Рынок труда и занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в анализе сущности рынка труда и проблем его формирования и стабильного функционирования в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
– раскрыты сущность, формы проявления, структура, а также механизм и особенности функционирования рынка труда;
– проанализирована социально-экономическая сущность и структура занятости;
– изучена полная и эффективная занятость;
– рассмотрены особенности государственной политики занятости;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА…………………………………………………………………………….5
1.1 Cущность, формы проявления и структура рынка труда……………….…5
1.2 Механизм и особенности функционирования рынка труда………………11
2. ЗАНЯТОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………….15
2.1 Социально-экономическая сущность и структура занятости………….…15
2.2 Полная и эффективная занятость…………………………………………...17
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗАНЯТОСТИ………………………….….22
3.1 Особенности государственной политики занятости…………………...….22
3.2 Проблемы в области занятости……………………………………….…….23
3.3 Пути решения проблем занятости………………………………….…..…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 71.78 Кб (Скачать файл)

 

Основная масса выбывающих (в целом по крупным и средним  предприятиям она составила в 2002 г, около 12млн. и в 2009 г. – почти столько же работников) устраивалась на таких же предприятиях в своем регионе. Данное движение характеризует емкость рынка труда в узком смысле, т.е. в сфере занятости.

Часть работников, выбывающая из состава занятых и пополняющая  ряды безработных, формирует рынок  рабочей силы в узком смысле. Он также пополняется выпускниками учебных заведений, незанятой частью населения. Структуру рынка рабочей силы можно анализировать по признаку увольнений, или обстоятельствам незанятости. Так, в 2009 г. по данным Госкомстата РФ по указанному признаку безработные распределялись следующим образом (Табл. 1.2).

Таблица 1.2 – Структура рынка рабочей силы

Признак увольнения

Количество (%)

Безработные

всего

100

в том числе имеют опыт работы

80,1

из них оставили прежнее  место работы:

в связи с высвобождением, ликвидацией

предприятия или собственного дела

24,9

по собственному желанию

26,2

ранее не имели работы

19,9


 

Рынок трудовых ресурсов в узком смысле – это скорее потенциальный рынок трудового резерва. Он представлен выпускниками учебных заведений, которые готовят рабочих, специалистов, менеджеров. К этому рынку также относятся военнослужащие, подлежащие увольнению; лица, лишенные свободы, но амнистированные; домашние хозяйки, чье материальное положение заставляет их пойти работать и т.д. Лица, охватываемые понятием «занятые», не все вовлечены в сферу рыночных социально-трудовых отношений. Занятые индивидуально-трудовой деятельностью, не продают своих способностей к труду и не выступают в качестве работодателей на постоянной основе. Поэтому они не являются субъектами рынка труда.

 

1.2 Механизм и особенности функционирования рынка труда

 

Механизм рынка труда  – это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда [27, C. 65]. Его структура включает: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.

Спрос на труд – это потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Предложение рабочей силы состоит из занятых наемных работников и той части трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностей использовать свое время. При росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость изделий, создаваемых дополнительными трудовыми затратами, и уменьшается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд. В том случае, когда цена труда может устроить и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок находится в равновесии. Пересечение кривых спроса и предложения показывает, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателей совпадают – это и есть равновесная цена труда (или заработная плата). Следовательно, равновесная цена – это такая цена труда, при которой объем спроса равен объему предложения рабочей силы.

Если заработная плата  ниже равновесной цены, то появляется недостаток рабочей силы. Спрос заставляет работодателей повышать вознаграждение, чтобы привлечь новых рабочих. И, в конечном счете, заработная плата снова поднимется. Заработная плата на определенном уровне становится доминирующей, общепринятой, с которой должны считаться и работодатели, и работники. При этом уровне заработной платы достигается полная (для данного уровня) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка.

В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции [15, С. 104]:

 – регулирование спроса и предложения труда;

 – обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);

– обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наем рабочей силы;

– установление равновесной (доминирующей) цены;

– содействие полной, но экономически эффективной занятости.

В основе функционирования рынка труда, как и других производственных факторов, лежат те же принципы, что  и в основе рынка потребительских  товаров и услуг. Анализ спроса и предложения – основной метод изучения и тех, и других. Однако функционирование рынка труда имеет следующие особенности, связанные с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы:

– неотделимость права собственности на товар – рабочую силу от его владельца. На рынке труда покупатель приобретает только право использования и частичного распоряжения рабочей силой, функционирующей в течение определенного времени. Но покупатель не просто покупает рабочую силу как один из многих товаров, а имеет дело с человеком, обладающим определенными правами как свободная личность, которые он должен соблюдать;

– имеет место относительно длительное взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) по сравнению с рынком продовольственных товаров. Это обстоятельство откладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет немаловажную роль в конкурентоспособности фирмы. Работник как личность может сам контролировать качество своей работы, трудиться с разной отдачей, проявлять разную степень лояльности к нанявшей фирме;

– наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости, профессиональных союзов, объединений работодателей и т.д.) порождает своеобразие отношений между субъектами рынка труда. Поэтому необходима более детальная регламентация различных сторон их деятельности;

– высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным профессионально квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда, переходом к контрактной системе найма и т.д.;

– своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара. Процесс обмена рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара начинается в сфере обращения товара – права пользования способностью к труду передаются покупателю, что фиксируется в контракте или коллективном договоре. Процесс обмена продолжается в сфере производства в форме обмена функционирующей рабочей силы на номинальную заработную плату и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг фактом обмена номинальной заработной платы на жизненные средства. Из указанной особенности вытекает два следствия: первое – рынок труда связывает между собой различные рынки; второе – реальная оплата труда осуществляется в соответствии с конечными результатами, т.е. с ценой реализованной продукции, созданной данным трудом;

– для работника играет важную роль неденежные аспекты сделки, а именно: содержание и условия труда; гарантии сохранения рабочего места; перспективы продвижения по службе и перспективы профессионального роста; микроклимат в коллективе и т.д.

В первой главе раскрыты теоретические основы функционирования рынка труда и занятости. Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма заключается в том, что объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

В широком смысле рынок  труда – система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Рынок труда – важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывает на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.

 

2. Занятость как основополагающая  характеристика рынка труда и  объект социальной политики

 

2.1 Социально-экономическая  сущность и структура занятости

 

Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она имеет еще демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание.

Занятыми считаются граждане [13, С. 13]:

- работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

- военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;

- трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;

- временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);

- выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых  в экономике можно разделить  на три подгруппы [22, С. 12]:

1) наемные работники; к ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;

2) работодатели; к ним относятся предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;

3) самозанятые; к ним относятся лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.

Переход России от экономики  административно-командного типа к  рыночным отношениям потребовал проведения экономических реформ в сфере  занятости. В России 19 апреля 1991 г. был  принят Закон «О занятости населения» (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер.

Первым принципом, закрепленным в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.

Второй принцип – это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Государство должно содействовать усилиям индивидуумов приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности различными мерами – экономическими, законодательными, социальными.

Третий принцип – учет и обеспечение долговременных национальных интересов.

Четвертый принцип – комплексный подход к решению проблем занятости – включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ. В новых экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Постепенно формируется новая система воздействия на занятость – система регулирования занятости. Главными звеньями выступают законы, программы стимулирования занятости; соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий.

Совместными усилиями субъектов  социально-трудовых отношений должны определяться основные направления  занятости, изменение ее структуры, улучшения качественных характеристик  рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности  на внутреннем и международном рынках труда. Государство в этой системе выступает координатором этих усилий, создает рамочные условия для их функционирования.

 

2.2 Полная и эффективная занятость

 

В статье 5 закона «О занятости населения в Российской Федерации» сказано, что «государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость».

Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования и в зависимости от критерия, лежащего в основе его характеристики, трактуется по-разному. В советский период таким критерием, для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уровне, прогноз движения трудовых ресурсов лежал в основе прогноза и плана создания рабочих мест.

В результате такой политики государства занятость достигла сверхвысокого, предельного уровня. К началу 90-х гг. более 94% всего  трудоспособного населения было занято в общественном производстве и другой общественно-полезной деятельностью. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость – это состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости чрезмерный, так как наносил ущерб другим важным сторонам жизнедеятельности.

Информация о работе Рынок труда и занятость населения