Рынок товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

В повседневной жизни часто встречаем слово «рынок». Рынок – место купли и продажи товаров. Это самое простое, но и самое поверхностное понимание рынка. Но в научной жизни рынок – это отношения между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т.е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров. Границы рынка в общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

3.курсовая.docx

— 273.38 Кб (Скачать файл)

Предельные затраты –  это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при  увеличении количества выпускаемых  изделий на единицу.

Теперь рассмотрим уже  непосредственно само понятие совокупное предложение:

Совокупное предложение  – это реальный объем выпускаемой продукции всеми производителями в экономике при определенном уровне цен.

 

1.1 Кривая совокупного  предложения

 

Кривая совокупного предложения  – это кривая, отражающая взаимозависимость  между реальным объемом производства и общим уровнем цен, включающим в себя цены на конечную продукцию  и услуги, а также цены на факторы  производства. Если цены на факторы  производства изменяются одновременно с ценами на конечную продукцию, то производители остаются равнодушны к изменению цен, и объем производства изменяется под влиянием размера  накопления или изменений в технологии. В этой ситуации кривая совокупного  спроса имеет вид вертикальный прямой. В краткосрочном периоде, пока цены на факторы производства не сравнялись с ценами на на конечную продукцию, предприниматели имеют возможность получать дополнительную прибыль и увеличивать объем производства. В этом случае кривая совокупного спроса имеет положительный наклон.

Кривая совокупного предложения  может быть разделена на три части:

Горизонтальный;

Промежуточный;

Вертикальный;

P




Вертикальный


     


 

Промежуточный



  



Горизонтальный



Y1


Y*


Y



 

 

Рисунок 2.1. Кривая совокупного предложения

            Источник: Экономическая теория: Учебник

 

           Горизонтальный, или кейнсианский, отрезок характеризуется тем, что на нем все факторы производства используются не полностью. На этом промежутке реальный объем производства не достиг своего потенциального уровня, и имеются резервы мощностей, рабочей силы, запасы сырья. На этом отрезке рост производства происходит за счет неиспользуемых ресурсов и не сопровождается ростом цен (безработный, получивший работу, соглашается и на существующие условия оплаты труда, а владелец товарных запасов рад продать их по существующим ценам). Увеличение спроса будет влиять на рост производства. Такое положение может сохраняться до определенного уровня ВВП, после чего состояние экономики начнет меняться.

Промежуточный, или восходящий, отрезок кривой совокупного предложения  соответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов, имеющих определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает в конечном счете увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. Происходит общий постепенный рост цен на товары и услуги, а производство растет не так быстро, как прежде.

На вертикальном, или классическом, участке производство достигло своего потенциального уровня, когда все  ресурсы задействованы и достигнута полная занятость. В таких условиях за короткий срок невозможно достичь  дальнейшего увеличения объема производства, даже если к этому побуждает увеличение совокупного спроса. Следовательно, изменение совокупного спроса может  оказать влияние только на уровень  цен, но не затрагивает объемов совокупного  производства и занятости. 

 

1.2 Факторы совокупного  предложения

 

Основные неценовые факторы  совокупного предложения обладают одним общим свойством - любое смещение кривой AS всегда связано с изменением издержек на производство единицы продукции. К основным не ценовым факторам совокупного предложения относят:

1. Существующие цены на  экономические ресурсы. Рост цен  на ресурсы приводит к росту  издержек производства, следовательно,  совокупное предложение будет  сокращаться, график AS сместится  влево. Следует отметить, что уровень  цен на экономические ресурсы»  в свою очередь, тоже зависит  от ряда факторов. В частности,  можно упомянуть наличие внутренних  ресурсов в стране. При увеличении  их количества КПВ общества  сдвинется вправо, в том же  направлении сместится и график AS (совокупное предложение увеличится). Цены на импортируемые ресурсы  и их колебание, степень монополизации  факторных рынков, эффективность  использования экономических ресурсов  и прочие факторы могут оказывать  воздействие на ресурсные цены  и средние издержки производства, а значит, и на совокупное предложение.

2. Уровень производительности  экономических ресурсов и эффективность  применяемых технологий. Производительность  ресурсов определяется как соотношение между выпуском продукции в экономике и затратами ресурсов. Если производительность ресурсов растет, то средние издержки уменьшаются, и совокупное Предложение увеличивается. Производительность экономических ресурсов зависит от множества факторов — от количества и качества других ресурсов, уровня технологии производства, специализации ресурсов, уровня квалификации рабочей силы, особенностей управления экономикой. Внедрение новых технологий увеличивает производительность факторов производства и снижает издержки на единицу продукции. Это способствует росту совокупного предложения, его график будет смещаться вправо.

3. Уровень налогов, субсидий  и дотаций. Рост налогов с  предпринимательского сектора приведет  к уменьшению прибыли. Естественным  следствием этого станет сокращение  совокупного предложения — график AS сместится влево. И наоборот, субсидии и дотации бизнесу  из государственного бюджета  позволят сократить издержки  производства и простимулируют  рост совокупного предложения  — график AS сместится вправо.

4. Меры государственного  регулирования экономки. Как правило,  расширение участия государства  в экономической жизни сопровождается  ростом издержек фирм и сокращением  совокупного предложения. Наиболее  ярко это будет проявляться  в случае прямого административного  вмешательства государства в  экономику.

 

2. Совокупный спрос

 

Понятие «совокупный» в макроэкономике встречается довольно часто. Мы говорим  о совокупном общественном продукте, совокупном капитале, совокупной рабочей  силе, обращая внимание на то, что  в этом понятии проявляется не простая сумма товаров, капиталов  и т.д., а их взаимосвязанное, системное  единство. Подобное единство следует  видеть и в совокупном спросе. Под совокупным спросом понимается совокупность конечных товаров, на которые предъявляется спрос на рынках страны в данный период времени при данных условиях. Иными словами, совокупный спрос есть совокупность спросов на конечные товары на соответствующих рынках страны. Из определения видно, что совокупный спрос близок по своему содержанию к ВНП. Величину того и другого при данном уровне цен можно выразить через расходы покупателей.

         Тем не менее, между ВНП и совокупным спросом есть различия. Во-первых, мы знаем, что величина ВНП определяется за год, тогда как совокупный спрос может быть определен на данный момент (сегодня), за неделю, месяц, то есть за какой-то период. Во-вторых, ВНП определяется суммой реально произведенных товаров, включая услуги, тогда как спрос, хотя и включает в себя реальные товары, которые покупатели могут купить, но которых может и не быть в наличии. В-третьих, есть различия по субъектам. ВНП, как мы отмечали, производится компаниями данной страны. Субъекты совокупного спроса иные. Перечислим их.

Население данной страны, предъявляющее  спрос на товары потребительского назначения (С);

Компании, предъявляющие  спрос на инвестиционные товары (I);

Государство, осуществляющее различные закупки, в которые  входят все федеральные и местные  расходы на армию и вооружение, бесплатное медицинское обслуживание и образование, государственные  инвестиционные программы, строительство  жилья и дорог и т. д. (G);

Чистый экспорт – разница  между экспортом и импортом страны Хn.

Таким образом, совокупный спрос (AD) можно выразить через формулу, напоминающую формулу ВНП:

 

AD = C + I + G + e

      Где AD – совокупный спрос;

             С – расходы на потребление;

             I – инвестиционные расходы;

             G – государственные расходы;

             e – расходы зарубежных потребителей.

 

Только последний элемент  совокупного спроса е обозначает не чистый экспорт, а весь экспорт. Более  того, сумма C + I + G в формуле совокупного  спроса может не совпадать с подобной суммой в формуле ВНП, так как  спрос со стороны населения, компаний и государства может частично удовлетворяться за счет импорта. Впрочем, если сбалансировать подобный импорт с экспортом, то в этом случае е  будет выражать чистый экспорт. Совокупный спрос можно представить в  виде кривой AD, где по оси ординат  откладывается уровень цен (Р), а  по оси абсцисс - не номинальный, а  реальный продукт, т.е. выраженный в  ценах базового года (рис. 2.2.).

AD


P



 

 

 

C+I+G+Xn







Yd


ВВП(Y)



 

Рисунок 2.2.

            Источник: Экономическая теория: Учебник

 

        Кривая совокупного спроса отражает изменение совокупного уровня расходов населения, правительства, бизнеса и зарубежных стран в зависимости от изменения уровня цен. Кривая AD отражает ту же зависимость, что и приведённая формула, – по мере роста цен (P) уменьшается величина реального объёма выпуска, на который предъявляется спрос (Y), т.е. действует закон убывания спроса. Иначе говоря, рост уровня цен приводит к сокращению во всех компонентах, образующих реальный совокупный спрос, – в потреблении, инвестициях, правительственных расходах и чистом экспорте.

Кривая совокупного спроса внешне похожа на кривую рыночного  спроса, однако между ними есть немаловажные различия. Так, если рыночную кривую спроса на продукт мы строим исходя из того, что неизменны цены на другие продукты и услуги и неизменен потребительский  доход, то кривая совокупного спроса отражает возможные изменения общего уровня цен, которое в свою очередь  может вести к изменению реального  выпуска (Y).

Анализ содержания совокупного  спроса позволяет выделить его основные факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим их по порядку.

 

2.1 Ценовые факторы  совокупного спроса

 

При объяснении убывающего характера кривой AD указывают на три важнейшие причины:

Действие эффекта процентной ставки;

Действие эффекта реального  богатства;

Действие эффекта импортных  закупок.

Эффект процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем  ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемый  на реальный объём выпуска, в том  числе и в силу того, что растёт цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объёме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену – процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает объём покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос. Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям, как население, так и фирмы, что ведёт к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж.М.Кейнса, поскольку именно он анализировал последствия изменения процентной ставки.

Эффект реального богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной ценой, например, счета в банках или облигации. Падение же уровня цен ведёт к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создаёт ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877 – 1959), отсюда и название – «эффект Пигу».

Эффект импортных закупок (или эффект обменного курса). В  результате снижения курса национальной валюты товары, произведённые в данной стране, становятся относительно более  дешёвыми. Подобное изменение относительных  цен ведёт к уменьшению импорта  и увеличению экспорта, т.е. увеличивается  чистый экспорт, а, следовательно, совокупный спрос.

Таким образом, существует три  различные, но связанные между собой  причины, по которым снижение уровня цен ведёт к увеличению предъявляемого в экономике объёма спроса на товары и услуги: (1) потребители ощущают  возросшее богатство, что стимулирует  спрос на потребительские товары; (2) снижение процентных ставок стимулирует  спрос на инвестиционные товары; (3) понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного  спроса.

Важно иметь в виду, что  кривая совокупного спроса (подобно  любым другим кривым спроса) изображается при «прочих равных условиях». В  частности, при объяснении причин отрицательного наклона кривой совокупного спроса предполагалось, что уровень предложения  денег остаётся постоянным. Иными  словами, мы рассмотрели, как изменение  уровня цен воздействует на спрос  на товары и услуги, считая количество денег в экономике постоянным. Рассмотрим неценовые факторы, оказывающие влияние на кривую совокупного спроса.

Информация о работе Рынок товаров и услуг