Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 08:47, курсовая работа
Задача курсовой работы –
Цели курсовой работы:
Определить сущность рынка труда
Определить структуру рынка
Выявить основные механизмы и методы регулирования рынка труда в России
Проанализировать основные проблемы рынка труда в России и способы их решения.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава1 Сущность рынка, его типология и структура
1.1 Эволюция понятия "рынок труда"…………………………………………
1.2.Рынок труда и заработная плата……………………………………………
1.3.Основные элементы и сегменты рынка труда.………..
Глава2 Проблемы, регулирование, и особенности функционирования рынка труда в России
2.1. Механизмы и методы регулирования рынка труда в России,………………
2.2. Особенности функционирования рынка труда в России……
2.3. Проблемы рынка труда в России и пути их решения………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
1.3. Основные элементы и сегменты рынка труда.
Элементы рынка труда
К основным элементам рынка труда относятся:
Главными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель- наниматель, который может быть представлен по- разному в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.
Наемные работники-свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации , социального статуса и ряда социально приобретенных качеств-ответственности, исполнительности , дисциплинированности , обязательности, предприимчивости и др.
Важным условием реального функционирования рынка труда является адекватное поведение на нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей, и наемных работников.
Отношения на рынке труда складываются из трех основных компонентов:
Функционирование рынка труда предполагает высокую степень свободы перераспределения рабочей силы между сферами приложения труда, отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями, фирмами. Это означает, что вслед за свободным переливом капитала, сопровождающимися сокращением и ликвидацией старых рабочих мест и созданием новых, происходят изменения в размещении производственных сил.
Сегменты рынка труда
Сегментация рынка труда - это его разделение на отдельные части, сектора (сегменты) по определенным признакам. В зависимости от степени развития рынка, целей и критериев анализа на рынке труда выделяют разные сегменты:
«Ядро»- это первичный рынок труда, наиболее устойчивый его сектор, где работники имеют стабильную занятость, работают в режиме полного рабочего времени, получают высокую зарплату, им созданы условия для профессионального роста и овладения смежными специальностями, их привлекают в той или иной степени к управлению производством, на рабочих местах применяются прогрессивные технологии. В этом секторе действуют сильные профсоюзы.
« Периферия»- вторичный рынок труда, второй сектор, где работники имеют частичную занятость (в течение неполного рабочего времени), сезонную работу, работу по краткосрочным контрактам, их рабочие места не престижны, трудоемки, примитивны, уровень оплаты труда низкий, а возможности для профессионального роста ограничены. В этом секторе социальная защита работников слабая, профсоюзы, как правило, отсутствуют.
Третий сектор объединяет безработных. Это трудовой резерв для пополнения рядов как первичного, так и вторичного рынка труда.
В основе деления рынка труда на эти три сегмента лежат следующие причины:
а) рынок, контролируемый и регулируемый государственной службой по труду и занятости;
б) неконтролируемый рынок рабочей силы
Первый сегмент включает всех безработных, зарегистрированных в Федеральной службе по труду и занятости, ищущих работу и нуждающихся в профориентации, подготовке и переподготовке. Предложению труда безработных противостоит спрос в виде вакантных рабочих мест, зарегистрированных в центрах занятости, а также ученических мест в системе профессионального образования, с которыми заключен договор Федеральной службой по труду и занятости.
Второй сегмент рынка
Этот своеобразный сегмент рынка
труда включает в себя часть
лиц, формально занятых в
Скрытый рынок труда может быть подразделен на две части: официальную и неофициальную.
4) по критерию пола, возраста, здоровья, характера труда, уровня квалификации рабочей силы выделяют и более узкие сегменты (сектора) рынка труда:
а) женской рабочей силы, молодежной рабочей силы, включая подростков, рабочей силы пожилого возраста, рабочей силы инвалидов.
б) сегменты физического труда, умственного труда, управленческого труда, инновационного труда
в) сегменты высоквалифицированного труда, труда с квалификацией среднего уровня, малоквалифицированного труда, неквалифицированного труда.
С учетом теории и практики формирования и функционирования рынка труда классификация его видов может быть следующая:
Кроме того, экономическая теория труда исследует несколько схем построения рынков труда: модели конкурентного рынка труда, монопсонии на рынке труда; неравновесного рынка труда, спроса на труд в ситуации олигополии на рынке благ; спроса на труд в ситуации олигопсонии; двусторонней монополии на рынке труда.
Глава2 Проблемы, регулирование, и особенности функционирования рынка труда в России
2.1. Механизмы и методы регулирования рынка труда в России
Методы регулирования рынка труда в России представляют собой комплекс методов как со стороны государства, так и социально- экономические методы регулирования. Рассмотрим их подробнее.
Государственное регулирование предполагает применение двух групп методов: организационно-правовых и социально-экономических. В свою очередь каждую из данных групп методов можно разграничить по видам. Так среди организационно правовых методов можно выделить: институциональные и организационные. Институциональные методы предполагают установление и закрепление отдельных отношений (например, формирование кредитных институтов, предпринимательства, социального партнерства) и включают:
Организационные методы отвечают за разработку основных общих направлений политики занятости, стимулирование гибкого рынка труда, осуществление профессиональной подготовки. В рамках организационных методов определяются субъекты компетенции, сфера деятельности учреждений.
Среди социально-экономических
как на государственном так и на региональном уровне.
Фискальные методы основаны на создании общих, нормальных условий предпринимательства в то или иное время, в том или ином пространстве. Все хозяйствующие субъекты хозяйственного процесса должны отдать часть продукта налоговым службам, создающим условия хозяйственной деятельности. Таким образом, налог - это часть прибавочного продукта, который распределяется в пользу общественных органов, создающих условия для хозяйствования. Фискальные методы выполняют не просто распределительную функцию, являются регулятором.
Кредитные методы осуществляются такими институтами как банковские учреждения и заключаются в выдаче ссуд и регулировании. Кредитные методы позволяют поддерживать хозяйственную деятельность, стимулируют, ускоряют и расширяют ее границы. Кредитные методы являются регулятором коммерческой деятельности.
Бюджетные методы - это методы, с помощью которых средства
возвращаются в общество через социальные вложения, трансферты и т.д.
Каждый метод предполагает определенное средство или инструмент. Средства приобретают формы: разовые, долгосрочные, периодические, спонтанные, дискретные и непрерывные. Административно-правовые методы на региональном уровне обеспечивают реализацию организационно-правовых методов и на государственном уровне.
Административно-правовые методы
- это системные и
На уровне саморегулирования используются психологические методы и методы ценностно-нормативного управления. Они нацелены на формирование установки на труд и занятость, собственной мотивации к труду на основе личного жизненного опыта и социального примера. Государственное регулирование целесообразно рассматривать как
воздействие на три уровня рынка: макроуровень, региональный и микроуровень.
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти
призваны решать следующие задачи:
I. Согласование финансово-
внешнеэкономической политик с системой целей регулирования рынка труда. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства вприоритетных отраслях. Государственная поддержка развития фермерства, индивидуального и среднего бизнеса, постприватизационная поддержка предприятий, организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости также входит в число задач этого блока.
Особая задача-регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости (ограничение оттока капиталов и стимулирование их притока должны улучшитьинвестиционный климат, создать предпосылки для развития системы рабочих мест, поддержки экспорта, поддержания курса рубля на уровне, стимулирующего создание новых рабочих мест в экспортно-ориентированных отраслях и в производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами на внутреннем рынке).