Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 03:21, курсовая работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.
# Введение ………………………………………………………………………...
# Понятие и особенности рынка труда …………………………………….........
# Проблемы развития трудовых отношений на российских предприятиях ….
# Перспективы развития рынка труда в российской экономике ……………...
# Заключение ……………………………………………………………………..
# Литература ……………………………………………………………………
Центральное место в современный период занимает понятие «рынок трудовых ресурсов», в котором раскрывается суть отношений по поводу обмена функционирующих способностей к труду (функционирующей рабочей силы) на жизненные средства, т.е. на заработную плату. В более общем смысле рынок труда выступает как конкретное выражение системы общественной организации наемного труда в условиях товарно-денежных отношений.
Рынок трудовых ресурсов обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами производства и предоставлении работы незанятому в данный момент населению.
На рынке трудовых ресурсов взаимодействуют работодатели (субъекты собственности на средства производства) и наемные работники, формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Основными компонентами рынка трудовых ресурсов являются:
Совокупный спрос на рабочую силу определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения. Спрос на рабочую силу охватывает всю сферу общественного труда и включает как укомплектованные работниками, так и свободные рабочие места. При этом различают: эффективный спрос, определяемый числом экономически целесообразных рабочих мест, и совокупный спрос, включающий в себя и заполненные работниками неэффективные рабочие места. Разница между эффективным и совокупным спросом представляет собой излишнюю численность занятых, составной частью которой является скрытая безработица. Спрос на рабочую силу на текущем рынке определяется потребностью в работниках для заполнения вакантных мест на основе основной деятельности или совместительства, а также для выполнения разовых работ.
Совокупное предложение рабочей силы охватывает все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), а также лиц, желающих трудиться не по найму, а на правах самозанятости или предпринимательства. Предложение рабочей силы на рынке труда имеет три основные составляющие: лица, не занятые трудовой деятельностью и ищущие работу; лица, намеревающиеся сменить место работы; лица, желающие трудиться в свободное от работы или учебы время.
Предложение рабочей силы качественно и количественно изменяется в зависимости от изменений в возрастной структуре населения, в системе профессиональной и общей подготовки, от силы влияния внешнего рынка труда на внутренний и т.д. Дифференциация в предложении рабочей силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковый возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки, а это, несомненно, сказывается на способности выполнять конкретную работу.
Основная часть совокупного предложения и спроса на труд в рыночной экономике удовлетворяется, что и обеспечивает функционирование отечественного производства (удовлетворение спроса). Меньшая его часть в силу движения рабочей силы и рабочих мест – выбытия людей из трудоспособного возраста и вступление в трудоспособный возраст, увольнение и переходов на новое место работы,
Выбытия старых и ввода новых рабочих мест – оказывается свободной (вакантной) и нуждается в соединении предложения и спроса. Эта часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущего рынка труда, емкость которого определяется количеством вакансий и количеством лиц, занятых поиском работы. В своем единстве совокупный спрос и совокупное предложение определяют емкость совокупного рынка труда.
Рабочая сила – способность человека к труду, т.е. совокупность физических и духовных сил, применяемых им в процессе производства. Рабочая сила является в рыночной экономике товаром и имеет потребительскую стоимость и денежную стоимость (цену).
Труд – умственный и физический процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Различают разновидности труда: интеллектуальный и производственный; простой и сложный, полезный и абстрактный, прибавочный и прошлый.
Стоимость рабочей силы – это цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, т.е. для полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи.
Процесс превращения трудовых ресурсов проходит три стадии: потенциальное трудоспособное население; рабочая сила реализуется в производстве и создает потребительскую стоимость.
Как действует рынок трудовых ресурсов в рыночной экономике?
Совокупное предложение трудовых ресурсов поступает на рынок и после цикла воспроизводства населения получает плату за труд. Полученные деньги, включая пенсии и пособия от государства, используются населением для покупки товаров и услуг, уплаты подоходного налога государству, и на этой основе формируется потребительский спрос на рынке товаров и услуг.
Рынок
трудовых ресурсов обеспечивает рабочей
силой предприятия и
Предприятия и организации взаимодействуют с рынком товаров и услуг, формируя совокупное предложение (потребительские стоимости), и взамен, путем обмена, получают выручку от реализации товаров и услуг.
Государственные органы реализуют рынок товаров и услуг путем предоставления земли и государственных ресурсов, установления цен и тарифов на услуги естественных монополий (РЖД, РАО ЕЭС, ГАЗПРОМ) и правового регулирования общественного производства (ГК РФ, БК РФ, НК РФ, ТК РФ). Воздействие на рынок труда со стороны государства осуществляется путем установления минимальной заработной платы и пенсии, регулирования занятости (общественные работы, обучение) и трудового законодательства (Трудовой кодекс РФ).
Простая
модель рыночной экономики, показывающая
взаимодействие рынка трудовых ресурсов,
предприятий и организаций, рынка товаров
и услуг, населения и государственных
органов, показана в приложении 1, рисунок
1.
3 Проблемы развития трудовых
отношений на российских
3.1 Система работы с персоналом
Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии.
Система работы с персоналом организации состоит из семи взаимосвязанных подсистем (рис. 1.9):
Концепции управления персоналом;
Кадровая политика;
Подбор персонала;
Оценка персонала;
Расстановка персонала;
Адаптация персонала;
Обучение персонала.
Исходными данными для разработки системы работы с персоналом являются:
Всеобщая декларация прав человека;
Конституция (Основной Закон) страны;
Гражданский кодекс страны;
Трудовой кодекс РФ;
Система управления организацией;
Стратегический план организации;
Внутренние нормативные документы.
Концепции
управления персоналом представляют собой
научные теории менеджмента, применяемые
в социально-экономической
Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу. Государственная кадровая политика формируется парламентом, правящей партией и правительством и в значительной степени определяется типом власти в обществе. Тип власти оказывает существенное влияние на стратегию и стиль руководства, а также требования к персоналу. Очевидно, что наиболее полно использовать творческий потенциал человека можно только в демократическом обществе. Переход к рыночной экономике сопровождается процессом демократизации управления и находит отражение в философии организации. На предприятии кадровая политика формируется советом директоров, правлением и директором предприятия.
Подбор
персонала заключается в
Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантной или занимаемой должности. При замещении вакантной должности важно установить потенциал работника, т.е. профессиональные знания и умения, жизненный и производственный опыт, социально-психологический тип личности, уровень общей культуры, состояние здоровья и работоспособности и ряд других характеристик. Оценка потенциала позволяет судить о перспективе применения способностей конкретного человека на определенной должности. Анализ соответствия работника занимаемой должности (аттестации) необходим по истечении определенного времени и возможен путем совместной оценки творческого потенциала и индивидуального вклада с учетом результатов труда.
Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры, возраста, сроков занятия рабочих мест и наличия вакантных должностей в штатном расписании предприятия. Научно обоснованная расстановка кадров предусматривает планирование служебной карьеры с учетом их жизненных интересов; рациональное сочетание назначения, конкурсности и выборности в зависимости от категории работников и резерва кадров; планомерное движение работников аппарата (повышение, перемещение, понижение и выбитие) в зависимости от результатов оценки; определение сроков занятия должностей и возраста кадров управления; научную организацию рабочего места; определение условий и оплаты труда.
Адаптация
персонала – это процесс
Обучение
персонала предназначено для
обеспечения соответствия профессиональных
знаний и умений работников современному
уровню производства и управления. Различают
четыре вида обучения: подготовка рабочих
и служащих в профессиональных училищах,
техникумах и вузах, предусматривающая
получение базовой специальности; повышение
квалификации в учебных заведениях (центрах,
школах, институтах), т.е. получение новых
знаний по базовой специальности работника;
переподготовка персонала для приобретения
новой специальности; послевузовское
профессиональное образование (магистратура,
аспирантура, докторантура). Взаимодействие
указанных видов обучения позволяет обеспечить
возможности для непрерывного повышения
образования каждого работника, своевременно
регулировать соответствие между числом
работников и профессионально-