Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:19, реферат

Описание работы

Цель работы – определить особенности развития рынка труда и тенденции его развития, изучить проблемы регулирования в Республике Беларусь .
Задачи:
Провести анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь.
Перспективы развития рынков и проблемы регулирования рынков труда.
Показать особенности формирования рынков труда в Республике Беларусь.
Рынок труда различных социально-экономических систем испытывает потребность в су

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………....4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1. 1 Понятие и сущность рынка труда………………………….….6
1. 2 Эффективное использование ресурсов труда………………...9
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………....13
Глава 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКОВ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. 1 Меры регулирования рынков труда в Республике Беларусь.16
3. 2 Демографические основы формирования рынка труда в Беларуси……………………………………………………….……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…34

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

    - обязательную налоговую нагрузку на труд.

 

 

 

 

1.2 Эффективное использование ресурсов труда

 

Политика занятости в  квартале 2007г. была направлена на повышение  ее уровня и удержание безработицы в социально допустимых пределах. Числен­ность работающих в экономике, по оценке, увеличилась до 4374 тыс. чел. В этот период интенсивность движения рабочей силы оставалась невысокой. Значи­тельная текучесть кадров наблюдалась только в строительстве, торговле и об­щественном питании, сельском хозяйстве. Коэффициент общего оборота кад­ров в целом по экономике составил около 7%. прием работников на 4% превы­сил их увольнение. Однако движение рабочей силы в основном происходило между существующими рабочими местами, что свидетельствует о сохраняю­щейся низкой активности создания новых рабочих мест. На дополнительно введенные рабочие места за январь-февраль было принято 8 тыс. чел. или  немногим более 7% от общего числа принятых на работу.

Несмотря на улучшение экономической ситуации, возможность инвестиро­вания новых рабочих мест по-прежнему ограничена, что ведет к  замедлению процессов технического перевооружения производства замораживанию пози­тивных сдвигов в трудовой сфере, консервации неэффективной занятости. Наи­более острыми проблемами в сфере занятости остаются несоответствие про­фессионально-квалифицированной структуры спроса и предложения структуре рабочих мест; медленные темпы создания новых рабочих мест в сфере услуг; недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса и индивидуального предпринимательства; низкая территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы­.

Важная задача - сохранение контролируемой ситуации на рынке труда и удержание безработицы в социально приемлемых размерах. Реализация комп­лекса мер содействия трудоустройству и социальной поддержки незанятого на­селения позволила снизить выход свободной рабочей силы на рынок труда. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, сократи­лась с 53,5 тыс. на конец января до 51,7 тыс. на конец марта 2007г. Отмечается тенденция увеличения спроса производства на рабочую силу: число свободных рабочих мест достигло 47,3 тыс. против 44,8 тыс. на начало года.

В то же время уровень оплаты труда свободных рабочих мест зарегистриро­ванных в службе занятости, в большинстве своем довольно низок, что делает их непривлекательными и бесперспективными с точки зрения заполнения. В целом по республике показатель напряженности на рынке труда невысок ­1,1 безработного на одну вакансию, однако в отдельных районах он достигает 5-6 безработных [13,с. 12-13].

Основная проблема - сохраняющийся дисбаланс между спросом и предло­жением рабочей силы в разрезе профессий и специальностей. Несоответствие профессионально-квалификационной структуры вакансий и безработных усу­губляется низкой трудовой мобильностью рабочей силы, порождая проблему дефицита на одних локальных рынках при избытке этих же профессий на дру­гих. Подавляющее большинство вакансий сегодня предназначено для рабочих при растущем спросе на рабочие места со стороны специалистов - таких как педагоги, товароведы,  юристы. экономисты. Данные специальности трудоиз­быточны во всех областях и г. Минске.

Несмотря на позитивные процессы на рынке труда имеется ряд нерешен­ных проблем, среди которых: значительные масштабы нерегистрируемой безра­ботицы; сохранение устойчиво высокой регистрируемой безработицы в ряде малых городов.

Программа действий в текущем году предусматривает сохранение ситуации на рынке труда и удержание безработицы в социально при­емлемых пределах. Для этого необходимо:

- разработать в комплексных планах социально-экономического развития регионов специальные разделы по обеспечению занятости населения в малых городах с устойчиво высоким уровнем безработицы, проводить мониторинг их выполнения;

- повысить территориальную мобильность рабочей силы путем устране­ния административных барьеров на межрегиональное перемещение ресурсов труда;

- содействовать временной занятости безработных граждан на основе рас­ширения повышения престижности общественных работ;

- усилить адресную социальную поддержку граждан  неспособных на рав­ных условиях конкурировать на рынке труда;

- создать единую информационно-вычислительную систему государственной службы занятости в целых     сокращения сроков трудоустройства безработных.­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В БЕЛАРУСИ

 

Согласно предварительным данным, общая численность трудовых ресурсов в 2005г. увеличилась до 6215-6230 тыс. чел., а число занятых в экономике страны уменьшилось на 300 тыс. чел. ( до 4300 тыс.). Эти тенденции ставят сложные задачи в области развития и регулирования рынка труда. Стратегическая цель ­обеспечение рациональной занятости населения - может быть достигнута лишь в отдаленной перспективе. Но обязательной предпосылкой ее достижения является разработка тактических программ по конкретным этапам.

Так, если на 1996-2000гг. Программой социально-эконо­мического развития Республики Беларусь предусматривалось достижение стабильного уровня занятости, повышения эффек­тивности использования трудовых ресурсов, то на 2001-2005 гг. поставлена задача формирования рациональной структуры за­нятости населения на основе повышения качества рабочих мест. Намечены активизация инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест, активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйст­венного оборота бесперспективных и нерентабельных произ­водств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что в целом позволит поддерживать уровень безрабо­тицы на уровне 2 % экономически активного населения. При этом особое внимание уделяется адресной помощи в трудоуст­ройстве безработных с учетом их профессиональных и трудо­вых интересов.

В прогнозных документах долгосрочного характера (НСУР- 2020, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и др.) предполагается более углуб­ленное решение следующих задач:

- на 2006-2010 гг. - содействие социально-профессио­нальной мобильности рабочей силы, повышение эффективнос­ти и качества труда;

- после 2010г. - достижение количественной и качествен­ной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест [6, с.454-455].

Основные усилия в указанные периоды необходимо напра­вить на формирование эффективной системы повышения конку­рентоспособности кадрового потенциала на рынке труда, совер­шенствование структуры рабочих мест, содействие межотрас­левому перераспределению рабочей силы, создание системы поддержки малого бизнеса, развитие системы непрерывного об­разования, переподготовки и повышения квалификации кадров, широкое внедрение альтернативных видов занятости и режи­мов ги6кого рабочего времени, формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и рост его эффективности.

Главным приоритетом должно стать согласование потребно­сти рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональ­ной подготовки кадров. Реализация данного направления обус­ловливает необходимость восстановления и развития системы переподготовки кадров на производстве, проведения опережаю­щего обучения работников, находящихся под риском увольне­ния, осуществления всеобщей профессионализации выпускни­ков школ с последующей гарантией их трудоустройства.

Не менее важной задачей является усиление социальной защиты безработных на основе повышения социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. Социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных на активный поиск работы и трудоустройство.

Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ, стран ЕЭП и, прежде всего, Союза Беларуси и Рос­сии как ключевого элемента создания единого социально-эко­номического пространства. В данном случае речь идет о системе согласованных мер по воспроизводству, обмену и совместному пользованию рабочей силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств. Приоритетами политики на общем рынке труда должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан в рамках Союзного государства, признание их профессионально-квалификационного статуса и соответствующих документов, разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ.

Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, раз­витии социального партнерства (государства, бизнеса, профсо­юзов) в области занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКОВ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Меры регулирования рынков труда в Республике Беларусь

 

Основными факторами формирования реги­ональных рынков труда в Беларуси выступают:

              - демографические (численность, размещение по территории, половозрас­тная структура населения);

- экономические (отраслевая структура экономики региона, уровень безра­ботицы, уровень заработной платы).

В настоящее время наиболее существенно влияют на развитие региональ­ных рынков труда: относительно низкий по сравнению с отмеченным в г. Минске уровень доходов населения в областях, особенно в сельской местности; избы­точная рабочая сила (скрытая безработица) на государственных предприятиях; недостаточная возможность создания новых рабочих мест на селе и в малых городах.

Главным результатом осуществляемых мер регулирования рынка труда яв­ляется снижение безработицы, способной (особенно при высоком уровне) зна­чительно влиять на экономическое положение в стране. Согласно закону Оуке­на, «превышение естественного уровня безработицы на 1 % вызывает отстава­ние объемов ВВП на 2,5%».

Степень сбалансированности спроса и предложения на рынке труда отражается показателем регистрируемой безработицы. Однако этот показатель не всегда полно характеризует этот процесс. Во-первых, далеко не все безработные регистрируют­ся в службе занятости (в силу небольшой величины пособий) и предлагаемые вакансии не всегда соответствуют их требованиям. Во-вторых, что намного важ­нее, показатель регистрируемой безработицы не отражает профессионально-ква­лификационного несоответствия подготовки безработных структуре имеющихся вакансий.

Следует отметить, что в службу занятости обращаются не только безработ­ные, но и пенсионеры, студенты, а также лица, желающие найти дополнитель­ный заработок. Этим можно объяснить рост количества граждан, обратившихся в службу занятости в весенне-летний период. Однако часть из них не имеет права на регистрацию. В то же время они нуждаются в трудоустройстве, и службе занятости нужно стараться оказывать им помощь.

За последние годы в Республике Беларусь удалось ликвидировать негатив­ные тенденции на рынке труда и существенно снизить уровень регистрируе­мой безработицы. Однако более детальный анализ ситуации в этой сфере сви­детельствует о наличии определенных трудностей в организации использова­ния трудового потенциала регионов. К наиболее существенным проблемам относятся:

- остающаяся значительной дифференциация регионов по уровню регистрируемой безработицы;

-    снижение в общем объеме трудовых ресурсов доли занятого населения;

-    высокая величина оборота рабочей силы;

-    высокая доля женщин и молодежи среди регистрируемых безработных;

- нарастание диспропорции профессионально-квалификационной структуры безработных и вакантных мест.

Несмотря на то, что в целом по республике наблюдается устойчивая тен­денция к снижению уровня безработицы, на региональных (и особенно на ло­кальных) рынках труда четко прослеживается асимметрия. Анализ уровней ре­гистрируемой безработицы в районном разрезе показал, что разница достигает десятикратного размера.

На конец 2005г. в 62 из 118 районов республики уровень безработицы превы­шал среднереспубликанский, а в 38 - среднеобластной уровень. Наихудшее поло­жение сложилось в Могилевской области, где свыше 90% районов имеют уровень безработицы выше, чем по республике. В Минской области таких районов 23%. Наибольшее различие в уровне безработицы отмечалось среди районов Брестской области (в 10 раз), наименьшее - среди районов Гродненской (в 1 ,9 раза).

Остается достаточно высокой безработица в малых и средних городах, городс­ких поселках. Наиболее проблемные из них включены в Государственную програм­му занятости населения Республики Беларусь на 2006 год. В Брестской области к ним относятся города Микашевичи и Белоозерск; в Витебской -  Поставы. г. Новолукомль и г.п. Воропаево Поставского района; в Гомельской - г. Василеви­чи, г.п. Заречье Речицкого района, г.п. Опябрьский и г.п. Комарин Брагинскогорайона; в Гродненской - г. Скидель; в Минской - г.п. Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. Уречье Любанского района; в Могилевс­кой - р.п. Глуша Бобруйского района, г.п. Краснополье, г.п. Хотимск, Г.п. Глуск [18, с.82-83].

Тенденция нарастания диспропорции профессионально-квалификационной структуры безработных и вакантных мест свидетельствует о том, что в респуб­лике разными темпами идут процессы технологической перестройки и повы­шения образовательного уровня работников. Так, например, количество рабочих в 2006г. по сравнению с 2000г. уменьшилось на 3,6%, а количество специалистов увеличилось на 3,2% [Приложение Г]. По сути, экономика страны пока не нуждается в таком количестве специалистов с высшим образованием, в том числе из-за отставания в развитии сферы услуг. Предприятиям в основном тре­буются рабочие специальности (водители, строители и др.), а в службе занято­сти всех регионов регистрируются в качестве безработных бывшие учителя, младший медицинский персонал, инженеры, менеджеры, выпускники школ без специального образования.

Информация о работе Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь