Рынок ИТ-аусорсинга в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Основные проблемы, касающиеся различных сторон информационной деятельности, главным образом связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг, я и попытаюсь выяснить в этой курсовой работе. Что представляет собой информация как экономический ресурс и как товар? Каковы особенности информационных товаров и услуг? Особенности развития ИТ - устуг в России.
На все эти вопросы можно найти ответ исходя из опыта стран с развитой экономикой и нашей практики, опираясь на исследования зарубежных и отечественных экономистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.1 Эволюция индустрии информационных технологий, основные тенденции и проблемы её развития
1.1 Информационный продукт и его особенности
1.2 Виды информационных товаров и услуг
ГЛАВА 2. ОБЗОР РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 10-х ГОДАХ 21 ВЕКА
2.1 Рынок информационных технологий в условиях глобализации
2.2 Основные тенденции и передовые технологии на мировом рынке информационных технологий
2.3 Особенности развития рынка информационных технологий в Российской Федерации
2.4 Рынок ИТ-аусорсинга в России и за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Мировой рынок информационных технологий.docx

— 108.80 Кб (Скачать файл)

Экономика информации  является новой  областью  экономических  исследований. Различные подходы  к  изучению информации как объекта  экономического анализа основываются  на  различных  теоретических  положениях. Еще несколько десятилетий  назад была широко распространена  точка зрения,  что информация  как нечто  неосязаемое и нематериальное  не имеет  прямого отношения к  экономике. Начало научно-технической  революции  и так  называемый  информационный взрыв  коренным образом  изменили  отношения к продуктам  информационной  деятельности, что  привело к другой крайности —  информацию попытались поместить в  ложе рациональности и оценивать  ее как один из товаров,  применяя обычные экономические инструменты.

Сегодня  же происходит  своеобразный синтез  крайних точек  зрения,  и поиски истины  все чаще ведутся посередине. При этом  неизбежно использование находок и открытий,  совершенных в других научных областях,  более или менее тесно граничащих с экономикой  и также изучающих феномен информации.

1.2. Информационный  продукт и его особенности

Результатом информационной деятельности  является  информационный продукт, который  предстает на  рынке в виде  информационных товаров и услуг. Следует подчеркнуть, что многие виды информации  производятся не для обмена и предоставляются  потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство  осуществляется  государством  или бесприбыльными некоммерческими организациями.

С другой стороны, существует множество информационных товаров  и услуг, которые не являются результатом  информационной деятельности. Это, прежде всего, материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения  информации. Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают  информацию  от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию,  независимо от того,  сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт  со временем  подвергается  своеобразному  «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность  по мере того, как  предоставляемое  ею знание  перестает быть актуальным. В различных областях науки и  техники темпы обесценения знания  неодинаковы, процесс «старения» информации  может длиться  от пяти до пятнадцати лет.

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг  удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление  информационного  продукта требует усилий. В этом  состоит  свойство  адресности  информации. Кстати, благодаря этому  свойству, так же как и свойству старения,  потребность в информационном продукте никогда не может быть удовлетворена  раз и навсегда.

В - четвертых, производство  информации, в отличие от производства  материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. В связи с этим В.Тамбовцев подчеркивает, что при обмене на информационном рынке покупатель приобретает носитель, а не право копирования. Это свойство  информационного продукта - трудность производства и относительная простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем в связи с определением  прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

1.3. Виды  информационных  товаров и услуг

Экономика информации не имеет  долгой истории. Как научная дисциплина  она стала складываться примерно три десятилетия  назад. Американский  экономист  Ф. Махлуп первым попытался определить границы «индустрии знаний» и ответить на вопрос о том, какая часть национального богатства является результатом производства, обработки и распространения  информации. Позже появились работы М. Пората и М. Рубина. Разработанные ими методики анализа информационной деятельности наиболее часто применяются в международной практике.

Информация сегодня рассматривается  в качестве одного из  важнейших   ресурсов  развития общества наряду с материальными,  энергетическими   и людскими. Как  замечает по этому  поводу  Б. Компейн, «информация всегда была  ресурсом, но лишь совсем недавно мы увидели первые проблески восприятия информации  в том же контексте, в каком экономисты рассматривают материю и энергию в качестве  ресурсов».

Информация имеет реальную ценность  благодаря своей структуре. «Структурированная  информация - то есть информация  для прямого  применения - нуждается в специальной  структуре, которая стоит  денег». С помощью информационных продуктов  потребитель имеет возможность  удовлетворять потребность  в  новых сведениях  и знаниях, а  также  различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги  предоставляют  определенную информацию и средства,  которые позволяют  воссоздавать необходимые  знания.

Существование ряда свойств  информации, аналогичных  свойствам  традиционных ресурсов, дало основание  использовать многие экономические  характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и  т. д.) при анализе  информационного производства. В  качестве экономического ресурса информация  предназначается  для обмена, имеется  в ограниченном количестве,  при  этом на нее предъявляется  платежеспособный спрос. Ценность, или полезность,  информации  состоит  в возможности  дать дополнительную  свободу действий потребителю. Информация расширяет  набор возможных альтернатив  и помогает правильно оценить  их  последствия.

Классическая теория  информации  К. Шеннона  рассматривает  способность  снимать  неопределенность  ситуации  как основное свойство  информации. Но ведь информация может  не  только снимать  неопределенность. Часто случается обратное: полученные через информацию знания  позволяют  увидеть  новые возможности  в  старой ситуации  и тем самым  увеличивают  степень неопределенности  и  бремя выбора.

На  сегодняшний день  теория информации  еще не сложилась  окончательно, существует  множество  различных, иногда диаметрально противоположных  взглядов на природу информации, не выработано общепризнанного определения самого понятия «информация». Будем исходить из определения  информации как превращенной формы знания, знания, отчужденного  от непосредственного  владельца и перенесенного  на какой-либо материальный носитель.

Информационная  сфера  охватывает широкий круг товаров  и услуг. Рынок информации  включает такие сектора, как коммуникации,  образование, научно-технические  исследования,  печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д. Общепринятой классификации  информационных товаров и услуг  на сегодняшний день не существует. Остановимся  на некоторых из применяемых  подходов  к выделению определенных  категорий информационного продукта на  основании тех или иных признаков.

Прежде всего, следует  различать информацию  как таковую  и носители информации. По сферам использования  информация  может подразделяться на научно-техническую, управленческую и социальную. При прагматическом подходе, который оценивает блага от использования информации, информационные продукты делятся на познавательные и развлекательные.

К информационным товарам, как правило, относят собственно продукты  информационной деятельности и вспомогательные продукты, т. е.  обеспечивающие производство,  хранение, обработку и распространение информации. Так, Ф. Махлуп  выделил 30 отраслей, связанных с производством знания и разделил их на пять групп: образование, научные исследования и разработки,  средства массовой информации и связь, информационные машины и оборудование, информационные услуги.

Существует и такая  точка зрения, что  к информационной сфере  нецелесообразно относить производство технических средств для обучения  и преобразования информации, ее носителей, каналов связи и т. д. Так, В. Тамбовцев видит пять крупных блоков внутри информационного рынка:  научно-техническая продукция, объекты художественной культуры, управленческие данные и сообщения, бытовая информация, услуги и образование.

На мой  взгляд, целесообразность того или иного подхода  к выделению  видов информационного продукта определяется  непосредственными  целями исследования, разработанными методами статистического учета, возможностью сопоставлений как на уровне предприятий и отдельных секторов экономики, так и на международном уровне.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОБЗОР РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 10-х ГОДАХ 21 ВЕКА

2.1 Рынок информационных  технологий в условиях глобализации

Хотя российский ИТ-рынок принято называть развивающимся, в определенных отраслях, например в банковской сфере или телекоммуникациях, спрос уже стал достаточно развитым, чтобы в 2011 г. появились признаки зрелости, считают эксперты PAC. Определенное насыщение ИТ-проектами наблюдается и в ритейле - по крайней мере, в плане развертывания ИТ-инфраструктуры российские игроки уже не уступают крупнейшим глобальным компаниям.

В 2011 г. российский рынок  ИТ гораздо сильнее зависел от поставок «железа», чем более зрелые экономики Западной Европы. Ожидается, что в 2012 г. в сегментах ИТ-услуг и ПО спрос будет расти со стороны предприятий транспорта, здравоохранения и ЖКХ. В транспортной отрасли траты на ИТ подстегивает государство, которое активно инвестирует в развитие инфраструктуры, включая модернизацию нескольких аэропортов и железнодорожной сети с помощью системной автоматизации и внедрения специализированных отраслевых решений, например, системы управления транспортом и SCM. 

