Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа
Рынок труда и занятость населения находится на особенном месте в системе рыночных отношений. В основном социальные, экономические и демографические явления, происходящие в экономике рыночных отношений, целиком или отчасти, воспроизводят процессы, совершающиеся на рынке труда. Являясь основным звеном современной экономики, рынок труда исполняет важную роль в системе воспроизводства. Исходя из этого, на рынке труда проводится купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость. Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие рынка труда и его основных характеристик, исследовать его проблемы, выявить особенности рынка труда в России, а также проанализировать его состояния в современных условиях.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика рынка труда
1.1 Понятие и структура рынка труда………………………………………..4
1.2 Механизм функционирования рынка труда……………………………..8
Глава 2. Необходимость регулирования рынка труда в экономике России.
2.1 Государственное регулирование рынка труда………………………….12
2.2 Деятельность профсоюзов……………………………………………….17
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка труда в экономике России
3.1 Проблема занятости в России……………………………………………..21
3.2 Перспектива регулирования занятости населения и снижение безработицы в России ………………………………………………………...23
Заключение........................................................................................................32
Список литературы…………………………………………………………..33
Первая задача - повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости, в том числе:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте;
обеспечение сбалансированности между растущей стоимостью труда (прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг), мерами социальной защиты работников и сохранением конкурентоспособности производимой продукции;
снижение уровня нелегальной занятости;
повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест;
создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д.);
расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
создание условий для
интеграции в трудовую деятельность
лиц с ограниченными
обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;
развитие социального партнерства.
Вторая задача - улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики, что предполагает:
развитие
развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом;
совершенствование национальной системы квалификаций, в том числе адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, разработка системы профессиональных стандартов, создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик, формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения;
развитие системы профессиональ
Третья задача - развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, включая:
повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;
создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;
реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;
использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ;
разработка новых направлений активной политики занятости населения;
предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений);
формирование механизмов, стимулирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации к осуществлению мер по развитию трудовых ресурсов;
осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;
развитие частно-
использование территориального
планирования размещения объектов инфраструктуры
в целях создания условий для
привлечения бизнеса в
Четвертая задача - создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;
разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;
переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.
Пятая задача - создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров, в том числе:
обеспечение дифференцированного
подхода к привлечению
формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;
упрощение процедур выдачи
рабочих виз для
организация за рубежом центров содействия иммиграции в Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и российского законодательства;
реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов.
Долгосрочная политика занятости будет зависеть от роста производительности труда и применения новых технологий. Эти процессы, крайне необходимые для повышения конкурентоспособности национального хозяйства, должны будут поддерживаться экономическими мерами поддержки занятости – созданием дополнительных рабочих мест и минимизацией безработицы8. Начиная с прогноза на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов будет разрабатываться достаточно полезный документ, который будет определять политику занятости на рынке труда, - это баланс трудовых ресурсов на трёхлетний период. Баланс трудовых ресурсов будет формироваться в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования. Прогноз баланса будет являться базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.
Заключение
Рынок труда является
одним из элементов рыночной экономики.
Он представляет собой систему общественных
отношений в согласовании интересов
работодателей и наемной рабоче
Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы. На данный момент уровень безработицы в России составляет 5,8%.
Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.
Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.
Для этого необходимо:
во-первых, повысить гибкость рынка труда и стимулировать сокращения нелегальной занятости;
во-вторых, улучшить качество рабочей силы;
в-третьих,
развить институты рынка труда,
в-четвертых,
создать условя труда, позволяю
в-пятых,
создать условия для
Список литературы
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин. – 7-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – С.386
2.Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева. – М.: Экономистъ, 2005. – С.2018 3.«Микроэкономика» Ивашковский С. Н.: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001.
4.Кашенов, А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы // Социальная политика и социальное партнёрство. – 2010. - № 8. – С. 16.
5..Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. № 47. – Ст. 5489.
6.Концепция долгосрочного
социально-экономического
7. Рощин С.Ю. - «Теория рынка труда», Москва 1999
8. «Экономическая теория: Учебник» / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
9. http://gks.ru Федеральная служба государственной статистики.
10. minzdravsoc.ru Сайт министерства здравоохранения и социального развития РФ
11. "Российская газета" www.rg.ru
1 Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин. – 7-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – С.386
2 Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева. – М.: Экономистъ, 2005. – С.201
3 «Экономическая теория: Учебник» / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
4 Рощин С.Ю. - «Теория рынка труда», Москва 1999
5 «Микроэкономика» Ивашковский С. Н.: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001.
6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. № 47. – Ст. 5489.
7 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. № 47. – Ст. 5489.
8 Кашенов, А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы // Социальная политика и социальное партнёрство. – 2010. - № 8. – С. 16.
Информация о работе Рынок труда и проблемы занятости в России