Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: охарактеризовать особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции.
Задачи работы:
- определить понятие и условия монополистической конкуренции;
- рассмотреть особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции;
- проанализировать рынок нефти как рынок монополистической конкуренции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты монополистической конкуренции 5
1.1. Понятие и условия монополистической конкуренции 5
1.2 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 6
1.3. Неэффективность монополистической конкуренции 12
Глава 2. Неценовые факторы конкуренции 18
2.1 Факторы дифференциации продукции 18
2.2 Реклама как фактор дифференциации товара 22
Глава 3. Рынок нефти как рынок монополистической конкуренции 27
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Kursovaya3.docx

— 269.25 Кб (Скачать файл)

К настоящему времени на мировом рынке нефти произошла  практически полнаяперестройка  его организации — от монопольной  к конкурентной

По сходным с нефтью объективно обусловленным сценариям  развиваются рынки и других энергоресурсов, описываемые так называемой «кривой  Хубберта» 

В первую очередь региональные рынки газа — с соответствующими лагами запаздывания по сравнению с  этапами развития рынка нефти. Формирование рынка СПГ еще не вышло на уровень, на котором он может связать региональные газоснабжающие системы, развивающиеся  преимущественно (за исключением стран  Юго-Восточной Азии) на базе сетевого газа, в единую мировую систему  газоснабжения. Правда, уже поступили  сообщения о заказах на строительство  танкеров-метановозов, призванных обслуживать  не конкретные проекты СПГ в рамках долгосрочных контрактов внутри пары определенных производителей и потребителей, а нацеленные на работу на рынке  наличного товара, то есть в режиме разовых сделок. Это свидетельствует  о начале создания глобальной системы  газоснабжения.

Раньше всех произошел  переход к конкурентной форме  организации на рынке газа США. Следом за ним аналогичный рынок сформировался  в Великобритании. В настоящее  время такой рынок создается  и в континентальной Европе. Ускорение  ему придает принятая ЕС «Европейская директива по газу».

Объективной предпосылкой перехода к конкурентной организации рынка  газа является наличие соответствующей  разветвленной газовой инфраструктуры, обеспечивающей множественность выбора между поставщиками и потребителями. Одной из ее характеристик может  служить соотношение протяженности  распределительных газовых сетей  и магистральных газопроводов. По оценкам специалистов, в США этот показатель составляет 12:1, в Западной Европе — 10:1, в России — 2:1. Поэтому  наша страна сегодня находится на более ранней стадии формирования газового рынка со всеми вытекающими из этого последствиями.

Рис.7 Этапы развития рынка  газа

 

На стадии интенсивного развития рынка монопольная форма его  организацииутрачивает возможности  для его дальнейшего эффективного развития и уступает местоконкурентной  организации рыночного пространства, нацеленной на снижениеиздержек и повышение  эффективности во всех звеньях «энергетической (газовой)цепочки». На этой стадии краткосрочные  и разовые сделки начинают преобладать,создавая предпосылки для организации  биржевой торговли «бумажным» газом(биржевыми  газовыми контрактами) — алгоритм, аналогичный переходу к биржевойторговле на рынке нефти. Но сохранятся и долгосрочные контракты, ценовая формулакоторых будет привязана к биржевым котировкам. На стадии зрелого рынка развитиегазовой инфраструктуры заменит «формулы привязки» (в которых ценообразованиепроисходит по принципу конкуренции между газом и альтернативным емуэнергоносителем) на биржевые котировки. На бирже конкурентное ценообразованиебудет происходить в рамках пары «газ — газ». Цены на зрелом, конкурентном рынкебудут характеризоваться тенденцией понижения. Конкурентные преимущества натаком рынке будут иметь те производители, которые смогут еще быстрее снижатьиздержки и глубже проникать на рынок конечного потребления, где цены наиболеевысоки.

 

В заключении третьей главы  можно сделать следующие выводы:

Монополистическая конкуренция  предполагает соединение признаков  монополии и конкуренции. Ее монопольная  власть основана на дифференциации продукта и способности контролировать его  цену, но наличие многих производителей аналогичных товаров и отсутствие барьеров для входа в отрасль  обеспечивают существование конкурентной среды.

В рамках монопольной структуры  организации нефтяного рынка  доминирующимивидами сделок на нем  были долгосрочные контракты, обеспечивающие минимизациюрисков поставки за счет привязки отдельных поставщиков  и потребителей друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в данной работе были исследованы особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции. При монополистической конкуренции  не достигается производственная эффективность. Помимо этого, часто слышны обвинения  в неразумных и неоправданных  расходах на дифференциацию продукта и рекламу. При этом выдвигаются  следующие аргументы:

В современных условиях преобладает  рынок монополистической конкуренции, который характеризуется следующими признаками:

- фирмы конкурируют, продавая  дифференцированные продукты, удовлетворяющие  одну и ту же потребность  (различия могут касаться как  качественных свойств продукта, услуг и условий, связанных  с его продажей и размещением,  так и мнимых различий, созданных  посредством рекламы, упаковки  и использования торговых знаков);

- каждая фирма обладает  относительно небольшой долей  рынка и имеет ограниченный  контроль над ценой;

- в то же время тайный  сговор относительно цены и  объемов выпуска между десятками  фирм практически невозможен;

- вступить в отрасли  с монополистической конкуренцией  относительно легко (эффект масштаба  и требующийся капитал невелики);

- преобладает неценовая  конкуренция.

Монополистическая конкуренция  предполагает соединение признаков  монополии и конкуренции. Ее монопольная  власть основана на дифференциации продукта и способности контролировать его  цену, но наличие многих производителей аналогичных товаров и отсутствие барьеров для входа в отрасль  обеспечивают существование конкурентной среды.

В долгосрочный период данная прибыль будет стимулировать  вступление на рынок других фирм, что  приведет к снижению объемов выпуска  данного продукта одной фирмой и  нулевой прибыли.

Эффективна ли монопольная  конкуренция? Фактический объем  производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. Избытки мощности - это плата за дифференциацию продукта. Монополистический  конкурент для уменьшения эластичности спроса по цене и увеличения объемов  реализации своего продукта должен постоянно  осуществлять расходы на рекламу, что  также ведет к его удорожанию. Наличие резервных мощностей  свидетельствует о меньшей в  сравнении с чистой конкуренцией эффективности, а более высокая  цена уменьшает благосостояние потребителей.

С другой стороны, для сохранения своих конкурентных позиций фирмы  вынуждены регулярно совершенствовать свой продукт и быть готовыми быстро увеличить объем выпуска при  всплеске спроса на свою продукцию. Широчайший ассортимент товаров.

 

Список литературы

 

  1. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку /Под ред. А. В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2009.
  2. БункинаМ.К,.Семенов В.А Макроэкономика. – М.: Проспект, 2010.
  3. Булатов А.С. Экономика. - М.: БЕК, 2009.
  4. Воробьев С.С. Развитие регионов России //Экономика и жизнь. 2011. №2.
  5. Иохин В.Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ. - М., 2011.
  6. Куликов Л.А. Основы экономических знаний. – М., 2011.
  7. Курс экономики /Подред.О.Ю. Сидоровича. – М., 2010.
  8. Курс экономической теории: Учебник под общей ред. проф.М.Н.Чепурина, проф. Е.А.Киселевой. – Киров: Издательство «АСА», 2008.
  9. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. 11-го изд. К., Хагар-Демос, 2010.
  10. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.-М.: Инфрам-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2011.
  11. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: микроэкономика Москва «Высшая школа», 2010.
  12. Пиндайк Роберт С., РубинфельдДэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ.-М.: Дело, 2011.
  13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалезин Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 2011.
  14. Экономика:Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2012.

1Пиндайк Роберт С., РубинфельдДэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ.-М.: Дело, 2008. С.188.

1Булатов А.С. Экономика. - М.: БЕК, 2009. С.177.

1Курс экономики /Под ред.О.Ю. Сидоровича. – М., 2009. С.193.

1Нуреев Р.М. Основы экономической теории: микроэкономика Москва «Высшая школа», 2009. С.206.

 


Информация о работе Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта