Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:57, курсовая работа
Цель данной работы: охарактеризовать особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции.
Задачи работы:
- определить понятие и условия монополистической конкуренции;
- рассмотреть особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции;
- проанализировать рынок нефти как рынок монополистической конкуренции.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты монополистической конкуренции 5
1.1. Понятие и условия монополистической конкуренции 5
1.2 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 6
1.3. Неэффективность монополистической конкуренции 12
Глава 2. Неценовые факторы конкуренции 18
2.1 Факторы дифференциации продукции 18
2.2 Реклама как фактор дифференциации товара 22
Глава 3. Рынок нефти как рынок монополистической конкуренции 27
Заключение 32
Список литературы 34
К настоящему времени на мировом рынке нефти произошла практически полнаяперестройка его организации — от монопольной к конкурентной
По сходным с нефтью объективно обусловленным сценариям развиваются рынки и других энергоресурсов, описываемые так называемой «кривой Хубберта»
В первую очередь региональные рынки газа — с соответствующими лагами запаздывания по сравнению с этапами развития рынка нефти. Формирование рынка СПГ еще не вышло на уровень, на котором он может связать региональные газоснабжающие системы, развивающиеся преимущественно (за исключением стран Юго-Восточной Азии) на базе сетевого газа, в единую мировую систему газоснабжения. Правда, уже поступили сообщения о заказах на строительство танкеров-метановозов, призванных обслуживать не конкретные проекты СПГ в рамках долгосрочных контрактов внутри пары определенных производителей и потребителей, а нацеленные на работу на рынке наличного товара, то есть в режиме разовых сделок. Это свидетельствует о начале создания глобальной системы газоснабжения.
Раньше всех произошел
переход к конкурентной форме
организации на рынке газа США. Следом
за ним аналогичный рынок
Объективной предпосылкой перехода
к конкурентной организации рынка
газа является наличие соответствующей
разветвленной газовой
Рис.7 Этапы развития рынка газа
На стадии интенсивного развития
рынка монопольная форма его
организацииутрачивает
В заключении третьей главы
можно сделать следующие
Монополистическая конкуренция
предполагает соединение признаков
монополии и конкуренции. Ее монопольная
власть основана на дифференциации продукта
и способности контролировать его
цену, но наличие многих производителей
аналогичных товаров и
В рамках монопольной структуры организации нефтяного рынка доминирующимивидами сделок на нем были долгосрочные контракты, обеспечивающие минимизациюрисков поставки за счет привязки отдельных поставщиков и потребителей друг к другу.
Таким образом, в данной работе
были исследованы особенности
В современных условиях преобладает
рынок монополистической
- фирмы конкурируют, продавая
дифференцированные продукты, удовлетворяющие
одну и ту же потребность
(различия могут касаться как
качественных свойств продукта,
услуг и условий, связанных
с его продажей и размещением,
так и мнимых различий, созданных
посредством рекламы, упаковки
и использования торговых
- каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и имеет ограниченный контроль над ценой;
- в то же время тайный
сговор относительно цены и
объемов выпуска между
- вступить в отрасли
с монополистической
- преобладает неценовая конкуренция.
Монополистическая конкуренция
предполагает соединение признаков
монополии и конкуренции. Ее монопольная
власть основана на дифференциации продукта
и способности контролировать его
цену, но наличие многих производителей
аналогичных товаров и
В долгосрочный период данная прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм, что приведет к снижению объемов выпуска данного продукта одной фирмой и нулевой прибыли.
Эффективна ли монопольная конкуренция? Фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. Избытки мощности - это плата за дифференциацию продукта. Монополистический конкурент для уменьшения эластичности спроса по цене и увеличения объемов реализации своего продукта должен постоянно осуществлять расходы на рекламу, что также ведет к его удорожанию. Наличие резервных мощностей свидетельствует о меньшей в сравнении с чистой конкуренцией эффективности, а более высокая цена уменьшает благосостояние потребителей.
С другой стороны, для сохранения
своих конкурентных позиций фирмы
вынуждены регулярно
1Пиндайк Роберт С., РубинфельдДэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ.-М.: Дело, 2008. С.188.
1Булатов А.С. Экономика. - М.: БЕК, 2009. С.177.
1Курс экономики /Под ред.О.Ю. Сидоровича. – М., 2009. С.193.
1Нуреев Р.М. Основы экономической теории: микроэкономика Москва «Высшая школа», 2009. С.206.
Информация о работе Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта