Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:23, курсовая работа
Таким образом, цель курсовой работы: выявить проблемы формирования рынка труда в условиях переходной экономики.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуру, функции, виды, особенности формирования и функционирования;
2) определить основные характеристики рынка труда в Республике Беларусь;
3) исследовать роль государства на рынке труда;
4) проанализировать основные направления государственного регулирования занятости.
Введение 5
1 Теоретические основы рынка труда 6
1.1 Сущность рынка труда, его функции и структура 6
1.2 Виды и модели рынка труда 8
1.3 Особенности формирования и функционирования рынка труда в странах с переходной экономикой ………………………………………………11
2 Рынок труда в условиях переходной экономики Республики Беларусь 15
2.1 Основные характеристики рынка труда в Республике Беларусь 15
2.2 Направления и проблемы регулирования рынка труда в переходной экономике Республики Беларусь 19
2.3 Пути решения проблем рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе 24
Заключение 28
Список использованных источников
За счет страховых взносов возмещаются затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест, профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.
Помимо законодательных, используются и экономические меры. Это, с одной стороны, налогообложение (как предприятий, так и отдельных граждан), с другой стороны — выплата различных трансфертов (пенсии, пособия малоимущим или безработным, стипендии) и субсидий, которые также могут предназначаться фирмам или частным лицам, но, в отличие от трансфертов, имеют определенную целенаправленность (например, субсидия на строительство жилья).
Кроме того, государство влияет на рынок труда непосредственно, нанимая работников в общественном секторе, доля которого в современных развитых экономиках весьма значительна и имеет тенденцию к росту. Государственные закупки товаров и услуг, объем которых тоже с годами возрастает, оказывают опосредованное влияние на занятость и зарплату в частном секторе экономики.
Благодаря государству
создаются рабочие места в
общественном секторе экономики, в
том числе в тех сферах занятости,
где в противном случае никакого
спроса на труд могло бы вовсе не
быть (например, фундаментальная наука
или природоохранные мероприяти
Государственная политика занятости населения должна быть сориентирована главным образом на формирование рациональной структуры занятости; повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики; обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса; усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости; создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Однако такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным). В основу используемых пассивных регуляторов должна быть положена система социального страхования от безработицы с учетом трудового стажа граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рынок труда — важнейшее звено национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Труд — важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения. Углубление экономического кризиса, сокращение объемов капиталовложений отрицательно отразилось на занятости населения и значительно увеличило число безработных и работающих в режиме вынужденной неполной занятости в Республике Беларусь. Скрытая безработица и неполная занятость превратились в одну из основополагающих проблем в современном обществе. В настоящее время одной из главных задач государственного регулирования является преобразование скрытой безработицы в полную эффективную занятость.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
В период радикальных
преобразований, связанных с
Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее.
Создание новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.
Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь, безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.
Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь.
Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию.
Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде, позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать, таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.
Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица— не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли-продажи рабочей силы.
Переход от одной экономической системы к другой — от трудозатратной, основанной на всеобщем уравнительно-принудительном труде, к экономике высокоэффективного свободного труда — неизбежно приводит к появлениям массовой безработицы.
Бороться с безработицей — это все равно, что бороться с прогрессивными преобразованиями в экономике, с политическими и социальными свободами личности. Безработица — результат состояния экономики и общества, в котором мы живем, она не причина социальных бедствий и конфликтов, а их результат.
Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать
Рынок труда, занятость и безработица являются важными экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы для того чтобы не вернулась система поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.
Рыночной экономике соответствует рынок труда, где уже создаются правовые основы для раскрепощения человека труда от зависимости и подчинения тоталитарным структурам. Но это только начало пути к свободе труда.
Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы. Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда.
В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бабей, А.Л. Социодинамика рынка труда // Социология. — 2007. — №4 — С. 83—87.
2 Бондарь А.В., Базылёва М.Н. Регулирование трудовых отношений как фактор сглаживания амплитуды экономического цикла / А.В. Бондарь, М.Н. Базылёва// Белорусский экономический журнал. — 2009. — №4. — С. 104—116.
3 Боровик, Л.С. Политика рынка труда в Беларуси: состояние и перспективы / Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Мин. экономики РБ. — 2010.— №6. — С. 4—12.
4 Ванкевич, Е.В. Национальный рынок труда и глобализация // Белорусский экономический журнал. — 2008. — №4. — С.101—104
5 Ванкевич, Е.В. Рынок труда Республики Беларусь: особенности формирования и развития / Е. В. Ванкевич, А. П. Морова, И. В. Новикова. — Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2008. — 303 с.
6 Горелова, Н.А. Экономика труда / Н.А. Горелова. — Санкт-Петербург: 2008.— 208 c.
7 Морова, А.П. Рынок труда в Беларуси: проблемы, тенденции и перспективы развития // Предпринимательство в Беларуси. — 2009. — №26. — С.22—25.
8 Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2015г. // Белорусский экономический журнал. — 2009.— №2. — С.23—32
9 Остапенко, Ю. М. Экономика труда: учебное пособие / Ю.М. Остапенко.—2-е изд. — Москва: Инфра — М, 2007. — 272 с.
10 Пешко, Д.А. Платежный кризис. Мн.: Юнацтва, 2008. — 36 с.
11 Рофе, А.И. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. — Москва: КНОРУС, 2010. — 400 с.
12 Рынок труда и доходы населения: учеб. пособие / Н.А. Волгин [и др.]; под ред. Н.А. Волгина. — Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2009. — 280 с.
13 Рынок труда: учеб. пособие / П.Э. Шлендер [и др.]; под ред. П.Э. Шлен- дера— Москва: Вузовский учебник, 2007. — 208 с.
14 Соколова , Г.Н. Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы //Г.Н. Соколова. — Минск: Белорус. наука, 2008. — 302 с.
15 Социально-экономическое положение Республики Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск, 2010. — 214 с.
16 Статистический комитет Республики Беларусь
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http:
// belstat.gov.by/homep/ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 — Сводный баланс трудовых ресурсов
Показатели |
Отчетный год |
Плановый год |
I. Трудовые ресурсы, всего в том числе: а) трудоспособное население в трудоспособном возрасте; б) работающие лица старше трудоспособного возраста и подростки до 16 лет |
|
|
II. Распределение трудовых ресурсов 1. По видам деятельности: а) учащиеся 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от производства; б) занятые в домашнем хозяйстве; в) занятые в общественном производстве 2. По формам собственности: государственные предприятия; акционерные общества; кооперативы; колхозы; предприятия других форм собственности, занятые в сфере индивидуального и частного предпринимательства 3. По сферам производства
и отраслям народного а) отрасли материального производства (промышленность, строительство и т.д.); б) отрасли непроизводственной сферы (народное образование, культура и искусство, здравоохранение, физическая культура и т.д.) |
|
|
Численность безработных |
|
|
Уровень безработицы |
|
|
Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях переходной экономики