Рынок капитала, как рынок фактора производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение капитала как фактора производства, его особенности использования в России.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с капиталом на всех стадиях его развития, после чего
сформулировать понимание данной экономической категории с
возможных сторон;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………1

ГЛАВА 1. Сущность рынка капитала………………………………………..3
Понятие рынка капитала…………………………………………………..3
Рынок ссудных капиталов…………………………………………………5

ГЛАВА 2. Рынок капитала как рынок фактора производства.
2.1. Рынок факторов производства…………………………………………….10
2.2. Отличие рынка капитала от рынков других факторов производства…...11

ГЛАВА 3. Рынок капитала в России.
3.1. Особенности рынка капитала в России…………………………………...15
3.2. Эффективность использования капитала в России………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...………………………..30

Файлы: 1 файл

Содержание2.docx

— 99.28 Кб (Скачать файл)

Основной капитал, воплощенный в средствах труда, по мере использования подвергается износу. Экономисты различают физический и моральный износ.

Физический износ имеет место, во-первых, под воздействием самого процесса производства и, во-вторых, под воздействием сил природы (коррозия металла, разрушение бетона, потеря упругости или гибкости пластмассы и прочее). Чем больше время эксплуатации основного капитала, тем больше физический износ.

Моральный износ (моральное старение) - это снижение полезных свойств основного капитала в глазах пользователей по сравнению с тем, что предлагают ему взамен. Моральный износ бывает двух видов.

  • Первый вид связан с производством более дешевых машин, оборудования, транспортных средств и т.д.
  • Второй вид связан с производством более совершенных машин. В этом случае предприниматели также несут убытки, продолжая использовать морально устаревшую технику или оборудование.

В отличие от фактора капитал  земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и улучшает свою продуктивность, она имеет неограниченный срок службы и не воспроизводится  по желанию.

Существенная особенность  товара труд также заключается в  его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует  в создании благ, продолжая приносить  доход в течение всего времени  деятельности работника.

Общим для всех форм капитала является их денежная оценка. Все экономические  блага производственного значения, выраженные в денежной оценке, приобретают  вид капитального актива, обращающегося  на рынке. Ценой капитальных активов  является тот доход, который они  способны принести в результате их производственного применения.

Обобщенным выражением дохода на капитал является процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчисляется в определенном промежутке времени в процентном отношении к величине применяемого капитала. Исчисление дохода или определение расчетной величины чистой производительности капитала называется дисконтирование. Суть его заключается в том, что у инвестора всегда существует альтернатива вложения денег в банк под проценты или инвестирование другого проекта.

Главное, что целью  производства, в котором участвует  капитал, является получение прибыли.

Подводя итог, можно отметить, что одной из главных особенностей рынка капитала является то, что  любая фирма и любой потребитель  может выступить на этом рынке  как в качестве кредитора, так  и в качестве заемщика.

Во-первых, все фирмы и потребители используют этот "ресурс" в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем).

Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Капитал в России.

 

3.1. Особенности рынка капитала в России

Ни одно государство  не может существовать без развития рынка капиталов. Даже тем странам, где государственный сектор составляет большую, чем в России, долю валового национального продукта, например Франции, необходим динамичный рынок капитала, предоставляющий возможность финансировать частный сектор экономики.

Большая часть российской экономики приватизирована. Россияне владеют активами: например, Россия занимает первое место в мире по доле жилья, находящегося в частной  собственности. У многих россиян  имеются значительные сбережения. Однако институты и структуры, которые  способны заставить крутиться колеса экономики капитализма и обеспечить продуктивное использование имеющегося богатства, едва ли существуют.

Политическая неопределенность и экономическая нестабильность приучили россиян заботиться в лучшем случае о завтрашнем дне, но не более  того. Инвестиции, способные принести пользу экономике страны, рассматриваются  в лучшем случае как чересчур рискованные, а в худшем - как «выброшенные на ветер». В результате десятки  миллиардов долларов, оседающих на счетах иностранных банков или под  матрасами в домах россиян, финансируют  развитие каких угодно экономик - США, Европы или Кипра, но только не российской экономики.

Наблюдается отсутствие четкой, последовательной и согласованной  стратегии развития рынка капитала, в соответствии с которой можно  было бы выстраивать приоритеты и  планировать действия, а также  определять степень продвижения. Продолжают раздаваться голоса политиков, экономистов и участников рынка, призывающие выработать стратегию привлечения капитала в реальный сектор, однако среди них нет того, кто бы имел четкое представление о том, как развить и применить такую стратегию.

Сложная, обременительная  и несправедливая налоговая система, неподходящая учетная система и  бюрократия вместе взятые создают у  предприятий стойкое отвращение к раскрытию любой информации о себе. Недостаточная прозрачность усиливает коррупцию, которая может быть легко замаскирована.

Слабое принуждение к  исполнению законов и произвольное, не единообразное их применение объясняется  частично огрехами законотворчества, частично - недостатком ответственности, а частично - слабым уровнем развития регулирующих и судебных органов, чьи  ресурсы недостаточны для обеспечения  их эффективной работы, поддержания  независимости и компетентности.

Отсутствие реальной банковской системы, заключающееся в осуществлении  расчетно-платежных функций и  предоставлении кредитов, не только сдерживает привлечение краткосрочных сбережений, но также, вместе с недостатками налоговой  системы, увековечивает практику неденежных взаимных расчетов и кредитования между предприятиями.

В России десятилетие становления  цивилизованного рынка капитала происходило в сложных условиях. Исторически сильное государство, ранее вмешивавшееся во все проявления экономической активности, резко  либерализировало рынок капитала, а затем начало пожинать горькие плоды либерализации. Определяющим эту тенденцию явилось проведение в 1992-1993 г.г. неподготовленных реформ в денежно-кредитной сфере, сведенных к директивам правительства относительно «либерализации» цен, фактическому хаосу в денежной сфере, поспешному обмену обесцененной массы старых денег на новые.

Реформационный ажиотаж  преимущественно в денежной сфере  практически был сведен к запуску  на десятилетия механизма выведения  национального капитала в разных его формах не только из воспроизводственной  сферы, но и в целом из национальной экономики. В результате был дан  старт развитию тенденций, противоречащих условиям развитого рынка и экономическим  интересам страны.

Одним из следствий  этого явились сохраняющиеся  до настоящего времени особенности  государственного регулирования российского  рынка капитала.

Первая из этих особенностей состоит в том, что приоритетным направлением государственного регулирования рынка капитала является регулирование его денежного, ссудного сегмента. Это важно признать, поскольку десятилетие денежно-кредитная политика была ориентирована на реализацию монетарного курса в режиме следования установкам для слаборазвитых стран, несмотря на явно отрицательные макроэкономические последствия.

Вторая особенность государственного регулирования рынка капитала в России - это растущая зависимость финансовой и денежно-кредитной политики от сложившейся ситуации и тенденций в сферах реального сектора. В утвержденной Концепции национальной безопасности констатируется, что «без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно».

Третья национальная особенность государственного регулирования рынка капитала - это зависимость от внешних финансовых обязательств. Эта зависимость в сочетании с расстроенными отношениями по внутренним заимствованиям породила "синдром обреченности" финансовой и денежно-кредитной политики на принятие решений и мер, исходя из масштабов долговых финансовых обязательств и низкого уровня инвестиционного потенциала.

Четвертой особенностью государственной политики на рынке капитала является отсутствие скоординированности развития взаимообусловленных секторов и преемственности изменений. Особая восприимчивость денежно-кредитной сферы к изменениям в экономике - нескончаемой "реструктуризации" и периодической "либерализации" при постоянном реформировании кредитно-финансовой системы – способствовала нарастанию мультипликационного эффекта, неуверенности, непредсказуемости во всех сферах экономики.

Недостаточное развитие реально действующих отечественных  рынков капитала и неспособность  мобилизовать сбережения населения  ограничивают способность правительства эффективно управлять экономикой и оставляют финансовую систему на волю неустойчивой иностранной инвестиционной активности.

