Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование состояния рынка труда в развитых странах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы;
изучить основные модели регулирования рынка труда в развитых странах;
проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь.
Из незанятого населения
важным источником пополнения трудовых
ресурсов выступают и безработные,
к которым относятся трудоспосо
Развитие занятости и ситуация на рынке труда находятся в тесной взаимосвязи с состоянием экономики. Падение производства и, как следствие, спроса на рабочую силу в сочетании с финансовыми трудностями привели к тому, что предприятия были вынуждены уволить значительную часть работников. Однако масштабы сокращения численности занятых оказались не столь велики, как можно было бы ожидать в сложившихся условиях. Согласно данным государственной статистики, при кумулятивном падении ВВП на 34,7% с 1991 по 1995 г. занятость сократилась на 14,4 % (т. е. каждый процентный пункт падения ВВП сопровождался снижением численности занятых на 0,41 %). Выпуск промышленной продукции сократился за этот период на 38,6 %, а численность промышленного персонала - на 24,0% (т. е. каждый процент сокращения выпуска сопровождался снижением численности занятых на 0,62 %). Расчеты показывают, что сокращение производственного персонала происходило в промышленности в 1,5 раза активнее, нежели по экономике в целом. Особенно большие потери понесли в этот период крупные и средние предприятия, составлявшие костяк дореформенной экономики; отток рабочей силы в значительной мере направлялся на малые предприятия, а также поглощался само занятостью. [5, с. 11]
Государство посредством
принятия соответствующих
Рост скрытой безработицы, достигшей в 2009 г. на 13,4 % по отношению к среднесписочной численности работников, обусловлен, по нашему мнению, не только проведением государством определенной социальной политики в области занятости, но и другими причинами. Во-первых, убежденностью руководителей предприятий в том, что спрос на их продукцию вскоре увеличится и рабочая сила будет востребована (что в ряде случаев оправдалось). Большинство работников не увольнялись в надежде, что предприятие выйдет из тяжелого положения, а также, не будучи уверенными, что в условиях кризиса экономики найдут более высокооплачиваемую работу. Во-вторых, низкая доля оплаты труда в издержках производства (от 10 до 15 %) делала бессмысленной экономию на рабочей силе. В-третьих, многие предприятия имели свободные производственные площади и помещения, аренда которых позволяла выплачивать работникам заработную плату. Все эти меры приводили к тому, что сокращение объемов производства не сопровождалось пропорциональным высвобождением рабочей силы. Социальными последствиями скрытой безработицы явились вторичная и неформальная занятость. [5, с. 12]
Таким образом, спрос на рабочую силу формируется на макроуровне - за счет действия механизмов платежеспособного спроса населения, предприятий и организаций, а также объемов капиталовложений в национальную экономику. На микроуровне спрос формируется за счет механизмов создания новых рабочих мест, движения кадров и вакансий. Основными экономическими факторами расширения спроса на рабочую силу в перспективе до 2010 г. являются: стабилизация экономики: расширение объемов производства; инвестиционная политика, переориентированная с дотаций на эффективные инвестиции. В 2005-2010 гг. были реализация мер, направленных на улучшение структуры и повышение качества рабочих мест и рабочей силы, стимулирование занятости в сфере малого бизнеса и предпринимательства, развитие частичной и временной занятости, создание системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение.
Рассмотрим социально-
Предложение рабочей
силы определяется характеристиками населения
(пол, возраст, образование) и зависит
от степени его участия в
За последние 5 лет в целом по стране наблюдалась тенденция снижения спроса на рабочую силу в связи с уменьшением численности занятых в народном хозяйстве. В течение 2009 г. конъюнктура рынка труда также оставалась трудоизбыточной, однако по сравнению с 2005 г. она значительно улучшилась. По состоянию на конец 2009 г. предложение рабочей силы превысило спрос в 2,4 раза как по рабочим, так и по служащим, в то время как в 2005 г. предложение превышало спрос в 4,3 раза (по рабочим - в 4,2, а по служащим - в 4,5 раза). Правда, структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась: рынок труда по-прежнему ориентирован в основном на рабочие профессии, которые составили 80,9 % от общего количества вакансий. Анализ ситуации позволяет прийти к выводу о том, что улучшение конъюнктуры рынка труда происходит, с одной стороны, за счет активизации работы промышленных предприятий в связи с расширением рынков сбыта продукции (особенно - в Россию), а с другой - за счет расширения возможностей для самостоятельного трудоустройства в сферах малого бизнеса и предпринимательства. [6, с. 24]
С 1991 по 1995 г. численность безработных возросла с 2,3 до 131,0 тыс. человек; затем она постепенно снижалась, достигнув в 2000 г. 95,9 тыс. человек, в 2003 г. - 102,8 тыс. человек, в 2005 г. безработица вновь выросла до 136,1 тыс. человек, а в 2009 г. снизилась до 52,0 тыс. человек (см. табл. 3.2).
Характеристика безработицы |
Годы | |||||
1991 |
1995 |
2000 |
2003 |
2005 |
2009 | |
Число граждан, обратившихся
в службы занятости по вопросу
трудоустройства в течение |
67,2 |
231,7 |
299,1 |
307,5 |
321,2 |
189,0 |
Численность безработных, тыс. чел. |
2,3 |
131,0 |
95,9 |
102,8 |
136,1 |
52,0 |
В том числе: мужчины |
0,5 |
46,7 |
37,7 |
40,8 |
46,1 |
10,5 |
женщины |
1,8 |
84,3 |
58.2 |
62,0 |
90.0 |
42,5 |
Доля женщин в общей численности безработных, % |
80,0 |
64,3 |
60,7 |
60,3 |
66,1 |
69,3 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы |
0,04 |
2,3 |
2,1 |
3,0 |
1,9 |
0,9 |
Численность безработных, получающих пособие в общей численности безработных, тыс. чел. |
1,6 |
68,7 |
35,6 |
47,0 |
61,2 |
41,7 |
Удельный вес безработных,
получающих пособие по безработице,
в общей численности |
68,7 |
52,4 |
37,4 |
45,7 |
45,0 |
38,0 |
Таблица 3.2 - Безработица и трудоустройство населения
Примечание ― Источник: [23, с. 11]
Соответственно уровень регистрируемой безработицы (в процентах к численности экономически активного населения) возрастал с 1991 по 2003 г. с 0,04 до 3 %, а затем постепенно снижался до 0,9% в 2009 г. Вполне логично было бы предположить, что столь невысокий по мировым меркам уровень безработицы является результатом эффективной политики регулирования рынка труда в Беларуси.
Уровень регистрируемой безработицы (в процентах к численности экономически активного населения) возрастал с 1991 по 1995 г. с 0,04 до 2,9 %, а затем колебался в режиме флуктуации, снизившись в 2009 г. до 0,9 %.
Кроме того, на протяжении всего периода значительно ослабевает напряжённость на рынке труда. На первый взгляд это может быть оценено как высокий показатель эффективности государственной политики регулирования рынка труда.
Однако стоит иметь в виду, что низкий уровень безработицы, отражённый официальной статистикой, во-первых, не учитывает высокий процент трудовых эмигрантов, во-вторых, сам процесс и условия регистрации безработных в Беларуси таковы, что безработные не регистрируются. Крайне низкое пособие по безработице (в районе 20 долл. США в месяц) выдается только при выполнении определенных условий, среди которых, например, отработка нескольких дней (не менее 10) на общественно-полезных работах, таких как уборка снега на улицах города. [23, с. 11]
Неудивительно, что при таких условиях очень немногие будут регистрироваться. Таким образом, хотя регистрируемый уровень безработицы можно охарактеризовать как невысокий, реально масштабы незанятости значительно выше. По данным выборочных обследований домашних хозяйств, проводимых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, уровень безработицы превышает официально регистрируемый более чем в 5 раз.
С начала 2009 года под влиянием
мирового финансового кризиса рынок
труда Беларуси претерпел заметные
изменения. В первые месяцы 2009 г. работники
240 белорусских предприятий
Благодаря установке правительства и прямым административным запретам на увольнение работников, в Беларуси не произошло ощутимого кризисного всплеска безработицы, как в развитых странах. Данная ситуация, однако, не имеет однозначных оценок.
С одной стороны, сохранение высокого уровня занятости поддерживает социальную стабильность в обществе, а также в условиях крайне низких пособий по безработице, является средством поддержания платёжеспособного спроса и борьбы с массовым обнищанием.
В Беларуси в январе-июле 2011 г. государственная служба занятости трудоустроила 122,3 тыс. человек. На профобучение запланировано направить 10,2 тыс. безработных.[10]
Логичным является предположение,
что одной из причин принятия парламентом
решения о частичном
Ошибочной представляется и практика выплаты безработным мизерных пособий. В тех странах, где созданы эффективные страховые механизмы от безработицы, размер пособия достигает 70 % среднего заработка. В Беларуси средний размер пособия по безработице составляет 25 % бюджета прожиточного минимума. Очевидно, что государство таким способом стремится лишить безработных мотивации обращаться за поддержкой в службу занятости. Так и создается благостная, но очень далекая от реальности картина состояния безработицы.
В цивилизованных странах имеются и другие инструменты, защищающие интересы безработных. В частности, существует понятие "подходящая работа" и человеку с высшим экономическим образованием никто не предложит уборку улиц. Из белорусского же законодательства это понятие изъято.
В данной ситуации важно признать, что несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, скрытая безработица на предприятиях, наличие неформальной занятости требуют совершенствования механизмов вовлечения рабочей силы в трудовую сферу и рационального использования трудового потенциала страны.
Социально-экономические механизмы управления спросом рабочей силы должны включать систему бюджетных, инвестиционных, кредитных и налоговых рычагов, направленных на стимулирование создания рабочих мест, эффективное использование рабочей силы. Существенные возможности для создания новых рабочих мест без реализации долговременных инвестиционных проектов заложены в малом бизнесе, позволяющем вовлечь в производство на нестандартных режимах занятости многие категории населения, нуждающиеся в дополнительном заработке. Поддержка предпринимательства должна рассматриваться как часть политики увеличения спроса на рабочую силу, а финансовая помощь предприятиям – увязываться с числом создаваемых рабочих мест.
Ключевым механизмом регулирования спроса рабочей силы на рынке труда является создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест на основе их модернизации и технического перевооружения. Действие данного механизма связано, прежде всего, с расширением инвестиционной активности как одним из основных экономических приоритетов. Для этого необходимо, во-первых, расширение источников инвестиций за счет привлечения сбережений населения, средств республиканского и местных бюджетов, зарубежных инвестиций, средств фонда содействия занятости населения.
Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах