Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:19, реферат

Описание работы

Цель работы – определить особенности развития рынка труда и тенденции его развития, изучить проблемы регулирования в Республике Беларусь .
Задачи:
Провести анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь.
Перспективы развития рынков и проблемы регулирования рынков труда.
Показать особенности формирования рынков труда в Республике Беларусь.
Рынок труда различных социально-экономических систем испытывает потребность в су

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………....4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1. 1 Понятие и сущность рынка труда………………………….….6
1. 2 Эффективное использование ресурсов труда………………...9
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………....13
Глава 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКОВ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. 1 Меры регулирования рынков труда в Республике Беларусь.16
3. 2 Демографические основы формирования рынка труда в Беларуси……………………………………………………….……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…34

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

В текущем пятилетии формирование трудового потенциала будет прохо­дить до 2007г. под влиянием прироста трудоспособного населения и его абсо­лютного сокращения в последующие годы в связи с вступлением в трудоспо­собный возраст малочисленных когорт родившихся в первой половине 90-х го­дов и выходом за его пределы многочисленного поколения послевоенных лет рождения. Но если в прошедшем пятилетии пополнение трудового потенциала более чем в два раза превышало его убыль с учетом смертности, то в текущем пятилетии будет наблюдаться совершенно противоположная тенденция – убыль более чем в два раза превысит пополнение. По расчетам, численность населения в трудоспособном возрасте за 2006-2010г. уменьшится более чем на 82 тыс. чел. [Приложение Г].

Следствием сокращения трудоспособного населения станет уменьше­ние численности трудовых ресурсов - до 6127 тыс. чел. в 2010г. Как пока­зывают расчеты, в городах она будет расти до 2007г., а затем начнет сни­жаться - до 4849 тыс. чел. в 2010г. В сельской местности прогнозируется устойчивая тенденция сокращения трудовых ресурсов - до 1278 тыс. чел. в 2010г. Село по-прежнему будет терять свой трудовой потенциал и в более значительных масштабах, чем на современном этапе [18,с.72].

Можно выделить три фактора, препятствующих эффективному формирова­нию трудоресурсного потенциала страны:

1) отсутствие минимально необходи­мой территориальной равномерности размещения трудовых ресурсов;

2) огра­ниченность свободного предпринимательства;

3) отсутствие доступного по це­нам жилья, сдерживающее территориальную мобильность рабочей силы. По этим причинам одновременно существуют две противоположные проблемы в сфере трудовых ресурсов - трудоизбыточности и дефицита.

С одной стороны, безра­ботица, с другой - нехватка рабочих кадров, прежде всего в сельской местности. Исток данных проблем - структурный дисбаланс спроса и предложения рабо­чей силы на рынке труда.

Как показал анализ, основная часть - 70% - трудовых ресурсов cocpeдоточена в общественном производстве. Уровень занятости населения по-пре­жнему остается высоким, хотя по сравнению с 2000г. отмечается тенденция уменьшения численности работающих в экономике (с 4441,0 тыс. до 4401,9 тыс. чел. в 2006г.).Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, в 2000г. составляли 96 тыс.человек, а в 2006г.- 64,2,а значит произошло снижение безработицы.[Приложение В]. В последние годы темпы снижения численно­сти занятых заметно сократились, а в 2006г. произошло увеличение спроса на рабочую силу, и практически во всех отраслях (за исключением сельского хозяйства, лесного хозяйства и транспорта) прием работников превысил их увольне­ние [Приложение Л]. Следует отметить, что динамика занятости имеет различную направ­ленность в разрезе городской и сельской местности. Начиная с 1996г. наблюдается тенденция роста городской занятости при снижении численно­сти сельских работников. Так, за 2001-2005г. численность занятого насе­ления в городах и поселках городского типа увеличилась на 46 тыс. чел. ( до 3443,4 тыс. чел.), а в сельской местности она сократилась на 137,5 тыс. чел. (до 906,4 тыс. чел.).

По прогнозу, численность работающих в экономике уменьшится до 4230 тыс. чел. в 2010г. (на 120 тыс. чел.), что во многом будет обусловлено со­кращением потенциала трудоспособного населения (более чем на 80 тыс. чел.). Еще одним фактором сокращения спроса на рабочую силу станет сни­жение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве и ее ликвидация к концу прогнозируемого периода. В силу этого вновь создава­емые рабочие места будут заполняться в первую очередь данной категорией работников, что естественно снизит масштабы предложения рабочих мест для впервые поступающих в общественное производство трудоспособных граждан.

Согласно принятому в Программе социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2006-2010гг. варианту, прогнозируется рост численности работающих в экономике до 4740 тыс. чел. в 2010г., или на 390 тыс. чел за пятилетие. При этом рост занятости предусматривается обеспечить, прежде всего, за счет легализации теневой деятельности и нелегальной трудовой миграции за рубежом. Наиболее потенциально экономически активной частью трудовых ресур­сов, не занятой в экономике, но обладающей высокой готовностью и спо­собностью к трудовой деятельности, выступает учащаяся молодежь. Соглас­но статистическим данным, численность учащихся 16 лет и старше, обучаю­щихся с отрывом от производства, за 2001-2005 гг. увеличилась с 543,6 тыс. до 608,6 тыс. чел. Данная тенденция обусловлена, с одной стороны, вступ­лением в трудоспособный возраст многочисленного контингента молодежи, родившейся в начале 80-х годов; с другой - повышением престижа для высшего на 4,7% и среднего специального образования на 0,4% и соответственно - ростом контин­гента обучающихся [Приложение Ж]. В перспективе численность учащейся молодежи начнет сокращаться (по прогнозу, до 571 тыс. чел. в 2010г.), что будет способство­вать снижению масштабов ее поступления на рынок труда и его напряжен­ности. Вместе с тем анализ показывает, что на фоне сокращения уровня общественной занятости наблюдается тенденция увеличения численности трудоспособного населения, не занятого в экономике и на учебе, с 1020 тыс. в 2000г. до 1251,8 тыс. чел. в 2005г.

Динамика структурных составляющих данного контингента трудоспособ­ного населения имеет разнонаправленный характер. Отмечается снижение чис­ленности официально зарегистрированных безработных, а также женщин, находящихся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком, военнос­лужащих. При этом растет число домохозяек, прочих категорий незанятого населения.

Согласно данным баланса трудовых ресурсов и выборочного обследования домашних хозяйств, в 2005г. более 744 тыс. чел. ( около 12% трудовых ресур­сов) - это лица без официальной регистрации своей деятельности и статуса занятости (занятые неформальной деятельностью, нелегальные трудовые миг­ранты, безработные граждане, официально не зарегистрированные в службе занятости и др.). Одна из главных проблем - имеющийся дисбаланс между спро­сом и предлагаемыми вакансиями рабочих мест в разрезе профессий и специ­альностей, что не позволяет решить проблему с безработицей и обеспечить полную занятость. В силу этого обстоятельства растет число граждан, которые в установленном порядке не могут быть признаны безработными, но в соответ­ствии с методологией МОТ отвечают трем критериям отнесения незанятого населения к безработным. Их доля достигает 4-5% трудовых ресурсов.

В ситуации на открытом рынке труда наметились определенные позитив­ные изменения. Практически в течение всего анализируемого периода наблю­далась тенденция роста регистрируемой безработицы - с 2,1 % в 2000г. до 3,1 % от численности экономически активного населения в 2003г. В результате при­нятых мер по улучшению ситуации на рынке труда среднегодовая численность зарегистрированных безработных уменьшилась до 76,5 тыс. чел. в 2005г., а ее уровень - до 1,7%. По состоянию на начало 2006г. численность безработных составила 68 тыс. чел. На современном этапе наблюдается устойчивая тенден­ция роста спроса на рабочую силу при снижении ее предложения, что позволи­ло снизить напряженность на рынке труда. Так, если в 1996г. на одно вакантное рабочее место претендовало 12 безработных, то в 2005г. - 2.

Безработица в Беларуси со времени ее легализации по-прежнему является преимущественно женской. Доля женщин на протяжении последних пяти лет колебалась в пределах 60-69%. Наметилась тенденция к снижению уровня молодежной безработицы - до 46,2% в 2005г. Высокая молодежная безработи­ца в какой-то мере связана с вступлением в трудоспособный возраст значитель­ного контингента молодых людей. Однако трудоустройство молодых людей, большинство из которых не имеют профессии или достаточного производствен­ного опыта, остается весьма проблематичным.

Не менее важная проблема - рост неформальной занятости. В неформальном секторе экономики сегодня занято около 400 тыс. чел. ( без учета лиц, для которых неформальная деятельность является вторичной (дополнитель­ной). Основной причиной расширения неформальной занятости стал уход работ­ников из общественного производства в поисках более высоких доходов либо по причине невозможности найти работу в реальном секторе экономики [18, с.76].

Что касается перспектив, то прогнозы свидетельствуют о продолже­нии тенденции дальнейшего увеличения численности населения, не занятого в экономике, - до 1319 тыс. чел. в 2010г. При условии роста уровня занятости в общественном производстве численность данной категории населения может сократиться до 839 тыс. чел. При этом вне сферы общественно полезной дея­тельности, по нашим расчетам, будут находиться примерно 300-780 тыс. чел.

Численность данного контингента населения во многом пре­допределит динамику и структуру предложения рабочей силы на рынке труда. Действующая статистика определяет его масштабы чис­ленностью граждан, обратившихся в государственную службу занятости за со­действием в трудоустройстве и состоящих на учете безработных. Согласно офи­циальным данным, в 2005г. общая их численность составила 392,5 тыс. чел. Однако при таком подходе объем предложения ее ограничивается поступлени­ем рабочей силы на официальный рынок труда, что не позволяет оценить в пол­ной мере его совокупный объем с учетом неформальной занятости и незарегис­трированных безработных. В результате проведенных расчетов совокупного объема предложения рабо­чей силы на рынке труда выявлено, что наиболее значимым фактором являются граждане, уволенные по причине текучести кадров [Приложение Д].

Подавляющее большинство уволенных (до 80%) покидают свои рабочие места по собствен­ному желанию и взаимному соглашению сторон и лишь 2,5% - по сокращению штатов. В 2005г. их численность составила соответственно 693 тыс. и 18 тыс. чел. За прогул и другие нарушения трудовой дисциплины было уволено около 61 тыс. чел.

При определенных условиях реально выйти на рынок труда в поисках рабо­ты и тем самым значительно увеличить совокупное предложение рабочей силы может контингент трудоспособных граждан, ведущих домашнее хозяйство. По данным социологических опросов, 10% из них готовы трудиться полный рабочий день, 65% согласны на работу с неполным рабочим днем. Постепенно ослабевает рост предложения рабочей силы за счет числа военнослужащих. Как показывают исследования, более 30% из числа прочих категорий офици­ально незанятого населения выходит на рынок труда, и лишь 9% из них регист­рируются в качестве безработных.

Таким образом, совокупные масштабы предложения рабочей силы на рын­ке труда, по нашим расчетам, в 2005г. составляли 785 тыс. чел., что в два раза превышает показатель официальной статистики. По прогнозу, к 2010г. они сократятся до 646 тыс. чел. В то же время объем совокупного спроса на рабо­чую силу, по нашей оценке, в 2005г. составил 615 тыс. чел. и уменьшится до 485 тыс. в 2010г., дисбаланс спроса и предложения рабочих мест в 2010г. составит 161 тыс. чел.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной особенностью рынка труда Республики  Беларусь является высокий уровень скрытой безработицы, которая, с одной стороны, является резервом расширения производства, а с другой – может стать существенным фактором дестабилизации социальных отношений при ухудшении экономической конъюнктуры.

Одним из перспективных направлений является внедрение гибких форм за­нятости, надомного труда, введение практики дележа рабочих мест. Опыт зару­бежных стран свидетельствует о необходимости развития таких нетрадицион­ных форм занятости, как компьютинг, лизинг персонала, аутсорсинг и др.

Меры государственного воздействия на неформальную занятость должны носить преимущественно косвенный характер и быть дифференциро­ваны в зависимости от специфики ее конкретных видов. Судя по зарубежному опыту, целесообразно создание специальных центров, занимающихся регули­рованием основных сторон деятельности в этом секторе за счет разработки специальных программ. Одним из важнейших путей предоставления государ­ственных гарантий и социальной защиты занятым в неформальном секторе яв­ляется определение их правового статуса, экономическая поддержка правитель­ством этих граждан за счет выдачи льготных кредитов и займов, консультатив­ной и технической помощи.

Не менее важная задача - упорядочение процессов внешней трудовой мигра­ции. На современном этане ее развитие в какой-то мере сдерживается принимае­мыми мерами по пресечению нелегальной трудовой миграции, отсутствием еди­ной с Российской Федерацией системы ее учета и регулирования, включая унифи­цированную нормативно-правовую базу. Беларусь нуждается в создании системы обмена информацией в сфере незаконной трудовой миграции с другими странами. Решение проблемы внешней трудовой миграции следует рассматривать в кон­тексте обеспечения сбалансированности экспортно-импортных потоков экономи­ческой миграции рабочей силы. Ее регулирование должно осуществляться как сточки зрения потребностей национального рынка труда и защиты его интересов, так и содействия развитию интеграционных процессов в рамках формирования общего рынка труда Союза России и Беларуси, а также более активного продвиже­ния белорусской рабочей силы на международные рынки труда.

Рынок труда выполняет множество функций, в том числе и функцию источника трудовых ресурсов предприятия. Для предприятия рынок труда и выступает в качестве еденной системы всех существующих на данный момент и могущих возникнуть в будущем отношений и взаимосвязей предприятия со своими фактическими и потенциальными сотрудниками.

Свидетельством проводимой на рынке труда политики является достижение равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Рынок труда должен быть нацелен на рост производительности труда, вытеснение из сферы хозяйствования экономически нецелесообразных рабочих мест, перегруппировку рабочей силы в интересах повышения эффективности производства и удовлетворения потребительского спроса населения, а также на развитие трудового потенциала как республики в целом, так и регионов. Региональный рынок труда как часть общего рынка выполняет такие же функции, хотя его функционирование оказывается под влиянием специфических местных факторов и условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Возрастно-половая структура населения Республики Беларусь и областей на 01.01.2006г. и среднегодовая численность населения за 2005г.: Стат. сборник/ Мин-во стат. и анализа Республики Беларусь. Мн., 2006.

2. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах», 2006 ( Стат. сб.). Минстат Республики Беларусь – Минск, 2006.-347с.

3. Макконел К., Брю С. Экономикс. М., 1992. Т. 1. С. 160

4. Микроэкономика и макроэкономика: Пособие для подготовки к экзаменам/  Под общ. Ред. М.И. Плотницкого.- Минск: Мисанта, 2007.-272с.

5. Население Республики Беларусь: Стат. сборник/ Мин-во стат. и анализа Республики Беларусь. Мн., 2006

Информация о работе Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь