Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:19, реферат
Цель работы – определить особенности развития рынка труда и тенденции его развития, изучить проблемы регулирования в Республике Беларусь .
Задачи:
Провести анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь.
Перспективы развития рынков и проблемы регулирования рынков труда.
Показать особенности формирования рынков труда в Республике Беларусь.
Рынок труда различных социально-экономических систем испытывает потребность в су
ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………....4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1. 1 Понятие и сущность рынка труда………………………….….6
1. 2 Эффективное использование ресурсов труда………………...9
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………....13
Глава 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКОВ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. 1 Меры регулирования рынков труда в Республике Беларусь.16
3. 2 Демографические основы формирования рынка труда в Беларуси……………………………………………………….……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…34
- обязательную налоговую нагрузку на труд.
1.2 Эффективное использование ресурсов труда
Политика занятости в квартале 2007г. была направлена на повышение ее уровня и удержание безработицы в социально допустимых пределах. Численность работающих в экономике, по оценке, увеличилась до 4374 тыс. чел. В этот период интенсивность движения рабочей силы оставалась невысокой. Значительная текучесть кадров наблюдалась только в строительстве, торговле и общественном питании, сельском хозяйстве. Коэффициент общего оборота кадров в целом по экономике составил около 7%. прием работников на 4% превысил их увольнение. Однако движение рабочей силы в основном происходило между существующими рабочими местами, что свидетельствует о сохраняющейся низкой активности создания новых рабочих мест. На дополнительно введенные рабочие места за январь-февраль было принято 8 тыс. чел. или немногим более 7% от общего числа принятых на работу.
Несмотря на улучшение экономической ситуации, возможность инвестирования новых рабочих мест по-прежнему ограничена, что ведет к замедлению процессов технического перевооружения производства замораживанию позитивных сдвигов в трудовой сфере, консервации неэффективной занятости. Наиболее острыми проблемами в сфере занятости остаются несоответствие профессионально-
Важная задача - сохранение контролируемой ситуации на рынке труда и удержание безработицы в социально приемлемых размерах. Реализация комплекса мер содействия трудоустройству и социальной поддержки незанятого населения позволила снизить выход свободной рабочей силы на рынок труда. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, сократилась с 53,5 тыс. на конец января до 51,7 тыс. на конец марта 2007г. Отмечается тенденция увеличения спроса производства на рабочую силу: число свободных рабочих мест достигло 47,3 тыс. против 44,8 тыс. на начало года.
В то же время уровень оплаты труда свободных рабочих мест зарегистрированных в службе занятости, в большинстве своем довольно низок, что делает их непривлекательными и бесперспективными с точки зрения заполнения. В целом по республике показатель напряженности на рынке труда невысок 1,1 безработного на одну вакансию, однако в отдельных районах он достигает 5-6 безработных [13,с. 12-13].
Основная проблема - сохраняющийся дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в разрезе профессий и специальностей. Несоответствие профессионально-
Несмотря на позитивные процессы на рынке труда имеется ряд нерешенных проблем, среди которых: значительные масштабы нерегистрируемой безработицы; сохранение устойчиво высокой регистрируемой безработицы в ряде малых городов.
Программа действий в текущем году предусматривает сохранение ситуации на рынке труда и удержание безработицы в социально приемлемых пределах. Для этого необходимо:
- разработать в комплексных планах социально-экономического развития регионов специальные разделы по обеспечению занятости населения в малых городах с устойчиво высоким уровнем безработицы, проводить мониторинг их выполнения;
- повысить территориальную мобильность рабочей силы путем устранения административных барьеров на межрегиональное перемещение ресурсов труда;
- содействовать временной занятости безработных граждан на основе расширения повышения престижности общественных работ;
- усилить адресную социальную поддержку граждан неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
- создать единую информационно-вычислительную систему государственной службы занятости в целых сокращения сроков трудоустройства безработных.
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В БЕЛАРУСИ
Согласно предварительным данным, общая численность трудовых ресурсов в 2005г. увеличилась до 6215-6230 тыс. чел., а число занятых в экономике страны уменьшилось на 300 тыс. чел. ( до 4300 тыс.). Эти тенденции ставят сложные задачи в области развития и регулирования рынка труда. Стратегическая цель обеспечение рациональной занятости населения - может быть достигнута лишь в отдаленной перспективе. Но обязательной предпосылкой ее достижения является разработка тактических программ по конкретным этапам.
Так, если на 1996-2000гг. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь предусматривалось достижение стабильного уровня занятости, повышения эффективности использования трудовых ресурсов, то на 2001-2005 гг. поставлена задача формирования рациональной структуры занятости населения на основе повышения качества рабочих мест. Намечены активизация инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест, активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что в целом позволит поддерживать уровень безработицы на уровне 2 % экономически активного населения. При этом особое внимание уделяется адресной помощи в трудоустройстве безработных с учетом их профессиональных и трудовых интересов.
В прогнозных документах долгосрочного характера (НСУР- 2020, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и др.) предполагается более углубленное решение следующих задач:
- на 2006-2010 гг. - содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
- после 2010г. - достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест [6, с.454-455].
Основные усилия в указанные периоды необходимо направить на формирование эффективной системы повышения конкурентоспособности кадрового потенциала на рынке труда, совершенствование структуры рабочих мест, содействие межотраслевому перераспределению рабочей силы, создание системы поддержки малого бизнеса, развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, широкое внедрение альтернативных видов занятости и режимов ги6кого рабочего времени, формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и рост его эффективности.
Главным приоритетом должно стать согласование потребности рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональной подготовки кадров. Реализация данного направления обусловливает необходимость восстановления и развития системы переподготовки кадров на производстве, проведения опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, осуществления всеобщей профессионализации выпускников школ с последующей гарантией их трудоустройства.
Не менее важной задачей является усиление социальной защиты безработных на основе повышения социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. Социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных на активный поиск работы и трудоустройство.
Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ, стран ЕЭП и, прежде всего, Союза Беларуси и России как ключевого элемента создания единого социально-экономического пространства. В данном случае речь идет о системе согласованных мер по воспроизводству, обмену и совместному пользованию рабочей силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств. Приоритетами политики на общем рынке труда должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан в рамках Союзного государства, признание их профессионально-квалификационн
Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКОВ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Меры регулирования рынков труда в Республике Беларусь
Основными факторами формирования региональных рынков труда в Беларуси выступают:
- демографические (численность, размещение по территории, половозрастная структура населения);
- экономические (отраслевая структура экономики региона, уровень безработицы, уровень заработной платы).
В настоящее время наиболее существенно влияют на развитие региональных рынков труда: относительно низкий по сравнению с отмеченным в г. Минске уровень доходов населения в областях, особенно в сельской местности; избыточная рабочая сила (скрытая безработица) на государственных предприятиях; недостаточная возможность создания новых рабочих мест на селе и в малых городах.
Главным результатом осуществляемых мер регулирования рынка труда является снижение безработицы, способной (особенно при высоком уровне) значительно влиять на экономическое положение в стране. Согласно закону Оукена, «превышение естественного уровня безработицы на 1 % вызывает отставание объемов ВВП на 2,5%».
Степень сбалансированности спроса и предложения на рынке труда отражается показателем регистрируемой безработицы. Однако этот показатель не всегда полно характеризует этот процесс. Во-первых, далеко не все безработные регистрируются в службе занятости (в силу небольшой величины пособий) и предлагаемые вакансии не всегда соответствуют их требованиям. Во-вторых, что намного важнее, показатель регистрируемой безработицы не отражает профессионально-квалификацион
Следует отметить, что в службу занятости обращаются не только безработные, но и пенсионеры, студенты, а также лица, желающие найти дополнительный заработок. Этим можно объяснить рост количества граждан, обратившихся в службу занятости в весенне-летний период. Однако часть из них не имеет права на регистрацию. В то же время они нуждаются в трудоустройстве, и службе занятости нужно стараться оказывать им помощь.
За последние годы в Республике Беларусь удалось ликвидировать негативные тенденции на рынке труда и существенно снизить уровень регистрируемой безработицы. Однако более детальный анализ ситуации в этой сфере свидетельствует о наличии определенных трудностей в организации использования трудового потенциала регионов. К наиболее существенным проблемам относятся:
- остающаяся значительной дифференциация регионов по уровню регистрируемой безработицы;
- снижение в общем объеме трудовых ресурсов доли занятого населения;
- высокая величина оборота рабочей силы;
- высокая доля женщин и молодежи среди регистрируемых безработных;
- нарастание диспропорции профессионально-
Несмотря на то, что в целом по республике наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня безработицы, на региональных (и особенно на локальных) рынках труда четко прослеживается асимметрия. Анализ уровней регистрируемой безработицы в районном разрезе показал, что разница достигает десятикратного размера.
На конец 2005г. в 62 из 118 районов республики уровень безработицы превышал среднереспубликанский, а в 38 - среднеобластной уровень. Наихудшее положение сложилось в Могилевской области, где свыше 90% районов имеют уровень безработицы выше, чем по республике. В Минской области таких районов 23%. Наибольшее различие в уровне безработицы отмечалось среди районов Брестской области (в 10 раз), наименьшее - среди районов Гродненской (в 1 ,9 раза).
Остается достаточно высокой безработица в малых и средних городах, городских поселках. Наиболее проблемные из них включены в Государственную программу занятости населения Республики Беларусь на 2006 год. В Брестской области к ним относятся города Микашевичи и Белоозерск; в Витебской - Поставы. г. Новолукомль и г.п. Воропаево Поставского района; в Гомельской - г. Василевичи, г.п. Заречье Речицкого района, г.п. Опябрьский и г.п. Комарин Брагинскогорайона; в Гродненской - г. Скидель; в Минской - г.п. Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. Уречье Любанского района; в Могилевской - р.п. Глуша Бобруйского района, г.п. Краснополье, г.п. Хотимск, Г.п. Глуск [18, с.82-83].
Тенденция нарастания диспропорции профессионально-
Информация о работе Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь