Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:13, курсовая работа
Цель моей работы – исследование рынка труда и занятости населения.
Задачи данной курсовой работы:
1)показать сущность рынка труда и ее проблемы
2)провести анализ рынка труда РФ
3)ознакомиться с нынешним состоянием рынка труда Чувашии
4)выделить основные направления развития российского рынка труда.
Исходя из задач развития рынка труда в 2011-2015 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:
1. Совершенствование
законодательства Российской
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости должно быть направлено на реализацию прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии (специальности), а также на обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы.
Вносимые изменения
в трудовое законодательство и законодательство
о занятости населения должны
соответствовать современным
2. Легализация занятости
В целях легализации занятости необходимо, совершенствовать нормативную правовую базу в сфере трудовой миграции и трудовых отношений; совершенствовать условия выплаты пособия по безработице; ликвидировать излишние административные барьеры для организаций малого и среднего бизнеса; стимулировать развитие различных форм гибкой занятости; обеспечить баланс между сохранением конкурентоспособности производимой продукции, с одной стороны, и ростом стоимости труда (заработной платы) и мерами социальной защиты работников с другой; повысить эффективность контроля и надзора за исполнением установленных законодательством норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений.
3. Снижение скрытой безработицы
В целях снижения скрытой безработицы необходимо создавать новые высокотехнологичные рабочие места в инновационных отраслях экономики, обеспечивающие повышение уровня производительности труда; обеспечить реализацию комплексных инвестиционных проектов модернизации неэффективных промышленных предприятий и диверсификации экономики моногородов; снижать потери рабочего времени и продукции за счет оптимизации и повышения эффективности управления производством; повышать квалификацию и профессиональный уровень работников и управленческих кадров; содействовать развитию малого и среднего бизнеса, обеспечивающего высокую оборачиваемость рабочих мест и рост производительности труда.
4. Совершенствование
системы мониторинга рынка
В целях повышения объективности анализа и прогноза ситуации на рынке труда и в связи с сохранением последствий кризисных явлений и очаговой напряженности на рынке труда необходимо ввести практику проведения отраслевых мониторингов создания и сохранения рабочих мест, движения рабочей силы в разрезе видов экономической деятельности; усовершенствовать систему формирования и ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей).
5.Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики
Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство кадрового потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В условиях перехода экономики на инновационный путь развития качество рабочей силы является определяющим фактором, обеспечивающим успех перестройки экономики.
В целях повышения качества рабочей силы, формирования кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики необходимо продолжить реформирование системы профессионального образования всех уровней; продолжить работу по корректировке объемов, направлений и уровней подготовки рабочих кадров и специалистов для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест кадрами необходимой квалификации; проводить пропагандистские кампании по повышению престижа рабочих профессий и профессионального мастерства с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий; развивать практику формирования государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров на федеральном и региональном уровнях на основе оценки качества образовательных программ, уровня подготовки и конкурентоспособности на рынке труда выпускников учреждений профессионального образования всех уровней; расширять частно-государственное партнерство в сфере профессиональной подготовки кадров.
6. Развитие институтов рынка труда
Одним из главных направлений развития институтов рынка труда является создание конкурентной среды на рынке оказания услуг по подбору работы для граждан и персонала для работодателей. В этих целях необходимо развивать государственно-частное партнерство в сфере оказания услуг на рынке труда, создавать условия для развития негосударственных агентств занятости; повышать качество предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения; разрабатывать новые направления активной политики занятости населения на основе ее адресности; совершенствовать механизмы защиты от безработицы на основе внедрения принципов добровольного страхования на случай потери работы; развивать доступность информационных ресурсов в сфере занятости населения; развивать систему информирования населения о возможности трудоустройства в различных регионах Российской.
7. Рациональное использование трудовых ресурсов, стимулирование экономической активности и рост занятости населения
Решение проблем рационального использования трудовых ресурсов может быть обеспечено только за счет активных совместных действий со стороны государства и социальных партнеров.
Необходима выработка обоснованной государственной политики, направленной на согласование интересов развития экономики, работодателей, соблюдение прав человека и удовлетворение личных интересов граждан.
К таким условиям, в
первую очередь, следует отнести
повышение материального
В целях рационального использования трудовых ресурсов, стимулирования экономической активности и роста занятости населения необходимо с участием сторон социального партнерства улучшать условия и охрану труда, снижать риски травматизма на производстве и профессиональных заболеваний; снижать количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда; развивать систему оценки условий труда, провести аттестацию рабочих мест; изменить подход к выплате компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда со статусного на фактический – за условия труда по результатам аттестации рабочих мест; организовать профессиональное обучение женщин, работающих на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, с целью их вывода с вредных производств; организовать временные работы и стажировку в организациях в рамках реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда; обеспечить приоритетное направление на профессиональное обучение безработных граждан из числа лиц, испытывающих трудности в устройстве на работу; обеспечить полный доступ граждан к получению информации о положении на рынке труда и наличии вакантных рабочих мест.
8. Развитие трудовой мобильности и оптимизация привлечения иностранной рабочей силы
Развитие трудовой мобильности является актуальным направлением совершенствования рынка труда, которое позволит повысить эффективность использования трудовых ресурсов, уменьшить структурную безработицу и снизить ее продолжительность в трудоизбыточных регионах и населенных пунктах с моноэкономической структурой экономики.
В целях развития трудовой мобильности необходимо совершенствовать механизм оказания государственной поддержки безработным гражданам, желающим переехать с целью трудоустройства в другую местность; создавать условия, стимулирующие безработных граждан к переезду или переселению в другую местность для работы.
Вместе с тем, в условиях сохранения структурной безработицы на рынке труда при одновременном нарастании спроса на рабочую силу остается актуальным привлечение и использование иностранных работников с учетом перспективных потребностей экономики страны в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.
Для регулирования процессов привлечения иностранной рабочей силы необходимо обеспечить дифференцированный подход к привлечению иностранных работников в зависимости от профессии (специальности), квалификации; совершенствовать правила подготовки исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложений о потребности в привлечении иностранных работников; совершенствовать механизм определения потребности в привлечении иностранной рабочей силы с целью более оперативного определения вакантных рабочих мест, которые не могут быть заняты российскими гражданами; совершенствовать механизм выдачи разрешений и расширить перечень профессий, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.
9. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу
Повышение эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе, государственной поддержки безработных граждан, желающих открыть собственное дело, является одним из приоритетных направлений действий на рынке труда.
В целях содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости необходимо обеспечить координацию действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обеспечить координацию действий по поддержке развития малого предпринимательства; продолжение практики содействия самозанятости безработных граждан; организацию профессионального обучения безработных граждан, а также опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, основам предпринимательской деятельности.
10. Развитие региональных рынков труда
В рамках основных действий на региональных
рынках труда необходимо продолжить реализацию
региональных программ в области содействия
занятости населения субъектов Российской
Федерации; осуществлять разработку прогноза,
как в краткосрочной, так и долгосрочной
перспективе, потребности экономики в
кадрах соответствующего профессионально-
Таким образом, мы ознакомились
с основными направлениями
3.3.
Биржи труда и их роль в
регулировании рынка
труда
Биржа
труда - организация, осуществляющая посреднические
функции между работниками и предприятиями
при найме рабочей силы.
Важной государственной и социальной
функцией биржи труда является определение
права на получение пособия по безработице.
Биржи труда называются по-разному: бюро,
контора, центр занятости, центры трудоустройства
и др. Кроме трудоустройства, биржи труда
обычно оказывают услуги лицам, желающим
поменять место работы, изучают спрос
и предложение рабочей силы, распространяют
информацию об уровне занятости по профессиям
и территориям. В компетенцию биржи труда
входит также профориентация молодежи.
Так как безработица носит в значительной
мере структурный характер, то биржи труда
проводят большую работу по переобучению
рабочих, приобретению ими новых специальностей,
на которые имеется или ожидается спрос
предпринимателей.
На бирже труда концентрируется информация
о наличии вакантных рабочих мест не предприятиях,
в учреждениях информация может поступать
как в обязательном порядке, так и на добровольных
началах. Компьютерная картотека вакансий
позволяет оперативно реагировать на
запросы лиц, ищущих работу, предлагать
им возможные варианты. Рекомендации,
поступающие от биржи труда, не обязательны
для предпринимателей, они могут отказывать
в приеме на работу. С другой стороны отказ
безработного от направления на работу,
как правило, влечет за собой потерю права
на пособие по безработице.
В России во всех регионах функционируют биржи труда. Какую же роль они играют в экономике страны?
После кризисного 2009 г. на рынке труда России наметилась стабилизация. К концу 2010 г. число безработных в нашей стране составило порядка 5,1 миллионов человек, что на 1,7 миллион меньше, чем в 2009-2010 гг. Положительным изменениям в этой области способствовал ряд антикризисных программ, разработанных и внедрённых Правительством РФ. В программах приняли участие 1,9 млн. человек (2,5% экономически активного населения). В результате проводимых мероприятий более 130 тыс. человек прошли опережающее обучение, приостановлены увольнения свыше миллиона граждан, в общественных и временных работах приняли участие 1,5 млн. человек, свыше 70 тысяч выпускников учебных заведений прошли стажировку, необходимую для последующего трудоустройства. Порядка 9 тыс. граждан была оказана государственная поддержка в переезде с целью трудоустройства в другой местности, более 6 тыс. инвалидам было оказано содействие в трудоустройстве.