Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование состояния рынка труда в развитых странах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы;
изучить основные модели регулирования рынка труда в развитых странах;
проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь.
Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.
Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи [25, c. 14]:
Вывод: программы по регулированию занятости населения являются составной частью государственной экономической политики.
Долгое время считалось, что вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач государственной политики.
Законодательство, регулирующее наем и увольнение работников, а также возможность применения срочных трудовых соглашений, – один из наиболее важных инструментов рынка труда. Существует обширнейшая литература, подтверждающая негативное влияние «жестких» законов о труде на темпы создания новых рабочих мест. Значительные затраты, которые несет работодатель при попытке избавиться от лишней рабочей силы, производит к тому что он начинает проявлять большую осторожность при найме дополнительных работников даже в периоды расширения производства.
Однако в последнее время всё чаще звучит мнение, что регулирование рынка труда ограничивает свободу заключения трудовых соглашений. В его отсутствие работники и работодатели самостоятельно определяют уровень оплаты и условия труда. Однако сегодня эта свобода все больше ограничивается законами о минимальных зарплатах и условиях труда. Сторонники таких законов говорят о целесообразности регулирования, поскольку оно не позволяет работодателям эксплуатировать трудящихся. Оппоненты же утверждают, что подобные законы увеличивают издержки в сфере бизнеса и не позволяют работодателям действовать гибко – а значит, способствуют росту безработицы, особенно долгосрочной.
В последнее время споры по этим вопросам разгорелись с новой силой: появились новые исследования [2; 4; 15], указывающие на то, что жесткое регулирование рынка труда попросту представляет собой результат введения «гражданских кодексов» французского образца. Законодательство подобного типа, ориентированное на государственное вмешательство, заимствовали многие страны Европы, а затем унаследовали и их бывшие колонии в разных регионах мира. И напротив, бывшие британские колонии (в том числе США) унаследовали английскую систему, нормой для которой считается свободное заключение трудовых соглашений без вмешательства государства. Таким образом, если согласиться с этими аргументами, речь идет о «предопределенности пути развития»: жесткое регулирование рынка труда представляет собой не эффективную реакцию на возникшие конкретные проблемы, а элемент антирыночной правовой традиции.
Давайте проанализируем эти проблемы подробнее. Для начала рассмотрим вопрос о том, что собой представляет регулирование рынка труда, а затем – возможное воздействие регулирования на уровень зарплат, условия труда и занятость на примере различных стран и ситуаций. В завершение мы подробнее остановимся на существующих гипотезах относительно факторов, обусловливающих такое регулирование.
Первое направление регулирования рынка труда – это законы о минимальной зарплате, устанавливающие нижний предел жалованья работников, а также законы о коллективных договорах (регулирующие не только абсолютный минимум оплаты труда, но и нижние пределы зарплат для различных профессиональных категорий), пособиях по безработице, оплате бюллетеней и пенсиях. Второе направление связано с установлением минимально допустимых условий труда. Здесь речь идет об ограничении продолжительности рабочего дня, законах против дискриминации, об участии рабочих в управлении предприятиями (к примеру, предписывающих создание совета трудового коллектива из избранных представителей работников), актах о «защите занятости», ограничивающих право работодателя увольнять работников, законах о передаче обязательств, призванных сохранить существующий уровень зарплат и условий труда при переходе бизнеса к другому собственнику, а также законах об охране здоровья работников и технике безопасности. [21, с. 27]
За соблюдением этих норм могут надзирать специальные государственные органы, такие как существующая во Франции Трудовая инспекция, контролирующая выполнение положений французского Трудового кодекса. В других случаях за соблюдением этих законов следят профсоюзы. Наличие в стране сильных профсоюзов способствует регулированию рынка труда. Таким образом, элементом такого регулирования являются и законы о профсоюзах и праве на забастовки.
Уровень регулирования рынка труда в разных странах существенно варьируется. Рисунок 1 основывается на двух индексах – один из них касается законов о «защите занятости», ограничивающих право на увольнение работников, а второй – о законов о защите прав профсоюзов.
Индекс защиты занятости составляется из расчета действующих мер, затрудняющих увольнение работников, в том числе величины компенсации за разрыв контракта и процедурных ограничений – таких, как необходимость санкции третьей стороны на увольнение работника. Индекс охватывает договоры о найме постоянных и временных работников и исчисляется по шкале от 0 до 1. Индекс защиты прав профсоюзов учитывает такие показатели, как коллективные договоры, предписания о создании советов трудовых коллективов, запрет на замену бастующих рабочих штрейкбрехерами и легализацию «забастовок солидарности».
Рисунок 1 - Защита занятости и прав профсоюзах в странах членах Организации экономического сотрудничества и развития. [21, с. 28]
Как видно из рисунка, наименьшие гарантии занятости наблюдаются в США (индекс для этой страны составляет 0,2 по шкале от 0 до 1), а наивысший – в Португалии, где индекс равен 1. Высокий индекс Португалии свидетельствует о том, что уволить работника там крайне сложно: законодательство запрещает увольнение без санкции Трудовой инспекции, а неспособность работника справляться со своими обязанностями не является объективным основанием для его освобождения от должности. Великобритания, как мы видим, в этом отношении ближе к США: законодательная защита работников от увольнения там развита слабо.
Что же касается защиты профсоюзов, то наиболее широкими правами они обладают во Франции, а наименьшие – в Великобритании. Во Франции работодатель не имеет права пользоваться услугами штрейкбрехеров, коллективные договоры действуют в масштабе целых отраслей, распространяясь даже нате фирмы и трудовые коллективы, которые не участвуют в соответствующих переговорах, спонтанные «дикие» забастовки разрешены законом, а создание советов трудовых коллективов обязательно. В Великобритании все указанные права были аннулированы в ходе тэтчеровских реформ. Во Франции коллективными договорами охвачены до 90% всех работников, а в Великобритании - только 40%, и это несмотря на то, что во Франции количество членов профсоюзов составляет меньшую долю от общей численности рабочей силы. Как показывает рисунок 1, что во многих развитых странах наметились тенденция к либерализации законодательства, регулирующего защиту занятости работника. Это в первую очередь коснулось стран с более зарегулированным рынком труда.
Реформирование рынка труда превратилось в одно из приоритетных направлений политики стран ОЭСР. Система, предложенная А. Бассанини и Р. Дюваль, позволяет сравнить по общей интенсивности проведенных преобразований. В таблице 2,1 приведены оценочные данные активность стран, в проведении реформы политики занятости и показатели безработицы, а также основных направлений реформирования.
Агрегированные оценки активности реформ, баллы |
Уровень безработицы, % | |||||
2006 |
2010 | |||||
Страны лидеры |
Страны лидеры | |||||
Австралия |
44 |
4,0 |
4,2 | |||
Дания |
39 |
6,9 |
7,6 | |||
Италия |
44 |
4,7 |
8,2 | |||
Ирландия |
55 |
6,4 |
13,9 | |||
Канада |
42 |
4,3 |
8,1 | |||
Нидерланды |
36 |
8,3 |
4,2 | |||
Страны – «середнячки» |
Страны – «середнячки» | |||||
Бельгия |
34 |
8,3 |
7,6 | |||
Великобритания |
32 |
5,4 |
7,9 | |||
Германия |
32 |
10,4 |
6,5 | |||
Финляндия |
28 |
7,7 |
8,0 | |||
Франция |
25 |
8,8 |
9,7 | |||
Станы – «отстающие» |
Станы – «отстающие» | |||||
Австрия |
24 |
4,9 |
5,3 | |||
Греция |
22 |
9,0 |
14,2 | |||
Испания |
18 |
8,6 |
20,2 | |||
Норвегия |
17 |
3,5 |
3,7 | |||
Португалия |
21 |
8,1 |
11,4 | |||
Швеция |
21 |
7,1 |
8,5 | |||
Бальная оценка основных направлений реформирования | ||||||
Активная программы занятости |
46 |
|||||
Система страхования по безработице |
29 |
|||||
Гибкое рабочее время, срочные контракты, программа раннего выхода на пенсию |
21 |
|||||
Законодательство о защите занятости |
10 |
|||||
Трудовые отношения |
3 |
Таблица – 2.1 Активность стран ОЭСР в проведении реформы политики занятости и показатели безработицы.
Из этих данных мы можем сделать ряд выводов. Во первых, активность стран по реформированию институтов рынка труда оказались различной. Наиболее последовательно реформы проводились Ирландии, Австралии, Дании и Нидерландах. В Италии, хотя и входящих в группу лидеров, реформы по многим направлениям расходятся с выбранными рекомендациями. Большинство стран по масштабам реформирования занимают промежуточное положение.
Второй вывод касается
соотношения интенсивности
В подавляющем большинстве стран существует нормы и положения, регулирующие различные аспекты сферы труда.
Не случайно в высокоразвитых
странах регулярно
А теперь проанализируем последствия различных моделей регулирования рынка труда, основываясь не на теоретических построениях, а на статистических данных.
Регулирование рынка труда призвано повысить минимальную зарплату и улучшить условия работы. Следовательно, оно воздействует на такие показатели, как уровень занятости, масштаб долгосрочной безработицы, разброс зарплат и производительность труда. В таблице 2.2 представлен макроуровневый сравнительный анализ ситуации на рынках труда Великобритании и Франции. Выбор этих двух стран представляется уместным, поскольку именно во Франции и Великобритании родились две главные модели, преобладающие сегодня в мире. Во Франции, как мы видели, регулирование рынка труда куда жестче, чем в Великобритании. Вслед за этим мы сравним деятельность британских и французских филиалов трех транснациональных корпораций, используя для этого данные, полученные У.С. Зибертом в результате многолетних исследований. Таким образом, от совокупных данных, приведенных в таблице 2.2, мы сможем перейти к особенностям работы предприятий в этих различных правовых средах уже на микроуровне.
Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах