Рынок труда и его особенности в России и Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Еще совсем недавно в экономике нашей страны рабочая сила не рассматривалась в качестве товара, главным образом в связи с ее плановым распределением и отсутствием свободной системы найма, обусловленной наличием административных, правовых и экономических ограничений. Переход экономики России на рыночные условия хозяйствования и проводимые в ходе этого процесса реформы сильно отразились на состоянии рынка труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА. 5

1.1 Рынок труда, его особенности ,классификация и функции. 5

1.2 Безработица. 20

ГЛАВА 2. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ. 25

2.1 Российский рынок труда: становление 25

2.2 Спрос и предложение на российском рынке труда 33

2.3 Особенности рынка труда и занятости в России 39

2.4 Статистические данные о рынке труда на сегодняшний день. 42

ГЛАВА 3. Рынок труда в Иркутской области. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУТРЫ. 60

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ итоговый вар.docx

— 157.93 Кб (Скачать файл)

Увы, на практике ТК оказался неприспособленным  к жизни. Формулировки размыты, а  некоторые статьи, например, о порядке  увольнения персонала, заставляют работодателей  идти на хитрости, чтобы избавиться от действительно плохих работников.

Если 90-е годы - время, когда 37% молодежи хотели заниматься своим бизнесом, то 2000-е - эпоха чиновников. С 2001 года последовательно  увеличивалось число тех, кто  хочет работать в органах государственной  власти. Среди молодежи таких 18%, среди  взрослого населения - почти 40%.

В 2008 году рынок труда тряхнул кризис. За два года без работы осталось более 2 миллионов россиян. Больше всего  пострадали "синие воротнички" - рабочие производственных предприятий  и промышленности. 7,2 миллиона человек  являются безработными на конец марта 2010 года

 

2.2 Спрос и предложение  на российском рынке труда

Стабильность  экономического роста страны определяется технологической модернизацией  промышленности и повышением эффективности  труда. Структурная перестройка  экономики влечет за собой изменения  в характере спроса на рабочую  силу и в ее профессионально-квалификационном составе. Соответственно, должны трансформироваться объемы и профили подготовки специалистов в системе профессионального  образования. Проблема достижения сбалансированности между количеством и качеством (определяемым уровнем профессиональной подготовки) рабочей силы и возможностями  трудоустройства чрезвычайно актуальна. От ее решения зависит не только эффективность структурной перестройки  и модернизации, но и перспективы  развития экономики.

Уровень сбалансированности спроса и  предложения на рынке труда.

Под влиянием рыночных преобразований за последние годы профессионально-квалификационная структура занятых существенно  изменилась. Можно выделить несколько тенденций, влияющих на конфигурацию рынка труда 1:

· увеличение спроса на труд информационного  типа и в сфере обслуживания;

· растущая потребность в работниках, так называемых актуальных рыночных профессий;

· повышение спроса на высококвалифицированных  работников традиционных профессий, способных  производить конкурентоспособную  продукцию;

· снижение потребности в неквалифицированных  рабочих (безработица среди них  растет даже в период оживления экономики).

Сдвиги  в профессиональном составе работающих отражают изменения в масштабах  и отраслевой структуре спроса на рабочую силу. Это обусловлено, во-первых, снижением в результате спада  производства доли инженерно-технических  специалистов всех профилей и рабочих  индустриальных профессий (металлообработчиков, текстильщиков, отдельных групп  строителей), во-вторых, увеличением  численности финансистов, управленцев, работников, имеющих новые профессии  в сфере услуг и в отраслях рыночной инфраструктуры.

Рыночные  реформы и экономический кризис в наибольшей степени повлияли на сокращение потребности в рабочей  силе двух крупных профессиональных групп, характерных для занятости  индустриального типа: инженеров  и рабочих-станочников.

В первые пореформенные годы среди  лиц умственного труда безработица  ИТР была наивысшей. Но вскоре они  начали адаптироваться к рынку: усилилась  межпрофессиональная миграция, значительное число инженерно-технических работников (в том числе высвобожденных), приобретя актуальную рыночную профессию, сменили вид трудовой деятельности. Косвенное подтверждение довольно высокого профессионального динамизма  данной группы работников - отмечаемое в последнее время снижение доли ИТР в общей численности безработных  и даже некоторое абсолютное уменьшение количества безработных инженеров (хотя, по данным социологических опросов, оно все еще очень значительно).

Вынужденную профессиональную мобильность демонстрируют  также работники науки и научного обслуживания. Объективные обстоятельства (недофинансирование этого сектора, низкая заработная плата) побуждают  наиболее активных представителей этой сферы кардинально менять свою профессиональную принадлежность и вид деятельности (другое дело, как это сказывается  на научно-техническом и творческом потенциале страны).

Отечественная система профессионального обучения, естественно, реагировала на колебания  спроса на рабочую силу. В большей  степени это относится к учреждениям  высшего и среднего специального образования: менялись структура образовательных  заведений (появилось, например, двухступенчатое  высшее образование, негосударственные  формы обучения), сроки, программы  и методы обучения.

Снижение  спроса на рабочих в промышленности поставило в сложное положение  учреждения профессионально-технического обучения. В середине 90-х годов  запаздывающая перестройка системы  профессиональной подготовки рабочих  кадров усугубила положение на соответствующем  профессиональном сегменте рынка труда. В последние годы все более  ощутимой становится нехватка высококвалифицированных рабочих кадров, которая может усилиться при переходе к экономическому росту.

Данные 2005 г. о приеме учащихся в профессиональные учебные заведения страны позволяют  составить представление о том, сколько и каких специалистов выйдет на рынок труда в 2010 г. Сопоставление  этой информации с возможными структурными изменениями в профессионально-квалификационном составе занятых, отвечающих приоритетам, которые сформулированы в Стратегии  развития Российской Федерации до 2010 г., обнаруживает явную несбалансированность спроса и предложения рабочей  силы.

Если  в первые пореформенные годы в  учреждениях начального профессионального  образования готовилось около половины квалифицированных рабочих, то к 2005 г. - 30%. Количество принятых в техникумы  практически не изменилось, а в  высшие учебные заведения - возросло с 23 до 40%. По прогнозам, численность  выпускников вузов по всем группам  специальностей за пять лет увеличится в 1,8 раза.

То, что большее количество российских граждан получит высшее образование, безусловно, положительное явление. Однако возникает опасность неэффективного использования труда дипломированных  специалистов. Опыт развитых экономик свидетельствует о том, что существует масса профессий, для овладения  которыми достаточно одно-, двухгодичного  обучения (медицинские сестры, техники  и технологи, организаторы туристического, рекламного, рекреационного обслуживания и т.д.). Их подготовка значительно  дешевле, нежели специалистов высшей квалификации, при этом труд этой категории работников стабильно востребован.

Ожидается, что в 2010 г. выпуск молодых специалистов, получающих инженерные специальности, сократиться вдвое. Тем не менее  данная группа останется одной из самых крупных - примерно 22% всех выпускников  высшей школы, уступая по численности  только группе специалистов в области  экономики и управления. Для развитых стран такая ситуация не типична: на долю инженеров там приходится не более 10-15% выпускников. Зато система  их подготовки гораздо более гибко  реагирует на изменения спроса на рабочую силу.

Сокращение  масштабов подготовки инженерных кадров происходит в нашей стране без  увязки с перспективными потребностями  экономики. Так, начавшееся в 1994 г. уменьшение приема студентов по 22 инженерным специальностям в первую очередь затронуло область  информационных технологий. Более 40% совокупного  снижения объемов подготовки пришлось на специальности: информатика и  вычислительная техника, радиотехника и связь, приборостроение. Стоит  напомнить, что именно эти специальности  в развитых экономиках наиболее востребованы и количество таких специалистов в составе занятого населения  увеличивается.

Вместе  с тем сохраняется опасность  перепроизводства инженерных кадров по ряду традиционных специальностей (энергетика и энергомашиностроение, машиностроение и металлообработка, технологические  машины и оборудование), а значит, и увеличения безработицы среди  них.

Подготовка  кадров по специальности «экономика и управление» увеличится в наибольшей степени: количество выпускников возрастет  почти в 2,6 раза; по гуманитарно-социальным специальностям - в 1,7 раза. Такая динамика находится в русле общемировых  тенденций гуманитаризации образования  и в целом соответствуют потребностям экономики.

Численность выпускников медицинских и педагогических институтов постоянно увеличивается, однако, закончившие вузы в 60% случаев  трудоустраиваются не по специальности. Так же поступают до 50% молодых  инженеров, 70% выпускников сельхозинститутов, 30-40% врачей, экономистов, юристов. Все  это свидетельствует о просчетах  в определении перспективной  потребности в квалифицированных  кадрах по профессиям и специальностям. Относительно высокий доход, получаемый от работы, стал основным стимулом межотраслевых и межпрофессиональных перемещений, отодвинув на второй план такие мотивы выбора рабочего места, как удовлетворенность характером и содержанием труда, степенью их соответствия полученному профессиональному образованию. За исключением относительно небольшой группы работников перспективных рыночных профессий, переток рабочей силы нередко осуществляется с потерей профессиональной квалификации. В результате рынок труда в профессионально-квалификационном плане сильно деформирован, особенно в части соответствия уровня квалификации, объективно необходимого для выполнения той или иной работы, реальной профессиональной подготовленности индивида.Следует отметить то, что работники, имеющие среднее и особенно высшее профессиональное образование, оказались наиболее мобильными, способными в короткие сроки адаптироваться к рынку труда. Уровень безработицы экономически активных граждан с высшим образованием - самый низкий по сравнению с другими группами населения. Что касается возрастных критериев, то каждый третий безработный сегодня находится в возрасте до тридцати лет. Основные причины низкой конкурентоспособности молодежи состоят в недостатке профессиональных знаний, отсутствии необходимой квалификации и трудовых навыков. Нежелание работодателей нести дополнительные издержки по повышению профессионального уровня новых сотрудников приводит к тому, что молодежь сейчас является одной из самых уязвимых категорий на рынке труда.

2.3 Особенности рынка труда и занятости в России

 

В современной России можно  выделить следующие особенности  развития рынка труда:

1. Основным отличием рынка  труда России является высокий  уровень скрытой безработицы,  которая, с одной стороны, является  резервом расширения производства, а с другой - может стать существенным  фактором дестабилизации социальных  отношений при ухудшении экономической  конъюнктуры.

2. Изменение распределения  рабочей силы по секторам экономики  - значительным потребителем рабочей  силы стал частный сектор экономики.  Относительно широкое распространение  получила вторичная занятость,  возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные  предприятия сталкиваются с большими  трудностями на пути поиска  оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.

3. Появление 2 млн. беженцев  и вынужденных переселенцев, нуждающихся  в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал  общества используется все менее  эффективно: объем производства  сократился в гораздо большей  степени, чем численность занятых,  существовавший и ранее на  многих предприятиях избыток  рабочей силы стал еще более  очевиден.

5. Неполная занятость,  обусловленная не ее гибкостью,  а простоями предприятий: 3,7 млн.  человек (8,6% работающих) имеют неполный  рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%) - находились  в вынужденных отпусках.

6. Глубокая территориальная  дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы  в экономически активных и  депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.

7. Особенностью занятости  в постсоциалистических странах  является формирование так называемого  придерживаемого типа (модели) занятости  - рабочая сила не используется  в производстве, но и не высвобождается  в другие сферы.

Информация о работе Рынок труда и его особенности в России и Иркутской области