Рынок труда в России: проблемы, особенности функционирования, методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Задача курсовой работы –
Цели курсовой работы:
Определить сущность рынка труда
Определить структуру рынка
Выявить основные механизмы и методы регулирования рынка труда в России
Проанализировать основные проблемы рынка труда в России и способы их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава1 Сущность рынка, его типология и структура
1.1 Эволюция понятия "рынок труда"…………………………………………
1.2.Рынок труда и заработная плата……………………………………………
1.3.Основные элементы и сегменты рынка труда.………..
Глава2 Проблемы, регулирование, и особенности функционирования рынка труда в России
2.1. Механизмы и методы регулирования рынка труда в России,………………
2.2. Особенности функционирования рынка труда в России……
2.3. Проблемы рынка труда в России и пути их решения………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Рынок труда в России.doc

— 837.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Гарантий стабильности  занятости  госсектор уже не дает,  даже при  относительно низкой  зарплате.  Негосударственный  сектор экономики  развивается недостаточно быстро. Более  высокая зарплата здесь свидетельствует не только о высоких доходах и возможностях оплачивать высококвалифицированный труд, но является также своеобразной компенсацией за неясность перспектив и непредсказуемость событий экономической жизни  страны.  В  середине  90-х годов по ряду специальностей в этом секторе предлагались зарплаты величиной до двухсот  минимальных окладов. Однако предложение труда оставалось неэластичным, в особенности по таким квалифицированным группам, как банковские  работники, менеджеры, аудиторы,  юристы,  в особенности молодых возрастов, но с международным опытом работы и знанием иностранных языков.

 

 

2.3 Проблемы рынка труда в России и пути их решения

 

Российская модель рынка труда  еще не обрела четких характеристик, так как находиться в стадии становления. Однако с достаточной уверенностью можно утверждать, что она ближе к виду внешнего рынка труда и для этого есть определенные предпосылки:

1) Низкая мобильность рабочей силы по причине отсутствия емкого рынка жилья, административных ограничений на переезд в другие города, высокой монополизации экономики, жесткого государственного регулирования заработной платы и слабой ее дифференциации в зависимости от результатов труда;

2) Ликвидация на многих предприятиях социальных фондов и льгот для работников, длительное время проработавших на одном предприятии (жилье, детские сады, детский отдых в спортивных лагерях, бесплатные или льготные  путевки в дома отдыха, санатории, льготное питание), раньше это привязывало работников к предприятию.

Наличие подобных льгот  на отдельных благополучных акционерных и частных предприятиях способствует закреплению работников и формированию внутреннего рынка труда;

3) Подготовка кадров специалистов и квалифицированных рабочих происходит преимущественно в государственных учебных заведениях всех типов и за государственный счет;

4) Разукрупнение предприятий и появление мелких фирм способствует становлению внешнего рынка  труда, передача социальных объектов предприятий в собственность муниципальных органов самоуправления также укрепляет внешний рынок труда.

Основой для формирования и роста  внутреннего рынка труда является солидная база для подготовки кадров непосредственно на предприятиях, а  также деятельность коммерческих структур.

Дестабилизирующими факторами, вмещающими формированию и развитию российского рынка труда, являются:

  • рост скрытой безработицы;
  • стихийная и пока малоэффективная конверсия оборонных производств;
  • слабо контролируемая государством трудовая миграция;
  • несовершенство законодательной базы в вопросах регулирования рынка труда;
  • недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов регулирования занятости;
  • недостаточная информированность населения о вакансиях за пределами мест проживания.

Одна из наиболее  важных  проблем  для современной России является безработица, как открытая, так и скрытая. Существует превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо уделить большое внимание следующим задачам:

  • разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики,
  • определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и
  • разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Правительство РФ пытается бороться с «бичом» современности, и создает различные программы, для преодоления данной проблемы.

Главным направлением государственной  политики в социально-трудовой сфере  является формирование эффективной  системы создания и сохранения рабочих  мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение  уровня и изменение структуры  занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
  • формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест;
  • развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
  • создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

- предотвращение роста неполной  занятости и массовой безработицы;  развитие системы общественных  работ.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовки.

  • На основании проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь.
  • Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю сложность экономической  ситуации, начиная с предприятий  до области включительно

  • должны быть, составлены программы высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.
  • Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.
  • Следует в корне изменить философию отношения к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости – это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места.
  • В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир – заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.
  • Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.
  • Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.
  • Целесообразно в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов).
  • Нужно последовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса.
  • В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.
  • Необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.
  • Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.
  • Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали.

 Рынок труда в значительной  степени управляем при должной  продуманности и комплексном подходе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

[1] «Политическая экономия» (М.: Политиздат, 1988. С.511)

[2] Ф.Котлер. «Основы маркетинга»

[3] А.Маршал «Принципы экономической теории»

[4]  Ю.Яковец. Революция в экономике. М.: Экономика, 1990. С. 122.

[5]  Немчинов B.C. (Избр. произв. М., 1968. Т.5 С.80)

[6]  Товары и услуги. М.: Экономика, (1990. С.263)

[7]  Основы экономической теории  и практики( Волгоград, 1994. С.32)

8) Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник.-6-е изд., испр. и доп.- М.: Высшее образование, 2007. С .193-216

9) Черкашов Е.М., Жутовская Т.А., Аникеева  О.П., Карагулян Е.А. Экономическая  теория. Микроэкономика. Учебное пособие.  Часть II.3-е изд. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. С.114-169: учебник/ И.М. Алиев [и др.].-Ростов н/Д: Феникс, 2009.-

10) Экономика труда: учебник/И.М.Алиев [и др.].- Ростов н/ Д: Феникс, 2009.-С.55-67 (Высшее образование)

11) Экономическая теория: учеб. /В. И. Антинина, И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова [и др.]; под ред. И. П. Николаевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. —576 с.

12) Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. – 9-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2006. – 600 с.

13)www.aup.ru

14)www.allpravo.ru

15)www.edu.dvgups.ru

16) www.lib.vvsu.ru

 

 

 

 

Приложения

Приложение №1 Классификации методов регулирования.

 

 

Приложение 2. Данные  на рынке труда за период с 1992-1997гг.

 

 

Приложение №3 Классификация рынков труда

 


Информация о работе Рынок труда в России: проблемы, особенности функционирования, методы регулирования