В 2012 г. приоритетом для  российских поставщиков ИТ, будет поиск новых бизнес-ниш на вертикальных рынках, где и так уже сильна конкуренция, и в то же самое время, ИТ-провайдеры будут инвестировать в новые возможности на новых рынках. ERP-решения для промышленных предприятий (преимущественно нефтегазового сектора), телеком-компаний и ритейла уже во многом превратились в готовый товар. Теперь задача в том, чтобы реализовать новые решения поверх установленных систем, чтобы ускорить сбор и обработку большого количества данных, а также модернизировать СДХ. Таким образом, сохранится высокий спрос на продукты, связанные с базами данных. В горизонтальном разрезе в России есть интересные возможности для развития сегментов ИТ-безопасности, технологий баз данных, мобильных решений и вертикально интегрированных платформ.                                                              

Затраты на ИТ в России (слева) и в Западной Европе (справа) в 2011 г.         (Рис.2.1)

Текущий год интересен с нескольких точек зрения. Во-первых, по политическим причинам в первой половине 2012 г. предполагалось снижение активности госсектора в плане развертывания ИТ, так как многие проекты могли откладываться до 7 мая, когда новый президент вступил в должность. Госсектор входит в тройку крупнейших потребителей ИТ в России, поэтому его влияние на общую ситуацию в отрасли велико.

Второй фактор, который определит  ландшафт рынка по итогам года - это  растущие аппетиты российских компаний по размещению акций на западных биржах. Начало процессу положила EPAM, которая провела IPO на нью-йоркской бирже в начале года. Теперь такую возможность всерьез рассматривают другие игроки - например, Luxoft.  

(Рис. 2.2)

Затраты на ИТ в России (слева) и в Западной Европе (справа) в 2015 г. (прогноз)

Источник: PAC, 2012

Все большее число крупных игроков  из числа банков и телекоммуникационных компаний – включая «Сбербанк» и  «Ростелеком» - приняли решение о создании собственных кэптивных компаний. Учитывая, что эти структуры получат поддержку от крупных клиентов в лице материнских компаний, их деятельность, видимо, окажет значительное влияние на традиционных игроков в лице  системных интеграторов.

Первый квартал 2012 г. оказался богат  на события, и, без сомнения, российский рынок ИТ продолжит динамично развиваться и трансформироваться в структурном плане, становясь все более зрелым.

В 2010 г. ИТ-рынок достиг докризисного уровня и в 2011 г. продолжил поступательный  рост.  По данным Forrester, в общей сложности за год на ИТ по всему миру было потрачено 2 трлн долл., что на 9,7% больше, чем годом ранее. Аналитики Gartner, использующие другую методику, насчитали 3,7 трлн долл. ИТ-расходов при росте в 6,7%. При этом эксперты обращают внимание на возможные неточности  оценок по сравнению с реальной ситуацией в связи с резкими колебаниями курса доллара в течение года. С учетом корректировок Forrester дает цифру в 1,7 трлн долл. при росте в 7,7%. По оценкам IDC, в долларовом выражении ИТ-рынок вырос на 9% до 1,7 трлн долл.

Оценки объема мирового ИТ-рынка в 2011 г., трлн долл       (Рис. 2.3)

Источник: IDC, Gartner, Forrester, 2012

Если взглянуть на региональный разрез, быстрее всего развивались  страны Латинской Америки, Восточной  Европы, Ближнего Востока и Африки (по данным Forrester - рост выше 17%). Однако в абсолютном выражении их доля осталась незначительной, они намного уступили лидерам – США, Западной Европе и странам АТР.

Мировой рынок ИТ в региональном разрезе 2011   (Рис.2.4)

Источник: Forrester, 2012

Исследователи предупреждают, что на 2011 г. пришелся пик восстановления после рецессии, и далее темпы  роста замедлятся. Среди главных причин - долговой кризис в еврозоне, а также наводнение в Таиланде, которое приведет к сокращению поставок комплектующих. В текущем году рынок ИТ увеличится на 5,4% (без корректировок курсов валют), а в 2013 году темпы роста почти восстановятся до текущего показатели составят 8%.

Информация о работе Рынок ИТ-аусорсинга в России и за рубежом