Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:21, курсовая работа
Цель данного исследования заключается в анализе сущности рынка труда и проблем его формирования и стабильного функционирования в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
– раскрыты сущность, формы проявления, структура, а также механизм и особенности функционирования рынка труда;
– проанализирована социально-экономическая сущность и структура занятости;
– изучена полная и эффективная занятость;
– рассмотрены особенности государственной политики занятости;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА…………………………………………………………………………….5
1.1 Cущность, формы проявления и структура рынка труда……………….…5
1.2 Механизм и особенности функционирования рынка труда………………11
2. ЗАНЯТОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………….15
2.1 Социально-экономическая сущность и структура занятости………….…15
2.2 Полная и эффективная занятость…………………………………………...17
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗАНЯТОСТИ………………………….….22
3.1 Особенности государственной политики занятости…………………...….22
3.2 Проблемы в области занятости……………………………………….…….23
3.3 Пути решения проблем занятости………………………………….…..…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….31
В западной экономической мысли и практике полная занятость – это состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу. В этом контексте как тождественное используется понятие «оптимальная занятость».
Если спрос на экономически
целесообразные места будет удовлетворяться
соответствующим по профессионально-
Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса государством, общества. Государственному регулированию подлежат фундаментальные науки, образование, здравоохранение, экологическая и национальная безопасность, функционирование естественных монополий (железные дороги, трубопроводные сети).
Задачу соединения рыночной саморегуляции и государственного регулирования можно решить в ходе трансформации современной экономики в социально ориентированную рыночную. При этом структура занятости претерпит существенные изменения. Будет устранена чрезмерная занятость. Последняя в сфере профессионального труда преодолена в значительной мере уже в настоящее время. Однако это произошло не в результате повышения производительности труда, а на основе спада в экономике, роста безработицы и выбывания части безработных из состава рабочей силы. Структура занятости в современной России не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения.
Полная занятость возможна
и при некотором отклонении существующих
рабочих мест от статуса экономически
целесообразных, при несоответствии
их профессионально-
Поэтому возникает проблема
эффективной занятости. По данному
вопросу среди экономистов
Первый показатель в этой системе – уровень занятости населения профессиональным трудом. Коэффициент уровня занятости населения профессиональным трудом – это частное от деления занятых профессиональным трудом на общую численность населения, выраженное в процентах. Этот коэффициент показывает зависимость уровня занятости от демографических факторов, т.е. от коэффициентов рождаемости, смертности и прироста населения, которые исчисляются статистикой. Данный коэффициент одна из характеристик благосостояния общества [23, С. 15].
Второй показатель – уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Данный показатель тесно связан с динамикой трудоспособного населения, которая имеет тенденцию к повышению и понижению в связи с изменениями демографических и социально-экономических факторов. Третий показатель – это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности.
При сверхвысокой занятости, чем выше достигаемый уровень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия трудоспособного населения в общественном производстве, тем выше доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.
Четвертый показатель –
рациональная структура распределения
работающих по отраслям и секторам экономики.
Данный показатель, нередко называемый
рациональной занятостью, представляет
собой пропорции распределения трудового
потенциала по видам занятий, отраслям,
секторам экономики. От неудовлетворительного
распределения рабочей силы на стыках
между звеньями производства, отраслями
и секторами возникают потери. Пятый показатель,
связанный с оптимизацией профессионально-
В первой половине 90-х гг. в Российской Федерации происходило снижение квалификации работающего населения в связи с резким сокращением подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях и уменьшение подготовки специалистов в системе государственного образования. Кроме того, значительная часть наиболее квалифицированных молодых ученых ушла из науки и промышленности в сферу торгово-посреднической деятельности на менее квалифицированную работу, а часть эмигрировала за границу («утечка мозгов»).
Во второй половине 90-х гг. наметилась тенденция к росту подготовки кадров в учебных заведениях и на предприятиях ряда отраслей. Причем структура обучающихся меняется в сторону увеличения подготовки специалистов в области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учета, менеджмента, экономики. Эти профессии пользуются повышенным спросом на рынке труда.
Во второй главе проанализирована занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики. Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важный макроэкономический показатель. Об эффективности занятости можно судить по показателю – норма безработицы. В современной западной экономической литературе популярна точка зрения, что полная и эффективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безработицы – это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменными уровни реальной заработной платы и цен при нулевом приросте производительности труда. На практике норма безработицы исчисляется путем суммирования текучей (фрикционной) и структурной безработицы.
3. Практический аспект занятости
3.1 Особенности государственной политики занятости
Политика занятости – органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это [3, С. 198]:
– содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
– разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;
– стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;
– ориентация экономической политики на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
– становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
– целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;
– расширение практики общественных работ;
– усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗоТом РФ и другими законами, работодателями всех форм собственности на муниципальном и региональном уровнях.
3.2 Проблемы в области занятости
В настоящее время можно выделить ряд факторов, обусловливающих изменение ситуации в сфере наемного труда [19, С. 102].
1. Нарастает напряженность на рынке труда. Сохраняется избыточная занятость.
2. Увеличивается доля работников, находящихся в административных отпусках. Одновременно увеличилась средняя продолжительность административных отпусков.
3. Происходят сокращение фактического рабочего времени в среднем до четырех рабочих дней в неделю и увеличение доли работающих в режиме неполной занятости.
4. Кризис в сфере оплаты
труда выражается в
5. Изменение структуры рабочей силы по статусу занятости – резкое сокращение занятости в государственном секторе экономики и рост числа работающих в частном секторе.
6. Снижение социальной защищенности работников наемного труда проявляется в неисполнении и нарушении действующего трудового законодательства со стороны работодателей; отсутствии эффективных институтов и механизма государственного и общественного контроля за действиями работодателей в частном секторе; несоответствии трудового законодательства практике трудовых отношений в сфере частного бизнеса; вытеснении из трудовых отношений «писанного права» реально действующим, что резко снижает социальную защищенность работника и сужает его возможности легальной защиты своих прав; формировании и закреплении «теневых» трудовых отношений, работы без заключения трудового договора (незарегистрированная занятость) .
Возможные механизмы защиты наемных работников. Среди них важнейшими являются следующие:
1. Правовая защищенность наемных работников.
2. Альтернативные формы занятости.
Помимо гибких и нетрадиционных
форм занятости, предусматривающих
возможность выбора оптимального режима
работы самими работниками, нужно использовать
и мировой опыт работы «дележа
рабочих мест» и «дележа
3. Развитие системы страхования от безработицы.
Для этого необходимы следующие меры:
– централизация фонда занятости;
– повышение доли отчислений в фонд занятости. Это позволит увеличить размер пособий высвобождаемым работникам предприятий и тем самым стимулировать структурную перестройку предприятий;
– на пособие могут претендовать только работавшие граждане;
– использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
– финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.
4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.
Возможно несколько
– повышение административной ответственности за необоснованные нарушения сроков и размеров выплаты заработной платы, а также использование этих средств не по назначению;
– неплатежи заработной платы должны быть признаны такой же задолженностью, как и любые другие долги. По сути, это и есть долги, и они должны возмещаться с процентами, прогрессивно нарастающими с увеличением срока задолженности.
5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на общефедеральном уровне призвана на практике обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев – выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.
Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. Сейчас трудно говорить о перспективах использования той или иной системы в России в условиях общекризисной ситуации. Рассмотрев особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод о том, что официально провозглашенный переход к рынку с присущим ему механизмом более полного и эффективного использования ресурсов {включай трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ сопровождается разрушением трудового потенциала. В происшедших сдвигах очень трудно разграничить влияние различных факторов; глубоких кризисных процессов в экономике, политике, духовной сфере, на фоне которых осуществляются преобразования; мер экономической политики правительства и т.д. Можно лишь указать на растущую взаимосвязь и взаимозависимость экономических, демократических и социальных процессов, проявляющуюся, в частности, в том, что в переходный период экономические процессы все больше выступают в форме социальной и демографической.
Разрушение трудового
потенциала сказалось как в развитии
негативных демографических тенденций,
так и в изменении