Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: охарактеризовать особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции.
Задачи работы:
- определить понятие и условия монополистической конкуренции;
- рассмотреть особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции;
- проанализировать рынок нефти как рынок монополистической конкуренции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты монополистической конкуренции 5
1.1. Понятие и условия монополистической конкуренции 5
1.2 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 6
1.3. Неэффективность монополистической конкуренции 12
Глава 2. Неценовые факторы конкуренции 18
2.1 Факторы дифференциации продукции 18
2.2 Реклама как фактор дифференциации товара 22
Глава 3. Рынок нефти как рынок монополистической конкуренции 27
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Kursovaya3.docx

— 269.25 Кб (Скачать файл)

Рис. 4. Долгосрочное равновесие монополистического конкурента

 

Сверхприбыль исчезает, монополистический  конкурент получает лишь нормальную прибыль в условиях неполной загрузки его производственных мощностей  – в точке долгосрочного равновесия E1 средние издержки не достигли своего минимума АСmin. Цена на его продукцию (Р1) установилась на более высоком  уровне, чем тот, который наблюдался при совершенной конкуренции. Но это – плата за разнообразие, за возможность выбора богато дифференцированно  спектра товаров и услуг, за более  полное удовлетворение потребностей людей.

Итак, в отличие от монополии  и олигополии, монополистическая  конкуренция характеризуется невысокими барьерами вступления в отрасль  и множественностью производителей. Эти условия определяют высокую  степень соперничества между  монополистическими конкурентами, ослабляя их власть над ценой. Поэтому ценообразование  в данной модели рынка больше конкурентное, чем монополистическое. Цены в условиях монополистической конкуренции  несут в себе более точную рыночную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях олигополии и  монополии. Из этого следует, что  монополистическая конкуренция  с дифференциацией продукта приводит к меньшим потерям в ренте  потребителя к меньшему «мертвому  убытку» (чистым потерям) общества, чем  другие типы рынка несовершенной  конкуренции.

1.3. Неэффективность монополистической конкуренции

 

Несмотря на схожесть механизмов совершенной и монополистической  конкуренции, последняя обладает существенными  различиями.Во – первых, при монополистической  конкуренции долгосрочное равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными, что  указывает на наличие в отрасли  излишних производственных мощностей. Во – вторых, хотя монополистически конкурирующие фирмы могут и не получать экономической прибыли в долгосрочном периоде, их цены (РМК) не равны предельным издержкам производства (рис. 5). Первое свидетельствует о том, что предложение осуществляется фирмами по ценам (РМК) выше минимальных долгосрочных средних издержек, что оборачивается потерями эффективности в форме уменьшения благосостояния из-за недоиспользования мощностей (QK – QMK). Второе указывает на потери эффективности в форме потери части излишка из-за рыночной власти  (PMK–PK).

Рис.5. Эффективность монополистической конкуренции

 

Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить то же количество продукции по более  низким ценам. Однако в условиях монополистической  конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени  этой власти, что при отраслевом равновесии дает более высокие цены. Поскольку в данном случае рыночная власть обусловлена дифференциацией  продукта, наличие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее  продукт, тем ниже эффективность, и  наоборот. Поэтому суть проблемы заключается в том, сколько потребитель готов платить за ассортиментную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на продукцию, потери благосостояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же неэффективность рынков с монополистической конкуренцией в какой – то степени компенсируется за счет роста благосостояния потребителя, вызванного расширением ассортимента.1

Экономические последствия  монополистической конкуренции.

во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности;

 во-вторых, потребители  не получают товар по наименьшей  цене, т.е. недопроизводится продукция,  необходимая потребителю;

в-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует  дифференциации продукта и его совершенствования;

в-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.

Можно утверждать, что с  точки зрения экономической эффективности  монополистическая конкуренция  не является эффективной, поскольку  производство осуществляется не с наименьшими  затратами. Однако, с точки зрения социальной эффективности, монополистическая  конкуренция наилучшим образом  удовлетворяет потребности потребителей, т.к. разнообразие товаров, которое  она обеспечивает, является для них  более приемлемой, чем однообразная продукция по более низким ценам и в значительном объеме.

Экономические проблемы монополистической конкуренции.

При рассмотрении применимости модели монополистической конкуренции  к реальному миру исследователь  сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, информация может  быть несовершенной. Фирмы не войдут в отрасль, если они не имеют точного  представления о наличии или  отсутствии в ней экономической  прибыли. Также они могут не войти  в отрасль, если недооценят спрос  на продукцию, которую они собираются продавать.

Во-вторых, поскольку фирмы  в отрасли производят дифференцированную продукцию, то трудно, если не невозможно, оценить спрос для отрасли  в целом. Таким образом, анализ ситуации на рынке объективно ограничен уровнем  фирмы.

В-третьих, фирмы различаются  не только по дифференциации продукции, но и по размерам и уровню издержек. Если утвердившиеся в отрасли  фирмы имеют определенные преимущества в издержках, то вход в отрасль  может быть не полностью свободным.

В-четвертых, в рассмотренной  выше модели внимание было сконцентрировано на решениях о цене и выпуске. В  реальности же фирма в условиях монополистической  конкуренции должна решать: какое  количество модификаций продукта производить  и сколько затратить на их рекламу. Это вовлекает фирму в неценовую  конкуренцию XE "неценовая конкуренция" .

Под развитием продукта понимается создание такого продукта (например, новой  марки компьютера или телевизора), который хорошо продавался бы и, одновременно, отличался бы от производимых конкурентами аналогов. В случае же  производства услуг речь может идти о поставках  услуг лучшего качества (например, более продолжительное гарантийное  обслуживание компьютерной техники  или более позднее закрытие магазина).

 

 

 

В конце первой главы можно  сделать следующие выводы:

Монополистическая конкуренция  представляет собой такую структуру  рынка, при которой большое число  фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Исторически первая концепция  деятельности фирмы на рынке дифференцированного  продукта - модель монополистической  конкуренции - была предложена Эдвардом Чемберлином. Остаточный спрос на товар  фирмы на рынке монополистической  конкуренции отражает наличие у  фирмы рыночной власти. Предельная выручка продавца ниже цены. Максимальная готовность платить за товар фирмы  зависит не от объема продаж всех продавцов (как на рынке совершенной конкуренции), а от объема продаж каждого из них  Рi, = P(q1, q2, ..,qn)

Показателем дифференциации продукта служит эластичность остаточного  спроса на товар фирмы

С другой стороны, данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию. Снижение цены в краткосрочном периоде  могло бы помочь расширить этот рынок  за счет конкурентов и получить сверхприбыль. Однако не следует забывать, что  эластичность спроса по цене у монополистического конкурента невысока, и получить сверхприбыль от расширения объема продаж затруднительно.

Еще один фактор, затрудняющий получение монополистическим конкурентом  сверхприбыли, - невысокие барьеры  при вступлении в отрасль.

Несмотря на схожесть механизмов совершенной и монополистической  конкуренции, последняя обладает существенными  различиями.Во – первых, при монополистической  конкуренции долгосрочное равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными, что  указывает на наличие в отрасли  излишних производственных мощностей. Во – вторых, хотя монополистически конкурирующие фирмы могут и  не получать экономической прибыли в долгосрочном периоде, их цены (РМК) не равны предельным издержкам производства

Экономические последствия  монополистической конкуренции.

во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности;

 во-вторых, потребители  не получают товар по наименьшей  цене, т.е. недопроизводится продукция,  необходимая потребителю;

в-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует  дифференциации продукта и его совершенствования;

в-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Неценовые факторы конкуренции

 

Рынки, на взгляд Э.Чемберлина, взаимосвязаны, поскольку на каждом из них независящие друг от друга  продавцы вынуждены взаимодействовать  для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в реальной действительности более или менее несовершенны», а «наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно «стремиться» к равновесию, не имеет под собой оснований».

 В результате каждый  продавец рассматривается им  в качестве монополиста, формирующего  собственный круг покупателей,  т.е. свой субрынок, за счет  обладания своим «уникальным»  товаром, и уровень «дифференциации  продукта» которого отражает, в  какой мере продавец регулирует  цену и выступает на рынке  монополистом. Это означает также,  что реальный объем предложения  товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях «чистой» конкуренции.  Монополия продавца на свой  продукт и монополисты, конкурирующие  между собой в условиях монополистической  конкуренции, невозможны, по мысли  Э.Чемберлина, без главного условия  — дифференциации продукта.

Во второй главе рассмотрим дифференциацию продукции.

2.1 Факторы дифференциации  продукции

 

Дифференциация - не однозначное понятие. То есть она не сводится только к тому, плохой этот товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т. д. И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Часто бывает так, что выигрыш в одном свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом (полезная для эмали паста может быть очень «невкусной» и т.п.). Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся, по-своему уникальны: одна паста лучше всех укрепляет десны, другая - самая вкусная, третья...

Факторами дифференциации могут  служить также дополнительные потребительские  свойства, т. е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок, наличие ручек для переноса и  т.п.). При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке (существующем долгое время, потребители на таком  рынке придирчивы к деталям и  часто пресыщены разнообразным  ассортиментом) именно дополнительные свойства определяют спрос на продукцию. Так, один из крупнейших успехов в  истории компании «Пепси-кола» связан с введением полуторалитровых пластиковых  бутылок (для вас они естественны, а когда-то это было решающим нововведением, потому что газированные содовые  напитки продавались только в  маленьких стеклянных бутылках).

Важной качественной характеристикой  продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг именно географическое размещение имеет решающее значение.

1.  Качественные различия

Фактором дифференциации продукции могут быть даже мнимые (то есть несуществующие) качественные различия между ними. Например, в  одном из старых детских фильмов, американский капиталист предложил  двум мальчишкам рекламировать две  разные жвачки. Позже выяснилось, что  жвачка была одной и той же просто в разных обложках, но конкуренция  между двумя якобы разными  видами повысила в целом ее продажи. Более того, часто потребитель  с завязанными глазами не может  отличить на вкус любимый продукт: например, те же «Пепси-Кола» и «Кока-Кола». Попробуйте различить их, не зная, какой напиток в каком стакане находятся!

Однако с точки зрения рыночного поведения потребителя  не имеет значения, действительно  ли отличаются товары (помните: потребитель  далеко не всегда ведет себя рационально). Главное - чтобы ему так казалось.

2. Обслуживание

Различия в обслуживании составляют вторую крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для огромного количества продуктов (как правило, для технически сложных потребительских товаров  и многих товаров производственного  назначения: техники, оборудования и  т.п.) свойственны долговременные взаимоотношения  продавца и покупателя (послепродажное гарантийное обслуживание, сервис, починка и т.д.). Дорогая машина должна исправно работать не только в  момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы. Так, для потребителя важно, чтобы  у него была гарантия на определенный срок существования продукта в исправности  и технической состоятельности. И, разумеется, выбирая между одинаковыми  по качественным свойствам товарами, потребитель выберет тот, гарантия на который дольше.

Информация о работе Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта