Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:57, курсовая работа
Цель данной работы: охарактеризовать особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции.
Задачи работы:
- определить понятие и условия монополистической конкуренции;
- рассмотреть особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции;
- проанализировать рынок нефти как рынок монополистической конкуренции.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты монополистической конкуренции 5
1.1. Понятие и условия монополистической конкуренции 5
1.2 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 6
1.3. Неэффективность монополистической конкуренции 12
Глава 2. Неценовые факторы конкуренции 18
2.1 Факторы дифференциации продукции 18
2.2 Реклама как фактор дифференциации товара 22
Глава 3. Рынок нефти как рынок монополистической конкуренции 27
Заключение 32
Список литературы 34
Рис. 4. Долгосрочное равновесие монополистического конкурента
Сверхприбыль исчезает, монополистический
конкурент получает лишь нормальную
прибыль в условиях неполной загрузки
его производственных мощностей
– в точке долгосрочного
Итак, в отличие от монополии
и олигополии, монополистическая
конкуренция характеризуется
Несмотря на схожесть механизмов
совершенной и
Рис.5. Эффективность монополистической конкуренции
Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако в условиях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени этой власти, что при отраслевом равновесии дает более высокие цены. Поскольку в данном случае рыночная власть обусловлена дифференциацией продукта, наличие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть проблемы заключается в том, сколько потребитель готов платить за ассортиментную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на продукцию, потери благосостояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же неэффективность рынков с монополистической конкуренцией в какой – то степени компенсируется за счет роста благосостояния потребителя, вызванного расширением ассортимента.1
Экономические последствия монополистической конкуренции.
во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности;
во-вторых, потребители
не получают товар по
в-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования;
в-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.
Можно утверждать, что с
точки зрения экономической эффективности
монополистическая конкуренция
не является эффективной, поскольку
производство осуществляется не с наименьшими
затратами. Однако, с точки зрения
социальной эффективности, монополистическая
конкуренция наилучшим образом
удовлетворяет потребности
Экономические проблемы монополистической конкуренции.
При рассмотрении применимости модели монополистической конкуренции к реальному миру исследователь сталкивается с рядом проблем.
Во-первых, информация может быть несовершенной. Фирмы не войдут в отрасль, если они не имеют точного представления о наличии или отсутствии в ней экономической прибыли. Также они могут не войти в отрасль, если недооценят спрос на продукцию, которую они собираются продавать.
Во-вторых, поскольку фирмы в отрасли производят дифференцированную продукцию, то трудно, если не невозможно, оценить спрос для отрасли в целом. Таким образом, анализ ситуации на рынке объективно ограничен уровнем фирмы.
В-третьих, фирмы различаются не только по дифференциации продукции, но и по размерам и уровню издержек. Если утвердившиеся в отрасли фирмы имеют определенные преимущества в издержках, то вход в отрасль может быть не полностью свободным.
В-четвертых, в рассмотренной
выше модели внимание было сконцентрировано
на решениях о цене и выпуске. В
реальности же фирма в условиях монополистической
конкуренции должна решать: какое
количество модификаций продукта производить
и сколько затратить на их рекламу.
Это вовлекает фирму в
Под развитием продукта понимается
создание такого продукта (например, новой
марки компьютера или телевизора),
который хорошо продавался бы и, одновременно,
отличался бы от производимых конкурентами
аналогов. В случае же производства
услуг речь может идти о поставках
услуг лучшего качества (например,
более продолжительное
В конце первой главы можно сделать следующие выводы:
Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Исторически первая концепция
деятельности фирмы на рынке дифференцированного
продукта - модель монополистической
конкуренции - была предложена Эдвардом
Чемберлином. Остаточный спрос на товар
фирмы на рынке монополистической
конкуренции отражает наличие у
фирмы рыночной власти. Предельная
выручка продавца ниже цены. Максимальная
готовность платить за товар фирмы
зависит не от объема продаж всех продавцов
(как на рынке совершенной конкуренции)
Показателем дифференциации продукта служит эластичность остаточного спроса на товар фирмы
С другой стороны, данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию. Снижение цены в краткосрочном периоде могло бы помочь расширить этот рынок за счет конкурентов и получить сверхприбыль. Однако не следует забывать, что эластичность спроса по цене у монополистического конкурента невысока, и получить сверхприбыль от расширения объема продаж затруднительно.
Еще один фактор, затрудняющий
получение монополистическим
Несмотря на схожесть механизмов
совершенной и
Экономические последствия монополистической конкуренции.
во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности;
во-вторых, потребители
не получают товар по
в-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования;
в-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.
Рынки, на взгляд Э.Чемберлина, взаимосвязаны, поскольку на каждом из них независящие друг от друга продавцы вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в реальной действительности более или менее несовершенны», а «наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно «стремиться» к равновесию, не имеет под собой оснований».
В результате каждый
продавец рассматривается им
в качестве монополиста,
Во второй главе рассмотрим дифференциацию продукции.
Дифференциация - не однозначное понятие. То есть она не сводится только к тому, плохой этот товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т. д. И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Часто бывает так, что выигрыш в одном свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом (полезная для эмали паста может быть очень «невкусной» и т.п.). Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся, по-своему уникальны: одна паста лучше всех укрепляет десны, другая - самая вкусная, третья...
Факторами дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т. е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок, наличие ручек для переноса и т.п.). При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке (существующем долгое время, потребители на таком рынке придирчивы к деталям и часто пресыщены разнообразным ассортиментом) именно дополнительные свойства определяют спрос на продукцию. Так, один из крупнейших успехов в истории компании «Пепси-кола» связан с введением полуторалитровых пластиковых бутылок (для вас они естественны, а когда-то это было решающим нововведением, потому что газированные содовые напитки продавались только в маленьких стеклянных бутылках).
Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг именно географическое размещение имеет решающее значение.
1. Качественные различия
Фактором дифференциации продукции могут быть даже мнимые (то есть несуществующие) качественные различия между ними. Например, в одном из старых детских фильмов, американский капиталист предложил двум мальчишкам рекламировать две разные жвачки. Позже выяснилось, что жвачка была одной и той же просто в разных обложках, но конкуренция между двумя якобы разными видами повысила в целом ее продажи. Более того, часто потребитель с завязанными глазами не может отличить на вкус любимый продукт: например, те же «Пепси-Кола» и «Кока-Кола». Попробуйте различить их, не зная, какой напиток в каком стакане находятся!
Однако с точки зрения
рыночного поведения
2. Обслуживание
Различия в обслуживании
составляют вторую крупную группу факторов
дифференциации товара. Дело в том,
что для огромного количества
продуктов (как правило, для технически
сложных потребительских
Информация о работе Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта