Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:20, курсовая работа
Целью работы является изучение капитала как фактора производства, его особенности использования в России.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с капиталом на всех стадиях его развития, после чего
сформулировать понимание данной экономической категории с
возможных сторон;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………1
ГЛАВА 1. Сущность рынка капитала………………………………………..3
Понятие рынка капитала…………………………………………………..3
Рынок ссудных капиталов…………………………………………………5
ГЛАВА 2. Рынок капитала как рынок фактора производства.
2.1. Рынок факторов производства…………………………………………….10
2.2. Отличие рынка капитала от рынков других факторов производства…...11
ГЛАВА 3. Рынок капитала в России.
3.1. Особенности рынка капитала в России…………………………………...15
3.2. Эффективность использования капитала в России………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...………………………..30
Важную роль в технологическом прорыве могут сыграть прямые иностранные инвестиции. Сейчас они ориентированы либо на добычу и первичную переработку ресурсов, либо на удовлетворение конечного потребительского спроса в сегментах с ограниченной инновационной емкостью. Кажущееся исключение – машиностроение – только подтверждает общее правило: здесь инвестиции идут в основном в сборочное производство (автопром, бытовая электроника).
В этой связи необходимо стимулировать не просто увеличение объема иностранных инвестиций, которые часто приходят в форме репатриации прибыли наших же компаний, а инвестиции ведущих транснациональных компаний в полноценные проекты при жестких условиях передачи передовых технологий.
В то же время не надо забывать, что капиталовложения в материальные активы – необходимое, но далеко не достаточное условие роста производительности. В отличие от индустриальной стадии, где физический капитал играл определяющую роль, современная экономика в значительной степени опирается на нематериальное накопление, на крупные объемы человеческого, организационного, управленческого капитала, а соответствие и взаимодействие технологических и нематериальных факторов становятся первостепенными условиями повышения продуктивности общественного производства.
В век информации главным критерием оценки эффективности компании в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста выступает человеческий капитал, определяемый как совокупность природных врожденных способностей; дарований; творческого потенциала; морально-психологического и физического здоровья; накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций знаний и профессионального опыта, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю.
Подобно обычному капиталу, способности, знания, навыки человека имеют свойство накапливаться. При этом их формирование и развитие требует как от самого индивида, так и от общества в целом довольно значительных затрат времени, труда, материальных и финансовых ресурсов.
Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций: образование, подготовка на производстве; здравоохранение; мотивация; поиск информации и миграция; фундаментальные научные разработки; экология и здоровый образ жизни; культура и досуг.
Критическое значение для роста производительности приобретает качество человеческого капитала, его соответствие требованиям непрерывно меняющихся технологий и хозяйственной среды. В системе мер по повышению его отдачи важнейшая роль принадлежит росту уровня общего и профессионального образования. Особое внимание уделяется формам организации труда, стимулам и мотивации трудовой деятельности.
Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.
Еще с древних времен известно, что за сложный труд надо платить много кратно больше, чем за неквалифицированный. К сожалению, в России этого правила не придерживаются. В результате молодежь не идет в сферу образования, науку, здравоохранение; квалифицированных рабочих кадров, инженеров и техников не хватает во всех отраслях, даже в оборонно-промышленном комплексе.
В стране существует дисбаланс на рынке труда: дефицит одних кадров при избытке других.
Причины этого известны: ликвидация ПТУ без замены их иными учреждениями; падение престижа ранее наиболее уважаемых профессий, в том числе научных работников; бесконечные реформы школьного и вузовского образования; свободное (без обязательной работы по профессии в течение двух-трех лет) распределение выпускников вузов, даже получивших образование на бюджетной основе, и многое другое. Главной же причиной такого положения является несогласованность между государством и бизнесом в том, кого и как готовить для народного хозяйства и за чьи средства.
Государство
должно заниматься вопросами подготовки
кадров не единолично, а с учетом
мнения всех субъектов собственности.
Кроме того, не надо выстраивать
перегородки между
Чтобы устранить перекосы в балансе труда, нужно знать, специалисты каких профессий, какого уровня подготовки (начальное, среднее, высшее, послевузовское), по каким регионам потребуются в течение ближайших пяти - десяти лет; какие финансовые ресурсы необходимы для кадрового обновления и кто их может предоставить.
Одновременно
следует знать, какие работники,
в каких секторах хозяйства и
видах деятельности, в каких регионах,
в какие сроки будут в
По мнению бизнес - сообщества, необходимо вернуться к практике бесплатной для абитуриентов подготовки кадров по госзаказу с обязательным распределением по ключевым предприятиям и компаниям. В целях повышения качества образования, особенно технического, представляется целесообразным сократить число соответствующих институтов с обязательным бюджетным финансированием оставшихся, прошедших жесткий отбор по качеству. Государство, безусловно, должно , контролировать трудоустройство выпускников бюджетных отделений, подобно тому, как банки контролируют возврат кредитов, выданных на образовательные цели.
Очевидно, что назрела реформа среднего профессионального образования. Радикальный подход – переместить его в прикладные факультеты вузов, готовящих выпускников на уровне бакалавриата. Противники такого подхода считают, что это может девальвировать само понятие «университет».
Второй подход – оставить эти учебные заведения в существующей системе среднего образования, но провести ребрендинг слова «ПТУ». В пользу такой точки зрения говорит опыт г. Москвы. Здесь ПТУ переименованы в колледжи, проведено перепрофилирование, укрупнение и оснащение их современными станками и оборудованием. Спрос на выпускников этих колледжей огромный.
Региональные власти, безусловно, должны организационно и финансово поддерживать процесс реформирования системы профобразования. На уровне регионов проще связать его бюджетное финансирование с конкретными целями государственной промышленной политики по развитию тех или иных отраслей и производств.
Возрождение
профессионально-технических
Сложилась
парадоксальная ситуация: несмотря на
все еще сохраняющийся высокий
уровень образования, возникла острая
нехватка среднего технического персонала
и высококвалифицированных
Положение
усугубляется еще и тем, что переход
на двухуровневую систему высшего
образования и европейские
Поэтому
переход на новую модель обучения
следует рассматривать как
Один из важнейших аспектов инновационной деятельности вузов - организация стратегического партнерства с производственным сектором, с бизнес - сообществом, совместная подготовка кадров для промышленности, а также ученых и специалистов высшего класса. Хрестоматийным стал опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ, где уже функционируют так называемые корпоративные университеты в рамках партнерства промышленности с учебными заведениями. Здесь студенты знают, где и на какой должности им предстоит работать по завершении учебы.
Наряду
с образованием, наиболее важными
являются вложения в здоровье человека.
Экономическая ценность и значимость
здоровья для накопления человеческого
капитала безусловны. Низкий уровень
продолжительности жизни в
К инвестициям
в человеческий капитал сегодня
актуально относить и расходы
на фундаментальные научные
В последние
десятилетия с развитием
В рамках
развития российской экономики предполагается
использование кластерного
Кластерный подход в управлении экономическими процессами – необходимое условие для поступательного, прорывного развития экономики любой территории, любого государства. Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластероориентированной территориальной политики. Успешны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение), в области автоспорта.
Высокая
конкурентоспособность и
Кластерные системы характеризуются следующими особенностями:
Кластерный подход предполагает косвенное воздействие органов управления на промышленное развитие через создание условий для развития бизнеса.
Преимущества кластеров очевидны: для администрации – увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории.
Информация о работе Рынок капитала, как рынок фактора производства