Рынок труда и трудовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 03:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Содержание работы

# Введение ………………………………………………………………………...
# Понятие и особенности рынка труда …………………………………….........
# Проблемы развития трудовых отношений на российских предприятиях ….
# Перспективы развития рынка труда в российской экономике ……………...
# Заключение ……………………………………………………………………..
# Литература ……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик по труду.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

       ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

     «КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

     ФИНАНАСОВО  – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 
 

     Кафедра микроэкономики 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине: «Микроэкономика»

       Тема: «Рынок труда и трудовые отношения» 
 
 
 
 
 

Автор курсовой                                                                                             Бажин В.О.

Группа                                                                                                                           123

Научный руководитель                                                                           Кабашева И.А.

                                                                                     «_____» _________________ 2009 г. 
 
 
 
 
 

     Казань 2009 

    Содержание

  1. Введение ………………………………………………………………………...
  2. Понятие и особенности рынка труда …………………………………….........
  3. Проблемы развития трудовых отношений на российских предприятиях ….
  4. Перспективы развития рынка труда в российской экономике ……………...
  5. Заключение ……………………………………………………………………..
  6. Литература ………………………………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Рынок труда как экономическая категория  долгое время рассматривался как  явление, присущее лишь капиталистическим  странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

    Долгое  время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для  полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу “кто не работает, тот не ест”. Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.

    Но  и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов, прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской части РСФСР и республик Прибалтики.

    Переход к рынку заострил проблемы занятости  и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.

    Цель  данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Понятие и особенности рынка труда
    1. Понятие труд и творчество

    По  определению А. Маршалла, труд – это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого – либо результата, не считая удовлетворения, получаемого от самой проделанной работы» [Маршалл, с. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем, если бы они трудились, лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться том, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [там же].

    Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что  труд – это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев, с. 15].

    Подчеркивание тягостной, принудительной стороны  труда связано, прежде всего, с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12—15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.

     В Индии до сих пор сохранились  элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты — брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда. Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова "труд" и "трудно", "работа" и "раб" имеют общие корни. По известному определению Аристотеля, "раб — одушевленное орудие, а орудие — неодушевленный раб".

     С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

     Эти процессы за последние 150—200 лет принципиально  изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более 2/3 населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает 1/3. Преобладающая часть населения развитых стран — это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. разд. 3.3), именно те, кто занят преимущественно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.

     Результаты  творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов' увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др. Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни, Однако творчество — это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, "поэзия — та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Словосочетание "рабочее время" для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни

   Понятия "труд" и "творчество" нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: "Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности — стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности" [Иноземцев С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

   Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно-полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой — требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

   Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности, как через систему рынков, так и через государственные и вещественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени

   Из рассмотренных представлений о сущности и видах труда следует, что при анализе понятия "труд" необходимо выделять два основных аспекта: содержание и мотивы. Первый — это развитие человека и производство благ, второй — мотивы, побуждающие человека трудиться.

    Таким образом, можно дать следующее определение:

   Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

   Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении Маршалла, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу 

    1.  Понятие и элементы рынка труда

    Рынок труда – совокупность социально – экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли – продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. В «Экономической энциклопедии » рынок труда рассматривается шире, как сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг.

    Рынок рабочей силы – включает социально – экономические отношения занятых и незанятых работников, т.е. все экономически активное население страны. Таким образом, в этот рынок включаются безработные.

    Рынок трудовых ресурсов – совокупность социально – экономических отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов. Это понятие раздвигает размеры рынка еще шире, т.к. включает не только экономически активное население, но и учащихся в сфера профессионального образования (трудовой резерв).

    С учетом данных определений мы будем  пользоваться термином «рынок трудовых ресурсов».

    Трудовые  ресурсы – «население обоих полов  в трудоспособном возрасте (для мужчин в возрасте от 16 до 59 лет, для женщин – от 16 до 54 лет включительно), за исключением неработающих инвалидов  войны и труда I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике».

    Экономически  активное население (рабочая сила) –  «это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически занятого населения включает занятых и безработных».

    Занятыми  являются лица обоего пола, которые  в рассматриваемый период выполняли  работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, не по найму, самостоятельно или с несколькими компаньонами, выполняли работу без оплаты на семейном предприятии или временно отсутствовали на работе (из – за болезни, ухода за больным, отпуска, забастовки и т.д.).

    Безработными  считаются лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы в государственных или коммерческих службах занятости, предпринимали шаги к открытию собственного дела, были готовы приступить к работе.

Информация о работе Рынок труда и трудовые отношения