Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:19, реферат

Описание работы

Цель работы – определить особенности развития рынка труда и тенденции его развития, изучить проблемы регулирования в Республике Беларусь .
Задачи:
Провести анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь.
Перспективы развития рынков и проблемы регулирования рынков труда.
Показать особенности формирования рынков труда в Республике Беларусь.
Рынок труда различных социально-экономических систем испытывает потребность в су

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………....4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1. 1 Понятие и сущность рынка труда………………………….….6
1. 2 Эффективное использование ресурсов труда………………...9
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………....13
Глава 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКОВ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. 1 Меры регулирования рынков труда в Республике Беларусь.16
3. 2 Демографические основы формирования рынка труда в Беларуси……………………………………………………….……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…34

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

Нередко складывается ситуация, когда на 10 вакансий приходится 10 безра­ботных, которых без специальной переподготовки нельзя трудоустроить. Зачас­тую наблюдается избыток специалистов определенных профессий в одном ре­гионе и нехватка их - в другом.

На современном рынке труда проблема несоответствия структуры имею­щихся вакансий профессиональной структуре подготавливаемых специалистов является важнейшей. На рынке труда всех регионов присутствует достаточное количество вакантных мест. Заявленная предприятиями и организациями по­требность в работниках на конец 1 квартала 2006г. варьировалась по областям в пределах 3-5,5 тыс. мест, а в Минске - почти 14 тыс. мест (свыше 1/3 от всех вакансий), но эти места по своей сути являются скорее «виртуальными» последующим причинам.

Во-первых, наличие свободных рабочих мест, которые длительное время (бо­лее трех месяцев) не заполняются и при этом имеют уровень оплаты труда ниже минимального потребительского бюджета, ставит вопрос об их целесооб­разности: если предприятие или организация длительное время обходится без работника, возможно, ликвидация этого рабочего места не особенно повлияет на общую функциональность.

Во-вторых, при про ведении технологического перевооружения или струк­турных изменений эти рабочие места будут ликвидированы в первую очередь. Столь же очевидна неизбежность подобных изменений при значительном сни­жении уровня государственной поддержки убыточных предприятий (особенно не валообразующих).

В-третьих, в условиях постоянного роста уровня заработной платы найти работников на такие места становится задачей практически невыполнимой.

Устранить или хотя бы смягчить выявленные тенденции и повысить уро­вень занятости вряд ли возможно только административными мерами. Так, ана­лиз принятых за последнее время правовых актов на региональном уровне и в целях регулирования рынка труда свидетельствует о превалировании мер, нацеленных на упорядочение ситуации с уже имеющимися рабочими местами, совершенствование их учета и распределения среди зарегистрированных без­работных.

Примером расширения регионального рынка труда в Минске за счет техноло­гически передовых рабочих мест может служить создание Парка высоких техноло­гий. Функционирование Парка позволит не только предоставить рабочие места наиболее квалифицированным специалистам, но и существенно повысит уровень их денежных доходов. Парк призван служить своеобразным «локомотивом», дея­тельность которого будет стимулировать технологическую модернизацию других субъектов экономики. Для всех регионов страны, у которой уровень грамотности взрослого населения свыше 99,5%, расширение высокотехнологических отрас­лей и производств - важнейшее направление развития.

Необходимо возродить практику профессиональной подготовки и переподго­товки кадров непосредственно на предприятиях, а также расширить в высших и средних учебных заведениях объемы подготовки за бюджетный счет специалистов, направленных на обучение от предприятий и организаций. Государственная служ­ба занятости должна принять в этом процесс е более активное участие, вплоть до организации и частичной компенсации затрат предприятию.

В настоящее время основными функциями службы занятости населения яв­ляются регистрация безработных и выплата им пособий. Более активное их участие в организации эффективного взаимодействия всех субъектов на рынке труда должно быть связано:

• с изучением настоящих и перспективных потребности отраслей эконо­мики в определенных профессиях, оказанием содействия по опыту наи­более развитых стран министерствам и ведомствам в формировании про­гнозов профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу;

• с оказание помощи вузам, учреждениям среднего специального и про­фессионального образования в формировании перечня необходимых про­фессий и специальностей;

      • с активизацией подготовки и организации для безработных собственного дела (оказание финансовой, юридической и другой помощи).

      Таким образом, за последние годы на региональных рынках труда республи­ки произошли существенные положительные сдвиги. Продуманная государствен­ная политика позволила избежать угрозы массовой безработицы, однако по-­прежнему актуальна необходимость дальнейшего воздействия на качественные параметры развития сферы занятости во всех регионах страны. В территори­альном плане акцент борьбы с безработицей следует сместить в сторону сельс­кой местности и малых городов, где безработица максимальная, а возможностей создания новых рабочих мест мало. Особенно это касается Брестской, Гомельской и Витебской областей и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости по этим областям, соответственно равны 10,9 , 10,4 и 10,5 тысяч человек [Приложение З].

Наличие безработных среди экономически активного населения, с одной стороны, является признаком диспропорций в темпах развития экономического и трудового потенциала. С другой стороны, безработные - это своеобразный резерв экономики, который может обеспечить дополнительный рост производ­ства. Наибольший незадействованный трудовой потенциал имеют Брестская и Гомельская области. Очевидна также необходимость структурной оптимизации рабочих мест для Минска - крупнейшего промышленного центра. Создание предпосылок для развития и эффективного использования трудового потенци­ала - главная задача политики занятости в стране. Наиболее комплексно эта задача может быть решена на местном уровне усилиями главным образом реги­ональных и местных властей.

             

 

3.2 Демографические основы формирования рынка труда в Беларуси

 

Стратегия развития социально-трудовой сферы направлена на повышение эффективности использования рабочей силы и удержание безработицы в соци­ально допустимых пределах. В свою очередь процессы занятости и проблема безработицы предопределяются соотношением двух основных структурных со­ставляющих рынка труда - спроса на рабочую силу и ее предложения. При этом важными аспектами формирования предложения рабочей силы на рынке труда выступают демографические факторы, в то время как спрос в большей степени определяется экономическими параметрами. Главная цель государственной по­литики состоит в обеспечении наибольшей сбалансированности спроса и пред­ложения рабочих мест на рынке труда.

Демографической основой формирования совокупного предложения рабо­чей силы на рынке труда является процесс воспроизводства населения, обеспе­чивающий непрерывное возобновление поколений людей. Тенденции изменения рождаемости и смертности определяют лишь общие закономерности фор­мирования численности трудоспособного населения. Трудоспособность человека, при условии его физического здоровья, зависит, прежде всего, от возраста, по мере увеличения которого постепенно растет, приобретая разли­чные характеристики его трудовой потенциал, и достигает наибольшей величи­ны в зрелые годы. Так, максимально возможная продолжительность предстоящей трудовой жизни для женщин республики составляет 39,5 лет, мужчин - 40 лет. Таким образом, средний возраст трудоспособных в 2006г. составляет 39,8 лет [Приложение Д]. Фактически этот период может уменьшиться за счет преждевременной смерти или инвалидности и увеличиться, если человек продолжает работать после до­стижения пенсионного возраста.

В частности, динамика рождаемости с учетом временного лага предоп­ределяет численность населения в трудоспособном возрасте и соответствен­но трудовых ресурсов страны. Заболеваемость и смертность населения

выступают в качестве факторов снижения их численности и деформации возрастной структуры рабочей силы. Половозрастной состав населения яв­ляется основой не только количественных, но и качественных изменений в предложении рабочей силы на рынке труда. Не менее значимый фактор рынка труда - миграция населения. Она формирует его количественные и каче­ственные параметры, поскольку приток в страну или опок из нее населе­ния с определенными социально-демографическими и образовательно-про­фессиональными характеристиками неизбежно отражаются на численности структуре предложения рабочей силы.

Как показывает практика, формирование трудового потенциала зависит не столько от динамики основных демовоспроизводственных процессов - рождае­мости, смертности и миграции, сколько от численности поколений, вступаю­щих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Так, трудовые ресурсы республики в 2001-2004 гг. пополнили поколения, родившиеся в пери­од 1985-1989 гг., который характеризовался достаточно высокими показателя­ми рождаемости, обусловленными кратковременным эффектом мер демогра­фической политики, направленных на поддержку семей с детьми. Однако в 2006-2010 гг. в трудоспособный возраст будет вступать малочисленное поколе­ние 1991-1994 гг. рождения, в котором общее число родившихся снизилось по­чти на четверть [Приложение А].

Вместе с тем рождаемость оказывает влияние не только на численность всту­пающих в трудоспособный возраст, но и выходящих из него. В этом случае для женщин этот временной период равен 55, а для мужчин - 60 годам. Так, в 2001-2004гг. за пределы трудоспособного возраста вышло малочисленное поколение военных годов рождения. В 2006-2010 гг. выйдет на пенсию послевоенное по­коление, численность которого почти на четверть больше, чем за предыдущее пятилетие. Таким образом, если в прошедшем пятилетии приток трудового потенциала в 1,8 раза превышал его выбытие, то в текущем они почти сравня­лись [Приложение Б].

Существенное влияние на величину трудовых ресурсов оказывает состоя­ние здоровья и смертность населения в трудоспособном возрасте, которая в от­личие от рождаемости непосредственно сразу изменяет его численность [Приложение В]. Поэтому прирост этой группы можно определить как разность между вступившими в тру­доспособный возраст и выбывшими из него, исключая умерших. Как показало исследование, в период 2001-2005гг. наблюдалась тенденция увеличения смер­тности населения. По сравнению с 2000г. ее общий коэффициент вырос в 2005г. на 7,4% и составил 14,5%. Значительное влияние на увеличение смертности оказали потери трудоспособного населения, доля которого в общем числе умерших составляла свыше 24,0%, в том числе в городе – 29,0% в сельской местности - 18,5%. Особенно высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте характерен для мужчин, доля которых в общем числе умерших муж­чин составила 35,5%. Смертность в трудоспособном возрасте формируется в основном за счет травм и отравлений, среди которых ведущее место занима­ют производственный травматизм. Потери рабочего времени от несчастных случаев на производстве составили в 2006 году 134,6 тыс. человеко-дней. Численность потерпевших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности в 2006г. уменьшилась на 4,3 тыс. человек, в том числе со смертельным исходом на 30 человек по сравнению с 2000г.[Приложение М].

Согласно демографическому прогнозу, в 2006-2010гг. ожидается некоторое сокращение уровня смертности - с 14,5% до 13,7%. В связи с этим общие потери трудоспособного населения вследствие его смертности в 2006-­2010 гг. составят около 150 тыс. чел.

В качестве еще одного структурообразующего фактора формирования тру­дового потенциала выступает миграция населения. Рассматривая влияние миг­рационной составляющей на динамику численности трудоспособного населе­ния, следует учитывать, что сальдо миграции зависит не столько от масштабов перемещений населения, сколько от соотношений противоположно направлен­ных миграционных потоков: экспорта и импорта рабочей силы.

По данным анализа, наблюдается устойчивое снижение интенсивности мигра­ционных перемещений по обоим встречным направлениям. Сальдо внешней миг­рации в 2001-2005 гг. хотя и оставалось положительным, но неуклонно снижа­лось - с 12,1 тыс. в 2000г. до 1,9 тыс. чел. в 2005г. В 2005г. оно компенсировало менее 4% естественной убыли населения, в то время как во вто­рой половине 90-х годов - на 25-45%. При этом если в начале ХХI века в общем объеме миграции населения на долю трудоспособных возрастов приходилось более 50% перемещений, то в 2005г. - только 22%. Анализ распределения мигрантов по причине прибытия показал, что каждый третий (31,5%) иммигрант в Беларуси пе­реселяется к родственникам, каждый четвертый(23,9%) приезжает по причине трудоустройства, каждый пятый (19,6%) возвращается к прежнему месту жительства.

Внешняя трудовая миграция также оказывает незначительное влияние на национальный рынок труда. В 2005г. число граждан Республики Беларусь, выехавших на работу за границу по договорам и контрактам, согласно данным официальной статистики, составило 4,2 тыс. чел. При этом экспорт рабочей силы в 6,5 раза превысил ее импорт.

Что касается общего миграционного обмена населением, то, по прогнозу, его сальдо в 2006-2010 гг. сохранится положительным, однако общий объем, включая оба встречных потока, несколько сократится, варьируя на уровне 0,3-­0,4 тыс. чел. Это позволяет сделать вывод о снижении влияния миграционного фактора на формирование населения и трудового потенциала страны.

Таким образом, процесс воспроизводства трудового потенциала страны в основном будет предопределяться взаимодействием демографических перемен­ных естественного воспроизводства населения. Как отмечено выше, в 2001­2005 гг. трудоспособный потенциал пополнили когорты родившихся в период 1985-1989 гг., который характеризовался достаточно высокими показателями рождаемости, а вышли за пределы трудоспособного возраста малочисленные поколения военных годов рождения. Это и обусловило увеличение численнос­ти населения в трудоспособном возрасте, выступающего основным источни­ком формирования трудовых ресурсов, численность которых возросла с 6 млн в 2000г. до 6,2 млн чел. в 2005г. (на 205,6 тыс. чел.). Однако если в городах их численность росла (с 4677,1 тыс. до 4896,9 тыс. чел.), то село теряло свой тру­доспособный потенциал (с 1327,5 тыс. до 1313,3 тыс. чел.), что во многом яви­лось следствием постарения сельского населения и продолжающегося, хотя и в меньших масштабах, миграционного оттока молодежи в города.

Информация о работе Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь