Рынок товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

В повседневной жизни часто встречаем слово «рынок». Рынок – место купли и продажи товаров. Это самое простое, но и самое поверхностное понимание рынка. Но в научной жизни рынок – это отношения между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т.е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров. Границы рынка в общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

3.курсовая.docx

— 273.38 Кб (Скачать файл)

 

1.ОСОБЕННОСТИ  РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА

 

 

 

1. Сущность и  особенности рынка товаров и  рынка услуг

 

В повседневной жизни часто  встречаем слово «рынок». Рынок  – место купли и продажи товаров. Это самое простое, но и самое поверхностное понимание рынка. Но в научной жизни рынок – это отношения между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т.е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров. Границы рынка в общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности. Итак, основой рынка является товарное производство. Рынок имеет свою классификацию:

1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы и т.д.

2) В пространственном  отношении различают: локальный,  региональный, национальный, региональный  по группе интегрированных стран,  мировой рынки.

3) По механизму функционирования  различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый  рынки.

4) По уровню насыщенности  различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.

В данной работе я буду рассматривать  лишь два вида рынков: рынок товаров  и рынок услуг.

 
1.1 Рынок товаров  и услуг

 

          Для того, что бы дать определение рынку товаров и услуг надо разобраться, что же такое товары и услуги.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой  имеет полезный эффект, удовлетворяющий  какие-либо потребности человека.

Товар – это специфическое  экономическое благо, произведенное  для обмена.

Рынок товаров и услуг  – это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса. Рынок товаров и услуг нацелен на связь сферы производства со сферой потребления и обеспечивает при этом оптимальные пропорции между спросом и предложением, ориентируя производство на удовлетворение нужд потребителей. (Экономическая теория: Учебник / Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Гурко и др.; Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. — Мн. – БГЭУ, 2001. с. 189-193)

Данный рынок является центральным звеном обшей системы  взаимосвязанных рынков. Результаты его функционирования оказывают  влияние на функционирование других рынков, во многом определяют состояние  других рынков и, следовательно, общее  экономическое равновесие. Рынок  потребительских товаров, занимает в экономике центральное место  как жизнеобеспечивающий элемент  всего рыночного механизма. Торговля, воздействуя на производство через  систему заказов, сделок, договоров, перемещая товары от производителя  к потребителю через торговую сеть, удовлетворяет потребности как торговых и производственных предприятий, так и населения, поскольку товар является средством удовлетворения потребностей, а потребность – движущая сила в экономике и побудительный мотив экономической деятельности.

Рынок потребительских товаров  и услуг так же подразделяется на различные виды товаров:

а) товаров кратковременного пользования (таких как хлеб, молоко, сигареты, жвачка и др.);

б) товаров долговременного  пользования (автомобили, мебель, одежда, дома и др.);

в) предметы роскоши;

г) социальной инфраструктуры, или потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые услуги и др.) (Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. М. Кнорус, 2010г сc. 72-74, 408-414)

Так же рынком товаров называют, систему экономических отношений, возникающих в процессе обмена продуктами труда на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Рынок потребительских товаров  – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, когда под ними понимается обладающий потребительной стоимостью продукт труда, предназначенный для продажи (реализации), включая услуги.

Значение и функции  рынка товаров и услуг:

  1. Удовлетворение потребностей домашних хозяйств;
  2. Получение дохода предпринимательским сектором;
  3. Создание общественных благ;
  4. На нем потребляется основная часть валового национального продукта. 

Определяющей характеристикой  данного рынка является переход  продукции из собственности производителя  в собственность потребителя.

Рынок товаров и услуг  делится на:

а) рынок потребительских  товаров и услуг;

б) рынок средств производства;

в) рынок правительственных заказов (потребительский и инвестиционный).

Рынок потребительских товаров  – это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:

1) путем развития предпринимательства  в сфере производства и сбыта  продовольственных и непродовольственных  товаров.

2) путем поддержания малых  и средних предприятий.

