Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование состояния рынка труда в развитых странах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы;
изучить основные модели регулирования рынка труда в развитых странах;
проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

важно.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

Стратегическая цель определяет следующие тактические  задачи [25, c. 14]:

  1. на 2010 – 2015 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
  2. после 2015 г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

Вывод: программы по регулированию  занятости населения являются составной  частью государственной экономической политики.

 

  1. Государственное регулирование рынка труда в развитых странах

 

 

Долгое время считалось, что вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач государственной политики.

Законодательство, регулирующее наем и увольнение работников, а также возможность применения срочных трудовых соглашений, – один из наиболее важных инструментов рынка труда. Существует обширнейшая литература, подтверждающая негативное влияние «жестких» законов о труде на темпы создания новых рабочих мест. Значительные затраты, которые несет работодатель при попытке избавиться от лишней рабочей силы, производит к тому что он начинает проявлять большую осторожность при найме дополнительных работников даже в периоды расширения производства.

Однако в последнее  время всё чаще звучит мнение, что регулирование рынка труда ограничивает свободу заключения трудовых соглашений. В его отсутствие работники и работодатели самостоятельно определяют уровень оплаты и условия труда. Однако сегодня эта свобода все больше ограничивается законами о минимальных зарплатах и условиях труда. Сторонники таких законов говорят о целесообразности регулирования, поскольку оно не позволяет работодателям эксплуатировать трудящихся. Оппоненты же утверждают, что подобные законы увеличивают издержки в сфере бизнеса и не позволяют работодателям действовать гибко – а значит, способствуют росту безработицы, особенно долгосрочной.

В последнее время  споры по этим вопросам разгорелись  с новой силой: появились новые  исследования [2; 4; 15], указывающие на то, что жесткое регулирование рынка труда попросту представляет собой результат введения «гражданских кодексов» французского образца. Законодательство подобного типа, ориентированное на государственное вмешательство, заимствовали многие страны Европы, а затем унаследовали и их бывшие колонии в разных регионах мира. И напротив, бывшие британские колонии (в том числе США) унаследовали английскую систему, нормой для которой считается свободное заключение трудовых соглашений без вмешательства государства. Таким образом, если согласиться с этими аргументами, речь идет о «предопределенности пути развития»: жесткое регулирование рынка труда представляет собой не эффективную реакцию на возникшие конкретные проблемы, а элемент антирыночной правовой традиции.

Давайте проанализируем эти проблемы подробнее. Для начала рассмотрим вопрос о том, что собой представляет регулирование рынка труда, а затем – возможное воздействие регулирования на уровень зарплат, условия труда и занятость на примере различных стран и ситуаций. В завершение мы подробнее остановимся на существующих гипотезах относительно факторов, обусловливающих такое регулирование.

Первое направление  регулирования рынка труда –  это законы о минимальной зарплате, устанавливающие нижний предел жалованья  работников, а также законы о коллективных договорах (регулирующие не только абсолютный минимум оплаты труда, но и нижние пределы зарплат для различных профессиональных категорий), пособиях по безработице, оплате бюллетеней и пенсиях. Второе направление связано с установлением минимально допустимых условий труда. Здесь речь идет об ограничении продолжительности рабочего дня, законах против дискриминации, об участии рабочих в управлении предприятиями (к примеру, предписывающих создание совета трудового коллектива из избранных представителей работников), актах о «защите занятости», ограничивающих право работодателя увольнять работников, законах о передаче обязательств, призванных сохранить существующий уровень зарплат и условий труда при переходе бизнеса к другому собственнику, а также законах об охране здоровья работников и технике безопасности. [21, с. 27]

За соблюдением этих норм могут надзирать специальные  государственные органы, такие как  существующая во Франции Трудовая инспекция, контролирующая выполнение положений французского Трудового кодекса. В других случаях за соблюдением этих законов следят профсоюзы. Наличие в стране сильных профсоюзов способствует регулированию рынка труда. Таким образом, элементом такого регулирования являются и законы о профсоюзах и праве на забастовки.

Уровень регулирования  рынка труда в разных странах  существенно варьируется. Рисунок 1 основывается на двух индексах – один из них касается законов о «защите занятости», ограничивающих право на увольнение работников, а второй – о законов о защите прав профсоюзов.

Индекс защиты занятости  составляется из расчета действующих мер, затрудняющих увольнение работников, в том числе величины компенсации за разрыв контракта и процедурных ограничений – таких, как необходимость санкции третьей стороны на увольнение работника. Индекс охватывает договоры о найме постоянных и временных работников и исчисляется по шкале от 0 до 1. Индекс защиты прав профсоюзов учитывает такие показатели, как коллективные договоры, предписания о создании советов трудовых коллективов, запрет на замену бастующих рабочих штрейкбрехерами и легализацию «забастовок солидарности».

 

Рисунок 1 - Защита занятости  и прав профсоюзах в странах членах Организации экономического сотрудничества и развития. [21, с. 28]

 

Как видно из рисунка, наименьшие гарантии занятости наблюдаются  в США (индекс для этой страны составляет 0,2 по шкале от 0 до 1), а наивысший – в Португалии, где индекс равен 1. Высокий индекс Португалии свидетельствует о том, что уволить работника там крайне сложно: законодательство запрещает увольнение без санкции Трудовой инспекции, а неспособность работника справляться со своими обязанностями не является объективным основанием для его освобождения от должности. Великобритания, как мы видим, в этом отношении ближе к США: законодательная защита работников от увольнения там развита слабо.

Что же касается защиты профсоюзов, то наиболее широкими правами они  обладают во Франции, а наименьшие – в Великобритании. Во Франции работодатель не имеет права пользоваться услугами штрейкбрехеров, коллективные договоры действуют в масштабе целых отраслей, распространяясь даже нате фирмы и трудовые коллективы, которые не участвуют в соответствующих переговорах, спонтанные «дикие» забастовки разрешены законом, а создание советов трудовых коллективов обязательно. В Великобритании все указанные права были аннулированы в ходе тэтчеровских реформ. Во Франции коллективными договорами охвачены до 90% всех работников, а в Великобритании - только 40%, и это несмотря на то, что во Франции количество членов профсоюзов составляет меньшую долю от общей численности рабочей силы. Как показывает рисунок 1, что во многих развитых странах наметились тенденция к либерализации законодательства, регулирующего защиту занятости работника. Это в первую очередь коснулось стран с более зарегулированным рынком труда.

Реформирование рынка  труда превратилось в одно из приоритетных направлений политики стран ОЭСР. Система, предложенная А. Бассанини и Р. Дюваль, позволяет сравнить по общей интенсивности проведенных преобразований. В таблице 2,1 приведены оценочные данные активность стран, в проведении реформы политики занятости и показатели безработицы, а также основных направлений реформирования.

 

 

Агрегированные оценки активности реформ, баллы

 

Уровень безработицы, %

2006

2010

Страны лидеры

   

Страны лидеры

Австралия

44

4,0

4,2

Дания

39

6,9

7,6

Италия

44

4,7

8,2

Ирландия

55

6,4

13,9

Канада

42

4,3

8,1

Нидерланды

36

8,3

4,2

Страны – «середнячки»

   

Страны – «середнячки»

Бельгия

34

8,3

7,6

Великобритания

32

5,4

7,9

Германия

32

10,4

6,5

Финляндия

28

7,7

8,0

Франция

25

8,8

9,7

Станы – «отстающие»

   

Станы – «отстающие»

Австрия

24

4,9

5,3

Греция

22

9,0

14,2

Испания

18

8,6

20,2

Норвегия

17

3,5

3,7

Португалия

21

8,1

11,4

Швеция 

21

7,1

8,5

Бальная оценка основных направлений реформирования

Активная программы  занятости

46

   

Система страхования  по безработице

29

   

Гибкое рабочее время,

срочные контракты,

программа раннего выхода на пенсию

21

   

Законодательство о  защите занятости

10

   

Трудовые отношения

3

   

 

Таблица – 2.1 Активность стран ОЭСР в проведении реформы  политики занятости и показатели безработицы.

Из этих данных мы можем  сделать ряд выводов. Во первых, активность стран по реформированию институтов рынка труда оказались различной. Наиболее последовательно реформы проводились Ирландии, Австралии, Дании и Нидерландах. В Италии, хотя и входящих в группу лидеров, реформы по многим направлениям расходятся с выбранными рекомендациями. Большинство стран по масштабам реформирования занимают промежуточное положение.

Второй вывод касается соотношения интенсивности преобразований и ситуации на национальных рынках труда в начальный периоде  реформ. Поскольку страны ОЭСР вступили в период реформирования с разными показателями занятости и безработицы, то можно было ожидать, что страны с наиболее острой ситуацией в сфере занятости проявят большую активность в осуществлении реформ. [15,с 27]

В подавляющем большинстве  стран существует нормы и положения, регулирующие различные аспекты сферы труда.

Не случайно в высокоразвитых странах регулярно разрабатываются  различные государственные программы, которые направлены на регулирование  процесса занятости населения. Такие  государственные программы занятости распространяются на тех, кто имеет работу, кто потерял работу и ее ищет, кто ищет «первое место» работы, и кто только в долгосрочной перспективе будет готов выйти на рынок труда.

А теперь проанализируем последствия различных моделей регулирования рынка труда, основываясь не на теоретических построениях, а на статистических данных.

Регулирование рынка  труда призвано повысить минимальную  зарплату и улучшить условия работы. Следовательно, оно воздействует на такие показатели, как уровень занятости, масштаб долгосрочной безработицы, разброс зарплат и производительность труда. В таблице 2.2 представлен макроуровневый сравнительный анализ ситуации на рынках труда Великобритании и Франции. Выбор этих двух стран представляется уместным, поскольку именно во Франции и Великобритании родились две главные модели, преобладающие сегодня в мире. Во Франции, как мы видели, регулирование рынка труда куда жестче, чем в Великобритании. Вслед за этим мы сравним деятельность британских и французских филиалов трех транснациональных корпораций, используя для этого данные, полученные У.С. Зибертом в результате многолетних исследований. Таким образом, от совокупных данных, приведенных в таблице 2.2, мы сможем перейти к особенностям работы предприятий в этих различных правовых средах уже на микроуровне.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах