Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа
Рынок труда и занятость населения находится на особенном месте в системе рыночных отношений. В основном социальные, экономические и демографические явления, происходящие в экономике рыночных отношений, целиком или отчасти, воспроизводят процессы, совершающиеся на рынке труда. Являясь основным звеном современной экономики, рынок труда исполняет важную роль в системе воспроизводства. Исходя из этого, на рынке труда проводится купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость. Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие рынка труда и его основных характеристик, исследовать его проблемы, выявить особенности рынка труда в России, а также проанализировать его состояния в современных условиях.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика рынка труда
1.1 Понятие и структура рынка труда………………………………………..4
1.2 Механизм функционирования рынка труда……………………………..8
Глава 2. Необходимость регулирования рынка труда в экономике России.
2.1 Государственное регулирование рынка труда………………………….12
2.2 Деятельность профсоюзов……………………………………………….17
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка труда в экономике России
3.1 Проблема занятости в России……………………………………………..21
3.2 Перспектива регулирования занятости населения и снижение безработицы в России ………………………………………………………...23
Заключение........................................................................................................32
Список литературы…………………………………………………………..33
Как показано на рис. при цене труда равной W0 работодатели имеют возможность заполнить все имеющиеся рабочие места, а все работники, желающие получить работу, находят ее. Интересы всех сторон совпали, рынок находится в равновесии, пока сохраняется заработная плата на уровне W0. Равновесная заработная плата не означает, что на рынке нет других цен на рабочую силу. Они появляются. Если под действием каких-либо факторов заработная плата станет выше W0, например, достигнет уровня W2, то возрастет предложение труда до уровня S2, а спрос сократится до величины D2. Возникнет конкуренция между работниками за рабочее место. Избыток предложения над спросом, конкуренция давят вниз на ставки заработной платы. Работодатели снижают их. И последние опускаются до уровня равновесия (W0).
Если заработная плата ниже равновесной цены, например, равна W1, то появляется недостаток рабочей силы (спрос равен D1, а предложение – S2). Спрос заставляет работодателей повышать вознаграждение, чтобы привлечь новых рабочих. И, в конечном счете, заработная плата снова поднимется до уровня W0. Заработная плата на уровне W0 становится доминирующей, общепринятой, с которой должны считаться и работодатели, и работники. При этом уровне заработной платы достигается полная (для данного уровня) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка.5
В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:
Таким образом, механизм функционирования является важным компонентом рынка труда, поскольку в результате его действия должны обеспечиваться конкуренция, регулироваться спрос и предложение труда, а также он способствует становлению полной экономически эффективной занятости.
Глава 2 Необходимость
регулирования рынка труда
2.1 Государственное регулирование рынка труда.
Государственное регулирование рыночной экономики в современной экономической теории впервые обосновал Дж. Кейнс, указавший на то, что "... расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждению инвестировать ... я ... защищаю ... как единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы". Важными факторами, обусловливающими активное государственное вмешательство, выступают также количественный и качественный состав трудовых ресурсов и тенденции, на него влияющие. Сюда можно отнести расширение масштабов рынка труда, рост числа лиц, получающих только заработную плату, изменение характера и уровня потребностей работников и т.д.
Можно выделить следующие
основные задачи, стоящие перед государством
на рынке труда: во-первых, достижение
такого соотношения между спросом и предложением
труда, а также его активной и резервной
частями, при котором, с одной стороны,
обеспечивается необходимый уровень жизни
основной массы населения, а с другой -
сохраняются эффективные стимулы к труду.
Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой,
квалификационно-
возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества. Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда:
К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться:
Под экстенсивными методами
подразумеваются занятость в
государственном секторе
В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия:
Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное на спрос.
С целью регулирования занятости и безработицы, государство может применять целый комплекс методов, в частности экономических, административных, идеологических, законодательных, организационных и др. Под экономическими методами подразумевается определенная политика достижения полной занятости за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня и конкретных ставок процента и подоходного налога, госзакупок, как производительного, так и непроизводительного характера, усиления государственного сектора в экономике и др.
Основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой, во-первых, широкое распространение общего (индикативное) государственного планирования с применением нулевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основывается полностью на теоретических выводах неокейнсианцев.
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика "согласованных действий", сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибыли и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
Экономическая
политика российского
Целенаправленное воздействие на организационный аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров. Одним из важнейших направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней трети XIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.
В России
государство выступало и будет
выступать крупнейшим
2.2 Роль профсоюзов на рынке труда.
Важную роль на рынке труда играют профсоюзы. Профсоюзы – это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Заботы профсоюзов направлены на:
- улучшение условий труда и обеспечение его безопасности. Постоянная забота профсоюзов – снижение риска гибели на производстве или получение травм. Но в мире экономики все имеет свою цену, и такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда. Рост цены труда (ставки заработной платы) ведет к снижению величины спроса на него, то есть числа людей, которых фирмы готовы принять на работу.
- повышение заработной платы. Решение этой задачи возможно двумя способами – за счет создания условий для роста спроса на труд и за счет создания условий для ограничения предложения труда.
Повысить спрос на труд
С таких позиций выступают
и российские профсоюзы,
Информация о работе Рынок труда и проблемы занятости в России