3) налоговое и кредитное стимулирование товаров широкого потребления.

4) переход к свободному  ценообразованию на большинство  товаров.

5) постепенная отмена  дотирования убыточных предприятий.

6) радикальный пересмотр  льготного перераспределения товаров  широкого потребления.

 
1.2 Особенности  рынка услуг

 

Рынок услуг – это относительно обособленная подсистема рыночных отношений, выполняющая функцию обеспечения эффективного использования ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей в невещественных благах – услугах. Реализация этой функции осуществляется в процессе взаимодействия рынка услуг с другими элементами рыночной системы, подсистемами и институтами общества.

По своей сути, рынок  услуг, развивающийся по законам  рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с  этим, имеет ряд специфических  черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

 

 

Особенности рынка услуг  видятся, прежде всего:

1)      в высокой динамичности рыночных процессов (цель – непосредственное удовлетворение потребностей человека);

2)     в территориальной сегментации (Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);

3)      в высокой скорости оборота капитала;

4)     в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (Свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);

5)      в специфике организации производства услуг (Обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);

6) в специфике процесса оказания услуг (Личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой – увеличивает требования к профессионально квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);

7) в высокой степени дифференциации услуг (Связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги-новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);

8) в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (Результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги).

 

2. Общая характеристика  рыночной инфраструктуры

 

Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.

  1. Инфраструктура – вся система обслуживания. Функция      инфраструктуры - предоставление услуг производству и населению, обслуживание производства и населения.
  2. Инфраструктура – только система производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
  3. Инфраструктура – то, что составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.
  4. В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
  5. Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом. (Райзенберг Б.А. Современный экономический словарь, 2-е издание,.: ИНФРА-М, 1999 г.)

В наше время выделяют следующие  виды инфраструктуры:

1) производственная инфраструктура, которая обслуживает производство (транспорт, связь, оптовая торговля  и т.д.);

2) социальная инфраструктура  – совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения;  образование, здравоохранения)  деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей,  обеспечение жизнедеятельности и  интеллектуального развития населения.

3) рыночная инфраструктура.

 

 

2.СОВОКУПНЫЙ СПРОС  И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА  ТОВАРНОМ РЫНКЕ

 

 

1. Совокупное предложение

 

Предложение на товарном рынке  показывает зависимость цены товара и объемами его производства. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет  величина предложения при различных  уровнях цен» и «Как изменится  величина предложения при некотором  изменении цены?» 

К примеру, можно взять  рынок, который характеризуется  неизменностью всех факторов, кроме  цены. Тогда логично будет предположить, что увеличение роста цен будет  вызывать увеличение производства товаров, а уменьшение – напротив, уменьшение объемов производства. Такую закономерность поведения производителей на рынках экономисты называют законом предложения. Она действует только в тех  случаях, когда основным изменяющимся фактором является цена, а остальные  факторы остаются неизменными.

Как нам известно, изготовление и производство товаров или благ требует затрат различных ресурсов. Обычно эти ресурсы могут быть получены только путем их покупки  на рынке. Следовательно, что любое  благо будет оцениваться, как  минимум, стоимостью ресурсов, затраченных  на его изготовление. Отсюда сделаем  вывод, что важнейший фактор формирования предложения – затраты на производство. Именно они образуют нижнюю границу  цены.

Кстати, затраты не всегда одинаковые. Существуют 2 вида затрат: постоянные и переменные. Рассмотрим их подробнее:

Постоянные затраты –  это затраты, которые практически  не изменяются при изменении роста  производства товаров и услуг. К  таким затратам относятся затраты на аренду помещения или затраты, связанные с использованием оборудования.

Переменные затраты –  это затраты, объем которых изменяется с изменением объема производства. Сюда относятся затраты на энергию, материалы и заработную плату.

Средние затраты — это  затраты на изготовление единицы  продукции, получаемые делением общей  суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной  за этот период продукции.

Информация о работе Рынок товаров и услуг