Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:23, курсовая работа
Таким образом, цель курсовой работы: выявить проблемы формирования рынка труда в условиях переходной экономики.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуру, функции, виды, особенности формирования и функционирования;
2) определить основные характеристики рынка труда в Республике Беларусь;
3) исследовать роль государства на рынке труда;
4) проанализировать основные направления государственного регулирования занятости.
Введение 5
1 Теоретические основы рынка труда 6
1.1 Сущность рынка труда, его функции и структура 6
1.2 Виды и модели рынка труда 8
1.3 Особенности формирования и функционирования рынка труда в странах с переходной экономикой ………………………………………………11
2 Рынок труда в условиях переходной экономики Республики Беларусь 15
2.1 Основные характеристики рынка труда в Республике Беларусь 15
2.2 Направления и проблемы регулирования рынка труда в переходной экономике Республики Беларусь 19
2.3 Пути решения проблем рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе 24
Заключение 28
Список использованных источников
Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов. В первом разделе отражаются трудовые ресурсы и их состав, во втором — распределение трудовых ресурсов по видам занятости, сферам и отраслям народного хозяйства, формам собственности. На его основе определяется количество безработных и уровень безработицы. Схема сводного баланса трудовых ресурсов представлена в приложении А.
Реформирование экономики Беларуси со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть "скрытая" форма безработицы перешла в "открытую". Уже к концу 1995 г. в стране появились первые безработные. Однако нормально функционирующая экономика предполагает наличие безработицы. Общепризнанно, что если показатель безработицы не превышает 5 %, то ситуация на рынке труда не является напряженной: человек, ищущий работу, может достаточно быстро ее найти. В то же время работодателю достаточно сложно заполнить вакансию. При превышении данного уровня на рынке труда складывается зеркальная ситуация: теперь безработному трудно найти работу, в то время как работодатели имеют возможность выбирать тех, кто им больше всего подходит.
В этой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на экономически эффективном уровне (то есть таком, при котором уровень безработицы не превышал бы 5 %).
На текущий момент занятое население составляет примерно 99 % от экономически активного в соответствии с приложением Б.
Статистический портрет белорусского безработного таков: это преимущественно женщины, хотя их количество в общем числе снизилась с 84,3 тысяч в 1995 г. до примерно 15 тысяч в 2011 г. и, соответственно, с 46,7 тысяч до 13 тысяч безработных мужчин. Уровень зарегистрированной безработицы составляет 0,6 %, что на 2,3 % меньше по сравнению с 1995 годом. (таблица 1)
Таблица 1 — Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите
Годы |
Численность безработных, тыс. человек |
Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения) | |||
всего |
мужчины |
женщины | |||
1995 |
131,0 |
46,7 |
84,3 |
2,9 | |
2000 |
95,8 |
37,6 |
58,2 |
2,1 | |
2001 |
102,9 |
40,8 |
62,1 |
2,3 | |
2002 |
130,5 |
47,8 |
82,7 |
3,0 | |
2003 |
136,1 |
46,1 |
90,0 |
3,1 | |
2004 |
83,0 |
25,5 |
57,5 |
1,9 | |
2005 |
67,9 |
21,1 |
46,8 |
1,5 | |
2006 |
52,0 |
17,7 |
34,3 |
1,2 | |
2007 |
44,1 |
15,2 |
28,9 |
1,0 | |
2008 |
37,3 |
14,7 |
22,6 |
0,8 | |
2009 |
40,3 |
40,3 |
17,3 |
23,0 |
0,9 |
2010 |
33,1 |
15,7 |
17,4 |
0,7 | |
2011 |
28,4 |
13,2 |
15,2 |
0,6 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [16]
Сегодня в Беларуси право на пособие имеют безработные, не получающие иных доходов. Оно выплачивается со дня обращения в службу занятости до трудоустройства. За первые 13 календарных недель от 100 до 70%, за последующий такой же срок — от 70 до 50 % средней зарплаты на последнем месте работы, но не ниже ее минимального уровня и не выше ее 2-кратной величины.
Структура спроса на рабочую силу за нынешний год кардинально не изменилась. Рынок труда, как и раньше, ориентирован на рабочие профессии. По-прежнему востребованы обладатели строительных специальностей (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др.), а также токари, фрезеровщики, слесари, водители автомобиля. Среди специалистов с высшим образованием наиболее дефицитные — врачи, инженеры различных профилей. А в сельской местности ощущается нехватка механизаторов, трактористов, операторов машинного доения, животноводов, ветврачей, зоотехников. При этом в избытке (предложение рабочей силы значительно превышает спрос) остаются бухгалтеры, экономисты, юристы, преподаватели, техники-технологи, закройщики, операторы персональных электронно-вычислительных машин, продавцы непродовольственных товаров, парикмахеры и т.д.
На рынке труда регионов,
малых и средних городских
поселений также снижается
В отраслевом разрезе занятое население распределяется таким образом: промышленность — 28 %; сельское хозяйство — 9 %; образование — 10 %; торговля, общепит, материально-техническое снабжение и заготовки — 14 %; транспорт и связь — 8 %; строительство — 8 %; здравоохранение — 7 %; прочие — 16 %. Графическое изображение представлено на рисунке 2. [15]
Рисунок 2 - Занятость населения в различных отраслях экономики
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [16]
Данные диаграммы показывают, что распределение занятого населения по отраслям в 2011 году изменилось незначительно по сравнению с 2000 годом. Доля населения, занятого в промышленности и сельском хозяйстве, уменьшилась на 1% и 5 % соответственно. Часть активного населения, работающего в таких отраслях как образование и здравоохранение, не изменилась. Доля работников, занятых в строительной и транспортной отраслях увеличилась на 1 %; торговой и других отраслях — на 2 %.
По формам собственности занятое население распределено таким образом: 44,7% — государственная; 56,1 % — частная; 4,7 % — смешанная с иностранным участием; 2,1 % — иностранная. Доля занятого населения в государственных предприятиях с 2002 года снижается, но в 2010 и 2011 годах это значение увеличилось. С каждым годом все большая часть занятого населения работает в частных, иностранных и смешанных с иностранной по формам собственности организациях в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 — Распределение численности занятого населения по формам собственности (в процентах к итогу)
Годы |
всего занято в экономике, % |
по формам собственности: | |||
государст- венная, % |
частная, % |
смешанная с иностранным участием, % |
иностранная, % | ||
1995 |
100 |
59,8 |
40,1 |
0,5 |
0,1 |
2000 |
100 |
57,2 |
42,4 |
1,4 |
0,4 |
2001 |
100 |
57,2 |
42,2 |
1,6 |
0,6 |
2002 |
100 |
55,1 |
44,0 |
1,8 |
0,9 |
2003 |
100 |
52,9 |
46,1 |
2,2 |
1,0 |
2004 |
100 |
52,4 |
46,4 |
2,5 |
1,2 |
2005 |
100 |
51,7 |
47,0 |
2,6 |
1,3 |
2006 |
100 |
51,2 |
47,4 |
2,7 |
1,4 |
2007 |
100 |
50,5 |
48,0 |
2,9 |
1,5 |
2008 |
100 |
50,7 |
47,7 |
3,2 |
1,6 |
2009 |
100 |
43,7 |
51,1 |
3,2 |
1,6 |
2010 |
100 |
44,2 |
54,0 |
3,9 |
1,8 |
2011 |
100 |
44,7 |
56,1 |
4,7 |
2,1 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [16]
2.2 Направления и проблемы
Вопросы сохранения управляемой
ситуации на рынке труда и повышения
эффективности мер
1) установление системы льготного налогообложения и кредитования субъектов хозяйствования с целью формирования новых рабочих мест в жизненно важных производствах и сфере услуг, а также в районах с критическим состоянием рынка труда;
2) расширение прямых бюджетных инвестиции в создание и модернизацию рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких производствах и сфере услуг;
3) обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных па рынке труда (предоставление льгот по платам в бюджет, дотации для формирования специализированных рабочих мест и т.д.);
4) активизация создания временных рабочих мест на основе общественных работ и развитие нестандартных форм занятости с помощью мер, способных экономически заинтересовать в этом субъекты хозяйствования (снижение взносов на социальное страхование за частично занятых работников; облегчение процедуры приема их па работу и т.д.).
Построение эффективной системы создания и сохранения перспективных рабочих мест обусловливает необходимость определения потребности в них на среднесрочную перспективу. Для этого следует:
1) осуществить на основе аттестации рабочих мест оценку общей и дополнительной потребности в них па среднесрочный период с учетом отраслевых и региональных особенностей;
2) разрабатывать на каждом предприятии
(в организации) план-прогноз профессионально-
3) на основе данных организаций о потребностях в рабочих местах разрабатывать отраслевые и региональные программы их создания, которые будут учитываться при разработке государственных программ социально-экономического развития страны, а также прогнозов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Стратегически важным направлением
является содействие развитию малого
бизнеса и индивидуального предпринимательства,
которое обеспечивает более эффективное
использование рабочей силы в условиях
постоянно меняющегося спроса производства
на рабочие места, позволяет вовлечь в
него высвобождаемые ресурсы труда, а
также часть граждан из неформального
сектора. В связи с этим одной из главных
задач становится обеспечение благоприятных
условий для малого предпринимательства,
устранение административно-
Одним из направлений поддержки является предоставление финансовых средств на развитие лизинга оборудования для малых предприятий, гарантирование кредитов, создание систем страхования инвестиционных рисков в сфере малого бизнеса. Стратегическим направлением должно стать формирование кредитных гарантийных фондов малого предпринимательства, которые в республике отсутствуют.
Не менее важно предоставление финансовой помощи посредством создания центров поддержки предпринимательства, инновационных центров, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, целевых фондов нежилых помещений и др.
Как показал анализ, одним из наиболее эффективных направлений политики па рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы. Учитывая отечественный и мировой опыт, можно выделить увеличение масштабов профессиональной подготовки и переподготовки работников по конкретным заявкам нанимателей на основе договорных форм профессионального обучения кадров с гарантией последующего трудоустройства.
Еще одно направление - налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов, привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики. Это способствовало бы наиболее полному удовлетворению их требований в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов, необходимых для профессиональной деятельности.
Одновременно следует принять во внимание сниженную конкурентоспособность отечественных учреждений образования на внешнем рынке труда, что определённым образом отражается на структуре предложения рабочей силы. С одной стороны, часть высококвалифицированных специалистов мигрирует (при этом главным фактором миграции служит низкий уровень заработной платы таких специалистов в Беларуси), с другой - качество подготовки многих специалистов вызывает нарекания даже у отечественных работодателей. Кроме того, задачи инновационного развития белорусской экономики также повышают требования к качеству и компетенции персонала. В связи с этим очевидна необходимость увеличения инвестиций в человеческий капитал, причем эти инвестиции должны носить упреждающий характер, быть ориентированными на перспективные направления деятельности, соответствующие стратегическим целям развития Беларуси.
Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях переходной экономики