Рынок труда и проблемы занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда и занятость населения находится на особенном месте в системе рыночных отношений. В основном социальные, экономические и демографические явления, происходящие в экономике рыночных отношений, целиком или отчасти, воспроизводят процессы, совершающиеся на рынке труда. Являясь основным звеном современной экономики, рынок труда исполняет важную роль в системе воспроизводства. Исходя из этого, на рынке труда проводится купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость. Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие рынка труда и его основных характеристик, исследовать его проблемы, выявить особенности рынка труда в России, а также проанализировать его состояния в современных условиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика рынка труда
1.1 Понятие и структура рынка труда………………………………………..4
1.2 Механизм функционирования рынка труда……………………………..8
Глава 2. Необходимость регулирования рынка труда в экономике России.
2.1 Государственное регулирование рынка труда………………………….12
2.2 Деятельность профсоюзов……………………………………………….17
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка труда в экономике России
3.1 Проблема занятости в России……………………………………………..21
3.2 Перспектива регулирования занятости населения и снижение безработицы в России ………………………………………………………...23
Заключение........................................................................................................32
Список литературы…………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ИЭ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

             Кроме того, на ограничение импорта  одной страной другие государства отвечают аналогичными мерами, а это сокращает экспорт и ухудшает условия на рынках труда для работников отраслей, ориентированных на вывоз товаров.

             Что касается ограничения предложения  труда, то оно обычно обеспечивается  за счет того, что профсоюзы  добиваются от работодателей  согласия принимать на работу  только членов союза. В России  такая тактика почти не применяется,  хотя весьма распространена за рубежом.

             Профсоюзы для того, чтобы добиваться  повышения зарплаты, выступают как  единственный представитель своих  членов при согласовании с  предпринимателями условий труда  и оплаты. Логика профсоюза проста: либо все его члены будут  получать более высокую зарплату, либо начнется забастовка. Но никакой профсоюз не может лишить работодателей увольнять работников, если их труд становится невыгодным. А повышение зарплаты сверх уровня, который сложился бы на свободном рынке, может привести к росту числа таких невыгодных работников. Современные профсоюзы, в том числе и в России, уже нанимают экономистов, чтобы точно оценить величину зарплаты, которой можно добиться от работодателей, не создавая угрозу их разорения и массовых увольнений.

             Что касается России, то и здесь профсоюзное движение переживает кризис. Но причины его совершенно особые. Крах прежней политической системы общества вызвал и кризис профсоюзов. Многие из них практически исчезли, а на смену им стали формироваться новые. Они еще довольно слабы, но есть основания ожидать их укрепления в будущем. Ведь уровень доходов россиян пока очень низок, и страну ждут многочисленные забастовки с требованием повысить заработную плату. На волне таких забастовок и окрепнут российские профсоюзы.Лишь тогда, когда страна сумеет добиться существенного роста благосостояния своих граждан, начнется отмирание профсоюзов и в России.                           

    Важнейшие методы, при помощи которых профсоюзы добиваются повышения заработной платы:

         Во-первых, профсоюзы могут ограничивать  предложение услуг труда. Это  достигается, например, введением  высоких иммиграционных барьеров, лоббированием законов о максимальной  продолжительности рабочего времени,  удлинением срока ученичества  при подготовке к той или иной профессии, установлением высоких профсоюзных вступительных взносов с одновременным запрещением принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе, ограничением трудовой нагрузки и т. п. Сокращение предложения услуг труда при неизменном спросе на них приводит к росту равновесной цены, т. е. ставки заработной платы.

         Во-вторых, профсоюзы добиваются  повышения обусловленных договором  ставок заработной платы, содействуя  установлению её выше равновесного  уровня.

       В-третьих, профсоюзы могут содействовать росту спроса на услуги труда. При этом использоваться любые средства, повышающие спрос на услуги труда, например, проведение рекламных кампаний в пользу того или иного товара. Росту спроса на услуги труда содействует и политика профсоюзов, настаивающих на установлении высоких импортных таможенных тарифов, защищающих какую-либо национальную отрасль и способствующих росту производства внутри страны. В результате увеличивается количество используемого труда и возрастает заработная плата.

        Являясь могущественным объединениями  продавцов труда, профсоюзы существенно  изменяют механизм саморегулирования  рынка труда, монополизируя продажу  труда: они фактически заменяют  индивидуальную сделку купли-продажи  труда, которая юридически закрепляется индивидуальным трудовым договором между наёмным работником и предпринимателем, монопольно-коллективной сделкой, организуя рабочих и заключая с фирмой коллективный договор. Цель коллективного договора – выработка и закрепление в юридическом документе взаимоприемлемых условий купли-продажи труда и занятости. Это по существу не рыночные условия, которые определяются спросом и предложением, колебаниями заработной платы, прибыли, конкуренцией и финансовым положением фирмы. Это уже договорные условия, которые как раз в значительной мере нивелируют рыночные колебания цен труда и других рычагов рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Проблемы функционирования рынка труда в  экономике России.

3.1 Проблема занятости в России.

         Проблема безработицы является одной из основных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества. Безработица — это состояние, когда трудоспособное население ищет, но не может найти работу. Все население страны можно разделить на трудоспособное и нетрудоспособное. Согласно законодательным актам Российской Федерации, безработными признаются люди, которые: 
1) не имеют работы и заработка; 
2) зарегистрированы в службе занятости для поиска подходящей работы; 
3) готовы приступить к работе в любой момент.

          Для более конкретной характеристики безработицы в экономической теории применяют 3 взаимосвязанных показателя: уровень безработицы, естественный уровень безработицы, полная занятость. 
        Уровень безработицы — это отношение числа безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах. Уровень безработицы непосредственно влияет на уровень цен и объём производства, на структуру и формы распределения доходов, на государственный бюджет и государственные расходы.

        Естественный уровень безработицы — это минимально возможный в стране уровень безработицы при полной занятости (5-6%). Число свободных рабочих мест приблизительно равно числу людей, ищущих работу. 
        Полная занятость — это состояние в обществе, когда безработица не превышает своего естественного уровня (5—6%).

       Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие: 
1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация; 
2) сокращение управленческого аппарата; 
3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых; 
4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых; 
5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

       Мировой кризис нашел свое отображение и на рынке труда. Всплеск безработицы произошел в большинстве стран планеты. Миллионы людей остались без работы, находятся в активных поисках нового места, ожидая наступления лучших времен, но за последнее время безработица сократилась и почти вернулась на докризисный уровень. В марте 2012 число безработных с применением критериев Международной Организации Труда (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) составило 4,9 млн.человек, уровень безработицы зафиксирован на отметке 6,5 %

      По данным  федеральной службы общая численность безработных в России снизилась в апреле 2012 года на 10,2% - до 4 миллионов 372 тысяч человек, а уровень безработицы – с 6,5% до 5,8% экономически активного населения.

3.2 Перспективы  регулирования занятости населения  и снижения безработицы в России.

Ситуация на рынке  труда в России в целом стабилизировалась, однако по-прежнему требует постоянного  контроля.

Зарегистрированная безработица  сократилась на миллион человек за год. Это очень хороший темп сокращения безработицы. И, по сути, экономика восстанавливается достаточно быстрыми темпами - это главная предпосылка того, что восстановится и рынок труда. Но есть еще одна составляющая этой проблемы. Нет никакой необходимости воспроизводить малоэффективные рабочие места и предприятия вчерашнего дня. Нужно восстанавливать современный рынок труда, с тем чтобы появлялись новые, высокотехнологичные и высокооплачиваемые рабочие места. Именно в этом направлении намерено в ближайшей перспективе действовать Правительство РФ.

Правительство РФ намерено усиливать работу по решению стратегических задач развития рынка труда. Прежде всего это повышение квалификации работников. Граждане предъявляют большой  спрос на услуги по переобучению, овладению новыми профессиями. А органы службы занятости должны активно предлагать соответствующие возможности, включая организацию стажировок на предприятиях для молодых специалистов и содействие в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями. Также будут востребованы такие шаги федерального правительства, как помощь в организации собственного дела и повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Правительством РФ в  первом полугодии 2011 года была разработана госпрограмма содействия занятости населения. И все меры реализации мероприятий активной политики в области обеспечения занятости, повышения трудовой мобильности населения, совершенствования социальной поддержки безработных  включены в эту госпрограмму.

Рационализация использования  имеющихся трудовых ресурсов требует изменения подходов к подготовке кадров, что предполагает усиление взаимосвязи между рынком труда и профессиональным образованием, опережающее обучение и переподготовку как занятых, так и безработных под создаваемые рабочие места. Представляется целесообразным наряду с получением основной специальности в рамках высшего профессионального образования организовать освоение рабочих профессий, близких к полученным в вузе.

Проблема нашей образовательной  системы заключается в том, что, к сожалению, большое количество специалистов готовится само, без учёта потребностей рынка труда. Гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.

Переход к инновационной  экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.

Процессы глобализации экономики обострят конкуренцию  на рынке квалифицированной рабочей силы. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические тенденции приведут к росту спроса в этих странах на рабочую силу из государств - участников СНГ, в том числе из Российской Федерации.

В этой связи важное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция на международном рынке труда стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.) работников к рабочим местам в Российской Федерации, так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда.

В долгосрочной перспективе  эта проблема будет усугубляться сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2007 - 2020 годы более чем на 10 процентов), что тем не менее в условиях адекватного роста производительности труда при переходе к инновационной экономике не должно стать ограничивающим фактором ее развития. Дополнительным источником компенсации сокращения предложения на рынке труда (на 6,7 процента в год в 2011 - 2015 годах и на 7,5 процента в 2016 - 2020 годах) будет повышение трудовой мобильности населения, а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

Обоснованности выбора наиболее эффективных мер политики на рынке труда будет способствовать внедрение системы мониторинга  и прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.

В то же время инновационная  экономика невозможна без понятных и прозрачных правил функционирования рынка труда и трудовых отношений, для соблюдения которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора, что, в свою очередь, будет способствовать легализации трудовых отношений и иных видов деятельности, приносящей доход.

Исходя из тенденций  развития экономики и рынка труда  целью государственной политики в области развития рынка труда  в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и  институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность6.

Правительство РФ намерено создать условия для эффективного использования квалифицированного туда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством  решения следующих задач.

Информация о работе Рынок труда и проблемы занятости в России