Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:23, курсовая работа
Таким образом, цель курсовой работы: выявить проблемы формирования рынка труда в условиях переходной экономики.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуру, функции, виды, особенности формирования и функционирования;
2) определить основные характеристики рынка труда в Республике Беларусь;
3) исследовать роль государства на рынке труда;
4) проанализировать основные направления государственного регулирования занятости.
Введение 5
1 Теоретические основы рынка труда 6
1.1 Сущность рынка труда, его функции и структура 6
1.2 Виды и модели рынка труда 8
1.3 Особенности формирования и функционирования рынка труда в странах с переходной экономикой ………………………………………………11
2 Рынок труда в условиях переходной экономики Республики Беларусь 15
2.1 Основные характеристики рынка труда в Республике Беларусь 15
2.2 Направления и проблемы регулирования рынка труда в переходной экономике Республики Беларусь 19
2.3 Пути решения проблем рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе 24
Заключение 28
Список использованных источников
Для реализации данных мер по модернизации рынка труда с целью обеспечения эффективной занятости разработан и действует ряд программ, в том числе программа социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг., в рамках которой также предусмотрен ряд приоритетных направлений политики занятости населения: создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг; стимулирование роста занятости в сфере услуг; совершенствование системы переподготовки кадров; формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы. Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике. Основная цель — дать гражданам Беларуси возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Также в современных условиях важной проблемой является проблема безработицы. Безработица — социально-экономическое явление, выражающееся в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал.
По определению Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу.
В Беларуси, например, уровень безработицы в 2010 г. составил 0,7 %. В то же время велика доля скрытой безработицы.
Переход к рыночным отношениям обостряет проблемы занятости, добавляя к ним новые, связанные с возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности.
Государство посредством принятия соответствующих законодательных и нормативных актов стремилось сдерживать массовые увольнения, проводя политику, направленную на сохранение трудовых коллективов, а также во избежание социальной напряженности в обществе. Темпы сокращения численности работников сдерживались путем предоставления им разного рода отпусков, частичной остановки производства, перехода на сокращенный рабочий день или неделю, выделения государственных дотаций и льготных кредитов на поддержание убыточных и неконкурентоспособных предприятий, доля которых возросла с 1995 по 2011г. в 1,5 раза (с 17,9 до 30 %). В результате на предприятиях скопилась излишняя рабочая сила и значительно выросла скрытая безработица.
Рост скрытой безработицы, достигшей в 2010 г. 15 % по отношению к среднесписочной численности работников, обусловлен не только проведением государством определенной социальной политики в области занятости, но и другими причинами. Во-первых, убежденностью руководителей предприятий в том, что спрос на их продукцию вскоре увеличится и рабочая сила будет востребована (что в ряде случаев оправдалось). Большинство работников не увольнялись в надежде, что предприятие выйдет из тяжелого положения, а также не будучи уверенными, что в условиях кризиса экономики найдут более высокооплачиваемую работу. Во-вторых, низкая доля оплаты труда в издержках производства (от 10 до 15 %) делала бессмысленной экономию на рабочей силе. В-третьих, многие предприятия имели свободные производственные площади и помещения, аренда которых позволяла выплачивать работникам заработную плату. Все эти меры приводили к тому, что сокращение объемов производства не сопровождалось пропорциональным высвобождением рабочей силы. Социальными последствиями скрытой безработицы явились вторичная и неформальная занятость.
Вторичная занятость — одна из форм зарабатывания денежных средств, кроме заработной платы по основному месту работы. К формам вторичной занятости относят совместительство по основному месту работы, совместительство на другом предприятии (организации), нерегулярные заработки. С 2008 по 2011 г. доля занятых только на основной работе возросла в 1,3 раза (с 63,4 до 83,9 %), а число подрабатывающих на основном или другом месте работы уменьшилось в 4 раза (с 21,1 до 5,1 %) согласно данным республиканского социологического мониторинга (таблица 3).
Таблица 3 — Распределение респондентов по видам вторичной занятости, %
Показатель |
Годы | |||
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Не подрабатывают |
63,4 |
66,5 |
77,3 |
83,9 |
Подрабатывают на основном месте работы |
9,3 |
8,2 |
5,3 |
1,2 |
Подрабатывают на другом месте работы |
11,8 |
10,8 |
10,4 |
3,9 |
Имеют дополнительные доходы от индивидуальной деятельности |
15,5 |
14,5 |
13,0 |
11,0 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [16]
Тенденцию уменьшения вторичной занятости в Беларуси можно объяснить рядом факторов позитивного развития экономики, среди которых санация убыточных предприятий, улучшение организации труда и трудовой дисциплины, расширение рынков сбыта производимой продукции, а также повышение производительности труда работников.
В качестве основной причины, побуждающей работников иметь вторичную занятость, назван низкий уровень оплаты труда на основной работе (4/5 занятых вторично); вторая по значимости причина — относительно высокий уровень заработков на дополнительной работе (1/10 респондентов); третья причина — дополнительная работа не требует специальной профессиональней подготовки (1/10 респондентов). Есть основания полагать, что с помощью дополнительной работы, особенно в непроизводственной сфере, граждане пытаются достичь уровня минимального потребительского бюджета до начала 1990-х гг.
Неформальной занятостью считается та, что осуществляется без юридического оформления трудовых отношений. В силу своей специфики неформальная занятость по определению не находит отражения в государственной статистике; она выявляется в ходе социологических опросов населения.
