Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование состояния рынка труда в развитых странах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы;
изучить основные модели регулирования рынка труда в развитых странах;
проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

важно.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель (Дж.М. Кейнс, позже Р. Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена (заработная плата) по данной концепции не является регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги, государство стимулирует рост потребления и спроса. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе – объемом производства. [7, с. 44]

Как и сторонники кейнсианского  подхода, представители школы монетаристов (прежде всего, М. Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую  силу и, более того, из предпосылки  их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некоего естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.

По мнению представителей данной школы, для, примера, американского рынка труда такими негативными факторами, усиливающими рыночное неравновесие, являются установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие всей необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы. Для уравновешивания рынка монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики. Речь, в частности, идет о необходимости использовать такие рычаги, как учетная ставка Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка, что позволит, в частности, стимулировать инвестиционную и деловую активность и таким образом увеличить занятость в стране. [7, с. 50]

Еще один распространенный теоретический подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов (Дж. Данлоп, Л. Ульман и др.). Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп.

В марксистской экономической  теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом.

Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения. [7, с. 58]

Ни один из перечисленных  выше подходов не дает полной и адекватной картины механизма функционирования рынка рабочей силы, хотя они и отражают отдельные его элементы.

Представляется, что рассматриваемые  концепции, дополняя друг друга, дают общую  картину функционирования рынка  труда. Полагают, в частности, что  квалификация работника всегда приобретается до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, так как во многих случаях работник получает квалификацию уже на производстве, т.е. после приема на работу. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно.

Другой постулат гласит, что производительность труда человека заранее известна. Но и это не так, поскольку существует множество методов мотивации, способных поднять производительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его удовлетворенности своим положением на производстве и на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощенный рыночно-ценовой подход к человеку. Весьма нелегко оценить потенциал человека на рынке труда еще и потому, что в процессе труда основной вклад в производство в большинстве случаев достигается путем не индивидуальных, а коллективных усилий.

 

 

  1. Спрос, предложение, равновесие в различных структурах рынка труда

 

 

Основными элементами механизма  рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, или заработная плата, конкуренция между наемными работниками за лучшие рабочие места, между работодателями – за лучших работников, между наемными работниками и работодателями при заключении тарифных соглашений об условиях труда и его оплате.

Особенности рынка труда  по сравнению с другими рынками, заключающиеся в ограничении  действия закона спроса и предложения, в недостижимости полной занятости  как устойчивого длительного  состояния, обстоятельно изучены в экономической теории на примере стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности связаны со спецификой самого товара рабочая сила, с производным характером спроса на него, с зависимостью предложения рабочей силы от демографической ситуации, с тем, что цена товара - заработная плата не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы.

Рынок труда неоднороден. Он дифференцирован по качеству рабочей  силы, по признакам национальности, пола, возраста и т.п. Проводится деление рынков труда по отраслям и территориям.

Неоднородность работ, а также то обстоятельство, что  рынки характеризуются несовершенной  конкуренцией, обусловливают различия в условиях формирования спроса на рабочую силу и ее предложения, лежащие  в основе дифференциации уровней заработной платы.

Испытывая потребность  к постоянному воспроизводству, причем каждый раз на новом, более  высоком уровне, носитель рабочей  силы ищет только такого работодателя, которому он мог бы предложить ее на наиболее выгодных условиях. Поэтому в спросе на рабочую силу также должна быть конкуренция. При таких условиях будет происходить социальное и экономическое развитие общества, основанное на рыночной активности работников, предлагающих свою рабочую силу, с одной стороны, и нанимателей – с другой.

Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда, а также ситуацию рыночного равновесия.

На динамику рынка  труда оказывает влияние целый  ряд факторов. Так, предложение рабочей  силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. Это заметно повлияло на динамику предложения на рынке труда. [13, с. 58]

Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние  на динамику занятости, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс. [13, с. 60]

Для каждого рынка  конкретного вида труда с учетом времени и места кривая предложения труда постоянно возрастает, несмотря на изгиб кривой индивидуального предложения труда.

При условии, когда продавцы и покупатели рабочей силы являются "прайс-тайкерами", рыночная кривая предложения, например водителей, возрастает, а рыночная кривая спроса определяется кривыми спроса отдельных фирм.

Равновесие на рынке  водителей наступает при ставке зарплаты 7 дол./ ч и 200 000 занятых. При  снижении ставки зарплаты ниже равновесной, равной 7 дол./ ч, будет наблюдаться  отток рабочей силы с рынка водителей и их дефицит. Для того чтобы в фирмах выполнялся необходимый объем работ, им придется предлагать дополнительную плату за выполнение обязанностей водителей работникам других специальностей или привлекать рабочих из других регионов более высокой зарплатой. Таким образом, ставка зарплаты водителей поднимется до равновесного уровня. При повышении ставки зарплаты сверх равновесной образуется избыток рабочей силы на данном рынке труда. В таких условиях часть водителей согласится на работу по пониженным ставкам зарплаты, другие уйдут с этого рынка. Ставка зарплаты опустится до равновесной.

Следует заметить, что  все точки на кривой предложения  труда, находящиеся выше равновесной  ставки зарплаты, будут сопряжены  с избытком рабочей силы на рассматриваемом рынке труда, а находящиеся ниже этой точки – с ее дефицитом.

На совершенно конкурентных рынках труда равновесная ставка заработной платы равна предельной доходности ресурса W = MRP и одинакова  для всех фирм, входящих в отрасль. Каково бы ни было число занятых рабочих, ставка заработной платы остается неизменной. Предложение труда абсолютно эластично.

Вывод: рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой  специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате.

 

 

 

 

  1. Методы государственного регулирования

 

 

Неспособность рынка  труда при несовершенном его  типе самостоятельно, автоматически  само регулироваться вызывает необходимость  его регулирования. Субъектом таких  действий становится государство. Для  этого оно проводит специальную политику занятости, означающую систему принципов и мер, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения и предотвращение безработицы.

Рассмотрим её содержание более детально.

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом» [8, с ].

В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. [11, с. 9]

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать  договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; направлять безработных на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы  и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения  осуществляет Государственный фонд содействия занятости, который создаётся  за счёт обязательных отчислений хозяйствующих  субъектов и бюджетных ассигнований.

Государственная политика в области занятости населения  основывается на следующих принципах [11,с.4]:

  1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.

Государственные программы  занятости нацелены на решение следующих задач[11, ст. 4]:

  1. содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства;
  2. развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
  3. обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  4. повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
  5. совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах