Рынок труда: формирование и механизм функционирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рынок труда
1.1 Особенности рынка труда……………………………………………..5
1.2 Миграция трудовых ресурсов………………………………………....7
Глава 2. Безработица.
2.1 Понятие безработицы и её виды……………………………………….12
2.2 Причины и последствия безработицы. Государственная политика в отношении безработицы: классический и кейнсианский подходы……...18
Глава 3. Проблемы экономического роста
3.1 Измерение экономического роста и его факторы……………………..
3.2 Показатели экономического роста…………………………………….


Список использованной литературы………………………………………….

Приложение 1 ……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

эконом теория курсовая!.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Первое, к чему приводит безработица, - это отставание от потенциально возможного уровня ВВП, т. е. недовыпуск продукции. В 1960-е гг. американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статистический материал, он пришёл к выводу, что существует устойчивая взаимозависимость между  величиной циклической безработицы и отставанием фактического ВВП от потенциального его уровня.  На основе своих вычислений он сформулировал правило, получившее название закона Оукена.

Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы  выше естественного уровня безработицы  на 1% , то отставание фактического ВВП  от потенциального составляет 2,5%.

Иначе говоря, каждый процент  циклической безработицы дает отставание по ВВП на 2,5%. Например, если в данном периоде(году) циклическая безработица составила 3%, то отставание фактического ВВП от потенциального равно 7,5%.

Число 2,5 называют числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.

Циклическая безработица  порождает, помимо недостижения потенциального уровня ВВП, и ряд других негативных последствий. В результате высокой безработицы снижаются доходы населения, т.е падает платёжеспособный спрос, вызывающий дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры.

Падение доходов населения  вследствие безработицы ведёт к сокращению реальных сбережений. Поскольку сбережения – это источник инвестиций, такой процесс влечёт за собой сокращение инвестиционных возможностей.

Государство же по причине  сокращения инвестиций, а следовательно, снижения объёмов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет.

Ещё одно негативное последствие  безработицы – углубляющееся  расслоение населения страны. Бремя  безработицы в различной степени  затрагивает разные социальные группы. Как известно, безработица выше среди тех групп населения, которые в принципе подвергаются более сильной дискриминации на рынке труда: молодёжь, только что закончившая учебные заведения и находящаяся в поиске работы, меньшинства, женщины. Это те группы населения, которые зачастую подвергаются увольнениям в первую очередь. Принимая во внимание тот факт, что именно у этих групп изначально ниже доходы, следует сделать вывод об усилении неравенства в распределении дохода в период высокой безработицы.

Кроме того, необходимо помнить, что безработица – это не просто экономическое, но социально-экономическое явление. К социальным издержкам безработицы следует отнести:

    • Нарастание социального пессимизма;
    • Рост психической напряжённости;
    • Увеличение всплесков социальной активности (забастовки, митинги, массовые выступления);
    • Рост преступности и т .п.

Государство в условиях безработицы сталкивается с необходимостью решать сложную комплексную задачу, направленную на урегулирование целого ряда социально-экономических проблем.

Что касается государственной  политики в отношении безработицы, следует отметить, что здесь, нет однозначной точки зрения. Имеют место классический и кейнсианский взгляды на безработицу и возможности её урегулирования. Эти взгляды основываются на различном понимании функционирования рынка труда классиками и кейнсианцами. В классической школе господствует идея равновесия на рынке труда. Как и на любом рынке, на рынке труда, если он предоставлен сам себе, возникает равновесие, а экономика в долгосрочном периоде устремляется к уровню полной занятости, т.е. к уровню естественной безработицы. Гипотеза естественного уровня производства (естественного уровня безработицы) принадлежит американскому экономисту М. Фридмену. Если в период спада безработица увеличивается, то следует расценивать как временное явление; когда наступит оживление, рынок труда вернётся к своему естественному состоянию – уровню полной занятости.

Представители кейнсианской школы не разделяют гипотезу естественного  уровня и в противовес ей выдвигают  концепцию гистерезиса безработицы.

Гистерезис в экономике (греч. - отставание) – это сохраняющиеся длительное время последствия отдельных макроэкономических мероприятий, иначе говоря, невозврат к естественному уровню.

 

После спада, когда наступает  период оживления, а значит, наблюдаются  все условия для возврата безработицы к исходному уровню, это, тем не менее, может и не произойти, постольку за время спада рабочая сила могла измениться качественно (рабочие потеряли трудовые навыки, разучились работать) и безработица не возвращается к исходному уровню, т.е. опровергается гипотеза естественного уровня.

 Различные взгляды  на рынок труда и проблему  безработицы приводит к различным  выводам в отношении государственной  экономической политики по регулированию  безработицы.

Представители классической школы выступают за слабое вмешательство государства в функционировании рынка труда: пассивность государства даёт возможность в полной мере реализовываться рыночным силам саморегулирования. Представители кейсианской школы, допуская гистерезис и затруднения на рынке труда, выступают за активное вмешательство государства, направленное на регулирование платежеспособного спроса через создание рабочих мест и решение проблемы занятости в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Проблемы экономического роста

 

    3.1 Измерение экономического роста и его факторы

 

Проблемы экономического роста встали перед человечеством  в XXв. Это вовсе не означает, что экономический рост раньше никого не волновал. До начала XIX в. Он был заметен только в течение десятков лет. А до XVIIIв. – и в течение сотен лет. Из экономистов даже саму проблему экономического роста прежде никто не ставил. Впервые о нём заговорили меркантилисты, и то лишь косвенно. Более или менее предметно эту проблему поставил физиократ Ф Кенэ.

Как можно увеличить  производство валового национального продукта или национального дохода и на сколько? Это очень важный вопрос, решаемый любой страной в наше время. Он чрезвычайно важен сам по себе, но в условиях формирования единого мирового хозяйства приобретает особую остроту, так как связан, во-первых, с более или менее равномерным развитием структуры этого хозяйства, во-вторых, с большей или меньшей болезненностью вхождения в него той или иной страны.

Экономический рост измеряется двумя способами. Выбор зависит  от того, какая проблема анализируется или с какой целью она анализируется. Экономический рост можно измерять:

    1. Как увеличение реального производства валового национального продукта или национального дохода;
    2. Как прирост и того и другого на душу населения.

Чтобы почувствовать  разницу в этих показателях, достаточно привести такой пример. Темп роста валового национального продукта в Китае составляет за последние 7-10 лет в среднем 8-11%. Один из самых высоких в мире.  Этот же показатель в США равен 2-3% в год. Но если в США производство НД на душу населения увеличивается практически пропорционально приросту населения и даже обгоняет этот прирост, то в Китае прирост НД на душу населения еле заметен. Слишком велико население этой страны – 1,2 млрд человек. Именно поэтому в Китае уже в течение 15 лет методично и планомерно выдвигается лозунг: «Одна семья – один ребёнок». За рождение второго ребёнка надо платить.

Очевидно, что экономический  рост измеряется годовыми темпами в  процентах.

Необходимо различать темпы роста возможные и фактические. Возможные темпы роста – это те, которые общество может достичь на границе своих производственных возможностей, т.е. когда оно строго и экономически, и организационно претворяет в жизнь принципы «минимум издержек – максимум производства».

Фактические темпы роста могут быть ниже  возможных по причине недоиспользования всех производственных возможностей, особенно из-за принятия ошибочных управленческих решений.

Сравнительные данные темпов экономического роста некоторых  стран за последние годы следующие (табл.1).

               

 

  Среднегодовые темпы  прироста ВВП, % Таблица 1

Страны

В среднем за

1981 – 1990гг.

В среднем за

1991 – 2001гг.

Весь мир

2,9

3,0

Развитые страны

2,7

2,2

В том числе:

 

США

2,6

3,0

Япония

4,0

1,2

Западная Европа

2,4

1,9

В том числе:

 

Германии

2,2

1,9

Англия

2,8

1,6

Франция

2,4

1,9

Развивающиеся страны

4,5

5,0

Азия

8,1

6,6

В том числе

 

Китай

11,1

9,7

Индия

5,3

6,0

Тайвань

9,2

5,2

Восточная Европа

0,5

0,3

Бывший СССР

0,5

-5,0

В том числе:

   

Россия

0,5

-4,5


 

Нетрудно заметить, что в странах Азии высокие темпы роста имеют страны, проводящие глубоко продуманные и финансово обеспеченные реформы. Страны с развитой рыночной экономикой имеют устойчивый экономический рост в 2-4% в год.

Что делает экономический  рост, почему он является главным показателем экономического развития страны? Во-первых, он ведёт к росту объёма реального материального продукта и услуг, а следовательно, и к повышению реального уровня жизни; во-вторых, экономический рост позволяет более эффективно решать проблемы образования, экологии, бедности и многие другие без снижения уже достойного уровня жизни; в-третьих, реальный экономический рост означает, что общество снижает издержки производства и повышает производительность труда.

Каждая страна в современный период решает следующие проблемы экономического роста:

    1. каковы тенденции и источники (факторы) роста?
    2. как обеспечить устойчивость экономического роста в долгосрочной перспективе?
    3. каковы последствия, которые может иметь страна, выбирая ту или иную модель технологического развития?
    4. каких темпов роста добивается для установления новой структуры национального хозяйства и в какие сроки?
    5. как изменить конкретно действие факторов экономического роста, их результативность?

Более подробно остановимся  на факторах роста. Они следующие:

      1. наличие природных ресурсов в количественном и качественном аспектах;
      2. количество трудовых ресурсов и их качественное состояние (образовательный и квалификационный аспекты);
      3. объём основных производственных фондов (капитала) и их техническое состояние (изношенность, производительность, надёжность);
      4. технология (её новизна, внедряемость, быстрота её смены, результативность, окупаемость);
      5. степень полноты и эффективности использования природных, производственных и трудовых ресурсов;
      6. эффективное и справедливое распределение растущего объёма ресурсов и растущего объёма реальной продукции.

 

первые четыре фактора  называются факторами предложения, так как именно их предложение  делает экономический рост физически  возможным. Авторы весьма интересного исследования этого вопроса расположили факторы экономического роста несколько иначе не только структурно, но и по широте их охвата. Как бы не изменялись в конечном итоге к затратам дворянского рода: живого труда и овеществлённого труда, т.е. экономический рост определяется совокупными затратами общественного труда, с чем трудно не согласиться.

Важно то, что экономический  рост выступает всегда как результат  действия экономических  и неэкономических  факторов. К последним относятся  военно-политические, географические, климатические, национальные, демографические, культурные и т.д. влияние тех или иных фактов может быть более или менее заметным, но нивелировать их невозможно, тем более в совокупности. Тому хороший ли, но весьма наглядный пример – наша Россия. Совершенно очевидно, что влияние этих факторов может быть как негативным так и позитивным.

Информация о работе Рынок труда: формирование и механизм функционирования в России