Рынок труда и проблемы занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда и занятость населения находится на особенном месте в системе рыночных отношений. В основном социальные, экономические и демографические явления, происходящие в экономике рыночных отношений, целиком или отчасти, воспроизводят процессы, совершающиеся на рынке труда. Являясь основным звеном современной экономики, рынок труда исполняет важную роль в системе воспроизводства. Исходя из этого, на рынке труда проводится купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость. Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие рынка труда и его основных характеристик, исследовать его проблемы, выявить особенности рынка труда в России, а также проанализировать его состояния в современных условиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика рынка труда
1.1 Понятие и структура рынка труда………………………………………..4
1.2 Механизм функционирования рынка труда……………………………..8
Глава 2. Необходимость регулирования рынка труда в экономике России.
2.1 Государственное регулирование рынка труда………………………….12
2.2 Деятельность профсоюзов……………………………………………….17
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка труда в экономике России
3.1 Проблема занятости в России……………………………………………..21
3.2 Перспектива регулирования занятости населения и снижение безработицы в России ………………………………………………………...23
Заключение........................................................................................................32
Список литературы…………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ИЭ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Первая задача - повышение  гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости, в том числе:

совершенствование нормативной  правовой базы в сфере труда и  занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе  гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте;

обеспечение сбалансированности между растущей стоимостью труда (прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и  услуг), мерами социальной защиты работников и сохранением конкурентоспособности производимой продукции;

снижение уровня нелегальной  занятости;

повышение эффективности  использования трудовых ресурсов в  бюджетной сфере за счет более  тесной увязки заработной платы с  эффективностью работы и качеством  предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест;

создание условий для  продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования  трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д.);

расширение практики стажировок в организациях молодых  специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;

стимулирование занятости  женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

создание условий для  интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими  возможностями;

обеспечение соблюдения установленных норм и правил в  сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;

развитие социального  партнерства.

Вторая задача - улучшение  качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики, что предполагает:

развитие внутрипроизводственного  обучения работников организаций, а  также опережающего профессионального  обучения работников, подлежащих высвобождению;

развитие профессиональной мобильности на основе повышения  квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом;

совершенствование национальной системы квалификаций, в том числе адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, разработка системы профессиональных стандартов, создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик, формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения;

развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда7.

Третья задача - развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, включая:

повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости  населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;

создание конкурентного  рынка оказания услуг безработным  гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также  работодателям по подбору кадров;

реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;

использование новых  информационных возможностей и обеспечение  доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;

создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ;

разработка новых направлений активной политики занятости населения;

предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в  соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений);

формирование механизмов, стимулирующих органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  к осуществлению мер по развитию трудовых ресурсов;

осуществление комплекса  мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;

развитие частно-государственного партнерства в сфере занятости населения и защиты от безработицы, формирование партнерств бизнеса, местных и региональных органов власти, которые будут заниматься решением проблем социальной адаптации, переобучения работников, высвобождаемых с рабочих мест в связи с модернизацией и перевооружением предприятий, внедрением трудосберегающих технологий;

использование территориального планирования размещения объектов инфраструктуры в целях создания условий для  привлечения бизнеса в трудоизбыточные  регионы.

Четвертая задача - создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:

разработка и реализация мер по улучшению условий и  охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных  производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными  условиями труда;

переход от выплаты компенсаций  за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.

Пятая задача - создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров, в том числе:

обеспечение дифференцированного  подхода к привлечению иностранной  рабочей силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование механизма выдачи разрешений и расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы  социализации мигрантов, условий для  их адаптации, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;

упрощение процедур выдачи рабочих виз для высококвалифицированных  категорий иностранных граждан;

организация за рубежом  центров содействия иммиграции в  Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и российского законодательства;

реализация комплекса  мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов.

Долгосрочная политика занятости будет зависеть от роста производительности труда и применения новых технологий. Эти процессы, крайне необходимые для повышения конкурентоспособности национального хозяйства, должны будут поддерживаться экономическими мерами поддержки занятости – созданием дополнительных рабочих мест и минимизацией безработицы8. Начиная с прогноза на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов будет разрабатываться достаточно полезный документ, который будет определять политику занятости на рынке труда, - это баланс трудовых ресурсов на трёхлетний период. Баланс трудовых ресурсов будет формироваться в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования. Прогноз баланса будет являться базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.

 

 

 

 

 

Заключение

Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов  работодателей и наемной рабочей силы.

Важнейшим показателем  состояния рынка труда является уровень безработицы. На данный момент  уровень безработицы в России составляет  5,8%.

Формирование рынка  труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления  рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения  и др.

      Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

Для этого необходимо:

       во-первых, повысить гибкость рынка труда и стимулировать сокращения нелегальной занятости;

      во-вторых, улучшить качество рабочей силы;

      в-третьих,  развить институты рынка труда,  рост занятости и эффективности  использования труда;

      в-четвертых,  создать условя труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;

     в-пятых,  создать условия для привлечения  иностранной рабочей силы.

 

 

 

 

Список литературы

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин. – 7-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – С.386

2.Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева. – М.: Экономистъ, 2005. – С.2018 3.«Микроэкономика» Ивашковский С. Н.: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001.

4.Кашенов, А.  Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы // Социальная политика и социальное партнёрство. – 2010. - № 8. – С. 16. 

5..Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. № 47. – Ст. 5489.

6.Концепция долгосрочного  социально-экономического развития  РФ на период до 2020 года: Распоряжение  Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. № 47. – Ст. 5489.

7. Рощин С.Ю. - «Теория рынка труда», Москва 1999

8. «Экономическая теория: Учебник» / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

9. http://gks.ru Федеральная служба государственной статистики.

10. minzdravsoc.ru Сайт министерства здравоохранения и социального развития РФ

11. "Российская газета" www.rg.ru

 

1 Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин. – 7-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – С.386

2 Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева. – М.: Экономистъ, 2005. – С.201

3 «Экономическая теория: Учебник» / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

4 Рощин С.Ю. - «Теория рынка труда», Москва 1999

5 «Микроэкономика» Ивашковский С. Н.: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001.

6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. № 47. – Ст. 5489.

7 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. № 47. – Ст. 5489.

8 Кашенов, А.  Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы // Социальная политика и социальное партнёрство. – 2010. - № 8. – С. 16. 




Информация о работе Рынок труда и проблемы занятости в России