Такая ситуация во многом обусловлена низким уровнем заработной платы, доля которой составляет 2/3 денежных доходов населения. При этом до 60 % заработной платы (по данным выборочного обследования домохозяйств НИИ
статистики и анализа Республики Беларусь) идет на питание. Такие статьи расходов, как покупка товаров долговременного пользования и оплата бытовых услуг, отсутствуют у 1/3 респондентов; отдых, санаторное лечение, посещение концертов и театров — у 1/2 респондентов; затраты на платное образование — у 2/3 респондентов, что свидетельствует о весьма скромном уровне и качестве жизни.
Из этого следует, что неформальная занятость становится одним из механизмов повышения если не качества, то уровня жизни населения. По расчетам белорусских экономистов, в 2009 г. около 500 тыс. занятых в режиме неполного рабочего времени на производстве имели отношение к неформальному сектору. С одной стороны, неформальная занятость в определенной мере способствует решению проблем безработицы и содействует росту доходов населения, с другой — отсутствуют какие-либо гарантии для граждан, создаются условия для развития криминальной среды. В результате оттока в этот сектор значительной части инициативных и квалифицированных работников снижается эффективность труда и качество рабочей силы в общественном производстве. [4, с. 101—104]
2.3 Пути решения проблем рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе
Для общества оптимальным является вариант, когда все трудовые ресурсы задействованы полностью. Однако в экономике данное условие соблюдается крайне редко даже в тех странах, где имеется повышенная потребность в рабочей силе. Причин здесь множество, в том числе объективного характера. Прежде всего, это сокращение численности рабочих и служащих при совершенствовании структуры производства, увольнение в связи с неудовлетворенностью части работников условиями труда, поиск нового места работы, циклический характер экономического развития, влияние сезонности и т.д. Поэтому в реальных условиях не все трудоспособное население занято общественно полезным трудом. Важнейшая задача при планировании экономического развития состоит в том, чтобы не допускать чрезмерной величины избытка рабочей силы и в то же время обеспечить функционирование рынка трудовых ресурсов в целях более эффективного ее использования. Повышение доли трудоспособного населения, занятого общественным трудом, предоставление таких возможностей лицам пенсионного возраста и подросткам улучшает социально-экономическую ситуацию. При необходимости рассматривается и внешний рынок трудовых ресурсов, особенно в условиях кризиса и других неблагоприятных ситуациях внутри стран. [7, с. 22—25]
Совет Министров утвердил Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011—2012 годы. Соответствующее решение содержится в Постановлении Правительства № 270 от 4 марта текущего года.
Основные приоритеты программы — это вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, создание рабочих мест, повышение качества трудовых ресурсов, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, решение проблем занятости для определенных групп населения, улучшение ситуации в сфере занятости в ряде регионов, малых городов, сельской местности. По сути своей программа содействия занятости — венец многих уже принятых и реализуемых государственных программ в плане наполнения кадрами уже действующих предприятий и вновь создаваемых, а также в сфере улучшения социально-экономической обстановки в каждом конкретном регионе, населенном пункте.
Среди тех, кто обращается в органы по труду, занятости и соцзащите, больше становится граждан, которые не могут самостоятельно трудоустроиться. Более 20 % безработных относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы (им государство предоставляет дополнительные гарантии в сфере занятости).
Постановлением правительства № 270 утвержден план мероприятий на 2012 год, который предусматривает три главных направления: содействие в трудоустройстве незанятого населения; обеспечение занятости жителей сельской местности; обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы.
В 2012 году в Беларуси планируется создать 161,5 тыс. новых рабочих мест. Причем 2,9 тыс. из них будут организованы нанимателями с использованием бюджетных ссуд. Персональную ответственность за кадровое обеспечение организаций (производств), где создаются рабочие места, несут руководители республиканских органов госуправления и государственных организаций, подчиненных правительству, председатели облисполкомов и Мингорисполкома.
Планом мероприятий установлено задание по содействию в трудоустройстве — постоянную работу получат 192,7 тыс. незанятых граждан, в том числе 125,6 тыс. безработных.
Для организации
В оплачиваемых общественных работах, в том числе на объектах социальной сферы, примут участие 83,4 тыс. человек, из них 48,3 тыс. безработных.
Наиболее сложная ситуация на рынке труда в 2011 —2012 годах прогнозируется в 27 наиболее проблемных малых городах и 7 районах, поэтому именно они и включены по предложениям облисполкомов в госпрограмму:
в Брестской области – Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, городской поселок Телеханы Ивацевичского района, рабочий поселок Речица Столинского района;
в Витебской –
Поставский и Лепельский районы
в Гомельской –
Речицкий и Рогачевский
в Гродненской – города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, городской поселок Россь;
в Минской – города Вилейка, Березино, Копыль;
в Могилевской –
Кировский и Краснопольский
Поэтапный подход к решению проблем занятости в конкретных малых городах оправдал себя — ежегодное включение в программу самых сложных с точки зрения занятости регионов с установлением целевых показателей позволило снизить безработицу в них за последние 3 года в два и более раза. [6]
Перечень направлений государственной политики занятости довольно обширный. Государство в условиях становления и функционирования рыночных отношений отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Вместе с тем эта проблема не должна быть пущена на самотек, отдана на откуп стихийным рыночным силам. Под влиянием последних произошло резкое ухудшение условий использования и воспроизводства рабочей силы, снижение ее качества и конкурентоспособности.
В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Они призваны содействовать проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе:
1) соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения;
2) реализации мер, предусмотренных законодательством РБ о труде, коллективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;
3) оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством РБ дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
4) создание условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих и т. д.
Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, их числе и категориях работников, которых они могут коснуться. Кроме того, они обязаны ежемесячно информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях переходной экономики