Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы: выявить проблемы формирования рынка труда в условиях переходной экономики.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуру, функции, виды, особенности формирования и функционирования;
2) определить основные характеристики рынка труда в Республике Беларусь;
3) исследовать роль государства на рынке труда;
4) проанализировать основные направления государственного регулирования занятости.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы рынка труда 6
1.1 Сущность рынка труда, его функции и структура 6
1.2 Виды и модели рынка труда 8
1.3 Особенности формирования и функционирования рынка труда в странах с переходной экономикой ………………………………………………11
2 Рынок труда в условиях переходной экономики Республики Беларусь 15
2.1 Основные характеристики рынка труда в Республике Беларусь 15
2.2 Направления и проблемы регулирования рынка труда в переходной экономике Республики Беларусь 19
2.3 Пути решения проблем рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе 24
Заключение 28
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

рынок труда.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Для реализации данных мер  по модернизации рынка труда с целью обеспечения эффективной занятости разработан и действует ряд программ, в том числе программа социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг., в рамках которой также предусмотрен ряд приоритетных направлений политики занятости населения: создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг; стимулирование роста занятости в сфере услуг; совершенствование системы переподготовки кадров; формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы. Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике. Основная цель — дать гражданам Беларуси возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

Также в современных условиях важной проблемой является проблема безработицы. Безработица — социально-экономическое явление, выражающееся в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал.

По определению Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу.

В Беларуси, например, уровень безработицы в 2010 г. составил 0,7 %. В то же время велика доля скрытой безработицы.

Переход к рыночным отношениям обостряет проблемы занятости, добавляя к ним новые, связанные с возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности.

Государство посредством принятия соответствующих законодательных и нормативных актов стремилось сдерживать массовые увольнения, проводя политику, направленную на сохранение трудовых коллективов, а также во избежание социальной напряженности в обществе. Темпы сокращения численности работников сдерживались путем предоставления им разного рода отпусков, частичной остановки производства, перехода на сокращенный рабочий день или неделю, выделения государственных дотаций и льготных кредитов на поддержание убыточных и неконкурентоспособных предприятий, доля которых возросла с 1995 по 2011г. в 1,5 раза (с 17,9 до 30 %). В результате на предприятиях скопилась излишняя рабочая сила и значительно выросла скрытая безработица.

Рост скрытой безработицы, достигшей в 2010 г. 15 % по отношению к среднесписочной численности работников, обусловлен не только проведением государством определенной социальной политики в области занятости, но и другими причинами. Во-первых, убежденностью руководителей предприятий в том, что спрос на их продукцию вскоре увеличится и рабочая сила будет востребована (что в ряде случаев оправдалось). Большинство работников не увольнялись в надежде, что предприятие выйдет из тяжелого положения, а также не будучи уверенными, что в условиях кризиса экономики найдут более высокооплачиваемую работу. Во-вторых, низкая доля оплаты труда в издержках производства (от 10 до 15 %) делала бессмысленной экономию на рабочей силе. В-третьих, многие предприятия имели свободные производственные площади и помещения, аренда которых позволяла выплачивать работникам заработную плату. Все эти меры приводили к тому, что сокращение объемов производства не сопровождалось пропорциональным высвобождением рабочей силы. Социальными последствиями скрытой безработицы явились вторичная и неформальная занятость.

Вторичная занятость — одна из форм зарабатывания денежных средств, кроме заработной платы по основному месту работы. К формам вторичной занятости относят совместительство по основному месту работы, совместительство на другом предприятии (организации), нерегулярные заработки. С 2008 по 2011 г. доля занятых только на основной работе возросла в 1,3 раза (с 63,4 до 83,9 %), а число подрабатывающих на основном или другом месте работы уменьшилось в 4 раза (с 21,1 до 5,1 %) согласно данным республиканского социологического мониторинга (таблица 3).

Таблица 3 — Распределение респондентов по видам вторичной занятости, %

            Показатель

                          Годы

 

2008

2009

2010

2011

Не подрабатывают

63,4

66,5

77,3

83,9

Подрабатывают на основном месте работы

 9,3

8,2

        5,3

1,2

Подрабатывают на другом месте работы

 11,8

10,8

  10,4

3,9

Имеют дополнительные доходы от индивидуальной деятельности

 15,5

14,5

       13,0

11,0


Примечание — Источник: собственная  разработка на основе [16]

 Тенденцию уменьшения вторичной занятости в Беларуси можно объяснить рядом факторов позитивного развития экономики, среди которых санация убыточных предприятий, улучшение организации труда и трудовой дисциплины, расширение рынков сбыта производимой продукции, а также повышение производительности труда работников.

В качестве основной причины, побуждающей работников иметь вторичную занятость, назван низкий уровень оплаты труда на основной работе (4/5 занятых вторично); вторая по значимости причина — относительно высокий уровень заработков на дополнительной работе (1/10 респондентов); третья причина — дополнительная работа не требует специальной профессиональней подготовки (1/10 респондентов). Есть основания полагать, что с помощью дополнительной работы, особенно в непроизводственной сфере, граждане пытаются достичь уровня минимального потребительского бюджета до начала 1990-х гг.

Неформальной  занятостью считается та, что осуществляется без юридического оформления трудовых отношений. В силу своей специфики неформальная занятость по определению не находит отражения в государственной статистике; она выявляется в ходе социологических опросов населения.

Такая ситуация во многом обусловлена низким уровнем  заработной платы, доля которой составляет 2/3 денежных доходов населения. При этом до 60 % заработной платы (по данным выборочного обследования домохозяйств НИИ

статистики  и анализа Республики Беларусь) идет на питание. Такие статьи расходов, как покупка товаров долговременного пользования и оплата бытовых услуг, отсутствуют у 1/3 респондентов; отдых, санаторное лечение, посещение концертов и театров — у 1/2 респондентов; затраты на платное образование — у 2/3 респондентов, что свидетельствует о весьма скромном уровне и качестве жизни.

Из этого следует, что неформальная занятость становится одним из механизмов повышения если не качества, то уровня жизни населения. По расчетам белорусских экономистов, в 2009 г. около 500 тыс. занятых в режиме неполного рабочего времени на производстве имели отношение к неформальному сектору. С одной стороны, неформальная занятость в определенной мере способствует решению проблем безработицы и содействует росту доходов населения, с другой — отсутствуют какие-либо гарантии для граждан, создаются условия для развития криминальной среды. В результате оттока в этот сектор значительной части инициативных и квалифицированных работников снижается эффективность труда и качество рабочей силы в общественном производстве. [4, с. 101—104]

2.3 Пути решения проблем рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе

Для общества оптимальным  является вариант, когда все трудовые ресурсы задействованы полностью. Однако в экономике данное условие соблюдается крайне редко даже в тех странах, где имеется повышенная потребность в рабочей силе. Причин здесь множество, в том числе объективного характера. Прежде всего, это сокращение численности рабочих и служащих при совершенствовании структуры производства, увольнение в связи с неудовлетворенностью части работников условиями труда, поиск нового места работы, циклический характер экономического развития, влияние сезонности и т.д. Поэтому в реальных условиях не все трудоспособное население занято общественно полезным трудом. Важнейшая задача при планировании экономического развития состоит в том, чтобы не допускать чрезмерной величины избытка рабочей силы и в то же время обеспечить функционирование рынка трудовых ресурсов в целях более эффективного ее использования. Повышение доли трудоспособного населения, занятого общественным трудом, предоставление таких возможностей лицам пенсионного возраста и подросткам улучшает социально-экономическую ситуацию. При необходимости рассматривается и внешний рынок трудовых ресурсов, особенно в условиях кризиса и других неблагоприятных ситуациях внутри стран. [7, с. 22—25]

Совет Министров утвердил Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011—2012 годы. Соответствующее решение содержится в Постановлении Правительства № 270 от 4 марта текущего года.

Основные приоритеты программы — это вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, создание рабочих мест, повышение качества трудовых ресурсов, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, решение проблем занятости для определенных групп населения, улучшение ситуации в сфере занятости в ряде регионов, малых городов, сельской местности. По сути своей программа содействия занятости — венец многих уже принятых и реализуемых государственных программ в плане наполнения кадрами уже действующих предприятий и вновь создаваемых, а также в сфере улучшения социально-экономической обстановки в каждом конкретном регионе, населенном пункте.

Среди тех, кто обращается в органы по труду, занятости и  соцзащите, больше становится граждан, которые не могут самостоятельно трудоустроиться. Более 20 % безработных относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы (им государство предоставляет дополнительные гарантии в сфере занятости).

Постановлением правительства  № 270 утвержден план мероприятий на 2012 год, который предусматривает три главных направления: содействие в трудоустройстве незанятого населения; обеспечение занятости жителей сельской местности; обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы.

В 2012 году в Беларуси планируется создать 161,5 тыс. новых рабочих мест. Причем 2,9 тыс. из них будут организованы нанимателями с использованием бюджетных ссуд. Персональную ответственность за кадровое обеспечение организаций (производств), где создаются рабочие места, несут руководители республиканских органов госуправления и государственных организаций, подчиненных правительству, председатели облисполкомов и Мингорисполкома.

Планом мероприятий установлено задание по содействию в трудоустройстве — постоянную работу получат 192,7 тыс. незанятых граждан, в том числе 125,6 тыс. безработных.

Для организации предпринимательской  деятельности и развития самозанятости (в первую очередь в сфере услуг) будет оказана финансовая поддержка в виде субсидий и (или) денежных средств 2,4 тыс. безработных на основе предварительного изучения их деловых качеств, консультирования и обучения.

В оплачиваемых общественных работах, в том числе на объектах социальной сферы, примут участие 83,4 тыс. человек, из них 48,3 тыс. безработных.

         Наиболее сложная ситуация на рынке труда в 2011 —2012 годах прогнозируется в 27 наиболее проблемных малых городах и 7 районах, поэтому именно они и включены по предложениям облисполкомов в госпрограмму:

в Брестской области  – Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, городской поселок Телеханы Ивацевичского  района, рабочий поселок Речица Столинского  района;

 в Витебской –  Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин,  Барань Оршанского района;

 в Гомельской –  Речицкий и  Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого  района, Рогачев, городские поселки  Заречье Речицкого района и  Уваровичи Буда-Кошелевского района;

 в Гродненской – города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, городской поселок Россь;

 в Минской –  города Вилейка, Березино, Копыль;

 в Могилевской –  Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки  Краснополье и Белыничи.

Поэтапный подход к решению  проблем занятости в конкретных малых городах оправдал себя — ежегодное включение в программу самых сложных с точки зрения занятости регионов с установлением целевых показателей позволило снизить безработицу в них за последние 3 года в два и более раза. [6]

Перечень направлений  государственной политики занятости  довольно обширный. Государство в  условиях становления и функционирования рыночных отношений отказалось от прямого  централизованного управления занятостью. Вместе с тем эта проблема не должна быть пущена на самотек, отдана на откуп стихийным рыночным силам. Под влиянием последних произошло резкое ухудшение условий использования и воспроизводства рабочей силы, снижение ее качества и конкурентоспособности.

В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Они призваны содействовать проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе:

1) соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения;

2) реализации мер, предусмотренных законодательством РБ о труде, коллективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;

3) оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством РБ дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

4) создание условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих и т. д.

Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях  трудящихся, их числе и категориях работников, которых они могут коснуться. Кроме того, они обязаны ежемесячно информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях переходной экономики