можно охарактеризовать как период возникновения и развития АСУ. Во многом, началу этого этапа способствовала активность ряда выдающихся ученых и настойчивость академика В. Глушкова, который сумел убедить членов политбюро в том, кибернетику надо вызволить из положения лженауки. Основным аргументом, пусть не без лукавства (а что было делать?), был лозунг построения общегосударственной автоматизированной системы для эффективного управления народным хозяйством и ускорения, тем самым, построения коммунистического общества.

В стране стали создаваться  проектные институты, главные вычислительные центры министерств, крупных предприятий. Задачи разработки и внедрения АСУ  входят в народно-хозяйственные  планы, по некоторым из систем выпускаются  постановления партии и правительства. Три министерства: Минрадиопром, Минприбор и Министерство электронной промышленности заняты созданием и производством вычислительной техники и АСУ. Системы реально используются во всех отраслях для обработки данных и формирования отчетности, в том числе, государственной. Но, несмотря на свое название – автоматизированные системы управления – они никогда и ни чем не управляли, если оставить за скобками АСУ технологическими процессами. Вычислительные центры рассматривались руководителями как некие обслуживающие подразделения, наполненные специфическим инженерно-техническим персоналом. Эти центры были полностью отделены от основной деятельности организаций, сотрудники которых занимались своей работой, к поддержке которой АСУ, за редкими исключениями, никакого отношения не имели, и экономический эффект от их работы отсутствовал, хотя всегда рассчитывался. Экономика должна была быть эффективной. Известен факт, что совокупный годовой экономический эффект от внедрения АСУ в стране превышал объем ВВП.

И только с середины 90-х  начался и продолжается до сих  пор третий этап развития индустрии  ИТ, который можно назвать революционным. ИТ стали вторгаться в основную деятельность организаций – они пришли на рабочие места руководителей и сотрудников. Их роль изменилась радикально: из обслуживающей она превратилась в стратегическую. ИТ стали источниками новых конкурентных преимуществ и средствами их сохранения. ИТ стали также источниками возникновения принципиально новых видов бизнеса и новых взглядов на методы корпоративного управления, на организацию компаний, действующих на глобальных рынках в условиях глобальной конкуренции.

Примерами новых видов  бизнеса могут служить электронная  коммерция и возникновение виртуальных  компаний, постепенное исчезновение фильтров в виде каналов продвижения  продуктов и услуг между производителями  и потребителями. Так, например, 90% продукции  компании Cisco Systems продается через корпоративный Интернет – портал. Компании стремятся сохранить за собой только стратегически важные функции и интеллектуальный капитал, передавая в аутсорсинг производственные, сбытовые, логистические, маркетинговые и др. функции различным партнерам, специализирующимся в соответствующих областях. Так, например, один из лидеров мирового ИТ – рынка компания IBM прекратила производство средств вычислительной техники, передав его компаниям – партнерам в Юго-Восточной Азии и оставив за собой только проектирование и создание новой техники, т.е. интеллект. Плюс, в результате приобретения консалтингового подразделения компании Price Waterhouse, была создана компания IBM Global Solutions, ставшая крупнейшим системным интегратором, предоставляющим комплексные интеллектуальные услуги в области управленческого консалтинга и системной интеграции, наряду с двумя другими лидерами этого рынка компаниями EDS (Electronic Data Systems) и Accenture. Аналогичные тенденции просматриваются и в России. Вообще, надо сказать, что на российском ИТ – рынке еще ничего не произошло из того, чего бы уже не произошло в мире. В этом уникальная особенность данного сегмента экономики и это хорошая новость, поскольку российский ИТ – рынок развивается рекордными темпами 20-25% в год и эти темпы продолжают сохраняться. Для сравнения укажем, что по данным IDC темпы роста в США снизились до 6%, в Западной Европе до 2%, и только в Центральной и Восточной Европе они выросли до 16% (Чехия, Венгрия).

Основными целями использования  ИТ, по мнению консалтинговой компании A.T. Kearney, являются:

  • трансформирование организации;
  • проникновение на новые рынки;
  • внедрение новых продуктов и услуг
  • ускорение реакции на изменения рынка;
  • сокращение затрат;
  • совершенствование внутренних операций;
  • улучшение качества обслуживания.

Несмотря на ИТ – революцию, руководителей не удовлетворяет положение дел с использованием ИТ:

  • организация ИТ слишком сложна;
  • развитие важных для бизнеса функций часто задерживается;
  • затраты на ИТ увеличиваются даже тогда, когда падает прибыль.

Вот основные проблемы, с  которыми сегодня сталкиваются организации  во всем мире:

  • фрагментированные ИТ-приложения и данные;
  • многоярусные и построенные на разных платформах системы;
  • отсутствие интеграции ИТ с бизнесом;
  • слабость управленческих ИТ-процессов.

Компания McKinsey, признанный лидер рынка стратегического консалтинга, провела анализ результатов выполнения 500 крупных ИТ–проектов во всем мире.

Выяснилось, что успешными  можно признать только 16%. А что  такое успешный проект? Это проект, который был выполнен в запланированные сроки, не вышел за пределы выделенного бюджета, и были получены именно те результаты, которые ожидались, а не те, которые получились по ходу выполнения. Большинство проектов в два раза превышали сроки и на 80% превышали запланированный бюджет. В России эти параметры существенно выше.

Каковы же причины неудач?

    • отсутствие координации с бизнес-пользователями и их нереальные ожидания;
  • недостаточные ресурсы;
  • отсутствие поддержки руководства;
  • неадекватное планирование.

Устранение этих причин и, в целом, развитие ИТ невозможно без ИТ-консалтинга, основными видами которого являются:

  • "Продуктовый" ИТ-консалтинг (ERP, CRM, SCM, электронный документооборот и т.д.) воспринимает бизнес-процессы через призму внедряемого продукта.
  • "Интеграционный" ИТ-консалтинг (интеграционные платформы, интеграция приложений, данных и т.п.) необходим при определении оптимальной архитектуры корпоративной информационной системы, т.е., отвечает на вопрос "Как делать?".
  • Стратегический ИТ-консалтинг, в первую очередь, отвечает на вопрос "Что делать?" и, тем самым, занимает особое место в жизненном цикле консалтинговых услуг.

Сегодня во всех странах  независимо от уровня экономического и социального развития происходит структурная перестройка, связанная  с ростом  информационного сектора  экономики и соответственно влекущая за собой  значительные социальные, политические и культурные изменения  в обществе. Ярким проявлением  этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной  с производством, обработкой, хранением  и распространением информации. В  развитых странах, прежде всего в  США, доля работников информационного  сектора экономики в общем  числе занятых  уже превышает 50 %. Вклад информационного сектора  в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 20-35 %.

В свою очередь рынок информационных товаров и услуг является сегодня  самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним  из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что  расширяет  возможности информационного  обмена, ведет к появлению все  новых информационных продуктов, стимулирует  развитие всех видов информационной деятельности.

Что же касается российской экономики, то рынок информации еще  только на стадии уверенного формирования. Перспективы развития информационного  рынка  в нашей стране во многом зависят от продуманной и взвешенной государственной политики в этой области. Кроме того, именно государство должно обеспечивать производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы рынка.

Опыт многих развивающихся  стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу  стратегического характера  информационных  ресурсов в развитии современного общества позволило  многим  государствам преодолеть  огромный разрыв в уровне экономического  и социального развития по сравнению  с развитыми странами. В  связи  с этим  изучение информационного  производства, и, в  частности,  рынка  информации и его  особенностей,  представляет  сегодня  значительный теоретический и практический интерес.

Информация о работе Рынок ИТ-аусорсинга в России и за рубежом