Первый и наиболее важный принцип решения проблем на рынке капиталов в России заключается в том, что на уровне правительства необходимо признать следующее:

  • для того чтобы улучшить жизнь людей, следует сделать все возможное для стимулирования развития жизнеспособных предприятий, способных действовать самостоятельно и платить по счетам без одолжений и субсидий со стороны государства, которые в настоящее время наносят ущерб бюджету;
  • эти предприятия не могут начать эффективно работать, выплачивая непомерные налоги и испытывая на себе произвол властей: необходимо выработать качественное законодательство, а также справедливую систему налогообложения;
  • эти предприятия должны будут привлекать деньги для собственного развития, и если последние не будут привлечены на российском рынке, то они будут привлечены за рубежом, и прибыль будут получать иностранцы, что не будет способствовать скорейшему оздоровлению России;
  • организации, имеющие сбережения, не будут участвовать в финансировании предприятий, если они сочтут, что могут стать жертвами произвола или тяжелого налогового бремени: следует защищать права инвесторов, а также предоставлять им налоговые льготы;
  • граждане и организации, имеющие средства и доверяющие финансовой системе, станут вкладывать деньги через институты долгосрочного инвестирования, которые, в свою очередь, смогут снизить проблему бюджетного дефицита, приобретая государственные ценные бумаги;
  • деньги не могут эффективно и надежно работать, если в России не будет действующих рынков капитала. Рынки же не способны выживать в условиях произвола.

Второй принцип сводится к тому, что необходимо принять комплексную программу мер, способствующих развитию рынков капитала. Применение одной части мер и игнорирование другой не приведет к успеху.

Третий принцип - рынки капиталов по указу не появляются. Правительство может лишь создать должный климат для развития рынков, а затем устраниться, с тем, чтобы позволить предприятиям и участникам рынка завершить процесс.

Четвертый принцип - политика развития рынков капиталов должна быть долгосрочной, последовательность мер - продуманной и непротиворечивой.

Подводя итог, можно отметить, что определяющей особенностью государственного регулирования рынка капитала в  России является отсутствие долгосрочной стратегии, высокая зависимость  от нужд текущего момента, использование  одновременно несовместимых кейнсианских и монетарных рекомендаций, а также несогласованность отдельных направлений и звеньев экономической политики.

 

3.2. Эффективность использования капитала в России

 

Основными факторами роста производительности являются повышение капиталовооруженности труда, качества рабочей силы и НТП, реализуемый в инновациях различного вида (продуктовых, технологических и организационно-управленческих). К благоприятным условиям роста обычно относят также высокие темпы экономического роста (относительно большой удельный вес фазы подъема в экономическом цикле); высокую инвестиционную активность; низкий уровень структурной безработицы; умеренную (низкую) инфляцию.

Целый ряд  обстоятельств благоприятствует обновлению производства и роста на этой основе производительности: страна получает крупные средства от экспорта, расширяются кредитный и фондовый рынки, а также внутренние источники накопления в бизнес - структурах, не ослабевает приток иностранных инвестиций и т. д. Тем не менее параметры инвестиционного процесса не соответствуют потребностям хозяйства, и самое главное – мала его инновационная составляющая и, как следствие, общая эффективность. Необходимы нормализация инвестиционного процесса, в первую очередь улучшение его качественных характеристик, расширение и доступность рынка капитала для производителей, реализация крупно масштабных инфраструктурных проектов за счет частно - государственного финансирования и т.д.

Широкомасштабное  стимулирование модернизации необходимо осуществлять через налоговые льготы на закупку технологического оборудования, отмену пошлин и НДС по его импорту, закупку за рубежом оборудования по заявкам компаний через "институты  развития" и предоставление его  в лизинг.

Для радикального изменения технологической базы страны необходимо:

    • вывести из оборота старое советское оборудование в возрасте свыше 15 лет (в промышленности его доля достигает 74%); ввести штрафные санкции за использование устаревшего, несколько раз самортизированного оборудования и плату за фонды старше, например, 15 лет;
    • разрешить ускоренную амортизацию для нового высокотехнологичного оборудования, расширить права предприятий в этой области;
    • создать условия для льготного целевого кредитования инвестиций в основной капитал и льготного импорта высокотехнологичных машин и оборудования (например, через государственные финансовые структуры и/или под государственные гарантии);
    • освободить от налогов ту часть прибыли, которая идет на высокотехнологичные инвестиции в активную часть основного капитала;
    • ввести налоговые инвестиционные кредиты и субсидии;
    • развивать практику размещения госзаказов на высокотехнологичных предприятиях.

Информация о работе Рынок капитала, как рынок фактора производства