Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 08:47, курсовая работа
Задача курсовой работы –
Цели курсовой работы:
Определить сущность рынка труда
Определить структуру рынка
Выявить основные механизмы и методы регулирования рынка труда в России
Проанализировать основные проблемы рынка труда в России и способы их решения.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава1 Сущность рынка, его типология и структура
1.1 Эволюция понятия "рынок труда"…………………………………………
1.2.Рынок труда и заработная плата……………………………………………
1.3.Основные элементы и сегменты рынка труда.………..
Глава2 Проблемы, регулирование, и особенности функционирования рынка труда в России
2.1. Механизмы и методы регулирования рынка труда в России,………………
2.2. Особенности функционирования рынка труда в России……
2.3. Проблемы рынка труда в России и пути их решения………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
II. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж (утечки мозгов), ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие
занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев.
III. Политика трудоустройства
и социальной поддержки
населения. В число задач данного блока входят организационно развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур (негосударственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой населения). Среди приоритетов деятельности Минтруда: развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда, развития механизмов трудоустройства вообще и в частности поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи, подростков и других групп. В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных, временных работ и др. Воздействие государства на региональный уровень должно осуществляться в тех же направлениях. Перечень составных элементов регулирования рынка на уровне региона уже, чем на макроуровне. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов политики и в рамках своей компетенции и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи, демографическое качество населения, миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства и рабочих мест в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального малого бизнеса.
На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств. На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров.
От успешного разрешения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и в регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете, именно на предприятии производится сохранение и создание новых рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.
В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране ячейками общества, теперь частично восстановили воспроизводственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются наряду с предпринимателями создателями рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств также входит в число приоритетов регулирования рынка труда.
Значительное преобладание первого уровня регулирования, а именно
государственного регулирования может привести к крайне негативным последствиям, что и произошло в период командно-административной экономики, когда государство гарантировало полную занятость и предоставление возможности профессионального обучения, обеспечение обязательного трудоустройства всем выпускникам профессиональных учебных заведений в рамках существовавшей системы распределения.
В условиях переходной экономики превалирование прямого государственного регулирования ограниченно в силу предполагаемой рынком либерализации трудовых отношений и сложившегося острого дефицита госбюджета. При переходе к рынку и структурной перестройке экономики активная, динамичная, гибкая политика занятости способна ограничить её масштабы и продолжительность, смягчить её последствия. Государство должно выполнять роль катализатора сотрудничества и взаимодействия работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости.
Регулирование на государственном уровне должно осуществляться с учетом ситуации в регионах. Как показывает опыт других стран, положительные результаты приносит децентрализация политики занятости, что даёт возможность приспосабливать её к региональным условиям. Региональное регулирование увеличивает значение местных инициатив, местных органов власти в развитии производства и предпринимательства, в увеличении занятости своих регионов. Для смягчения ситуации в районах концентрации депрессивных отраслей требуется заблаговременная разработка и осуществление при содействии со стороны правительства программ подъёма и переориентации производства.
Политика занятости должна носить гибкий и динамичный характер. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду (службами занятости), за счет региональных фондов занятости, а в составе последующих находятся порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.
Административные методы создают функционирующую организацию, предполагают стимулирование или наказание. Административные методы являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности. Таким образом, механизм регулирования можно отразить схемой классификации методов регулирования. (Приложение №1).
2.2. Особенности функционирования рынка труда в России
Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей :
1) Неотделимость право собственности на товар - труд-от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы ее носителя, в процессе купли - продажи труда возникают особые отношения.
2) Значительная продолжительность контракта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений меду продавцом и покупателем.
3) Действие не денежных факторов сделки ( условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста)
4) Наличие большого числа институциональных структур особого рода , к которым относятся: система трудового законодательства, различные учреждения и службы регулирования занятости, гос программы в области труда и занятости.
5) Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого си требует от претендента специфических навыков.
6) Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда ( Рис.3).
Рис.3.Совокупный рынок труда
(С- совокупный спрос на труд
П- совокупное предложение труда
УС- удовлетворенный спрос на труд)
На рис.2 та часть, которая образуется пересечение совокупного спроса и совокупного предложения, носит название» удовлетворений спрос на труд». Непересекающиеся части соответствуют текущему рынку (ТР):
ТР=СР-УС,
где СР-совокупный рынок труда, УС-удовлетворений спрос на труд.
Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест(ввод новых и выбытие старых).Он включает в себя след элементы :
• открытый рынок труда, состоящий из экономически активного населения, которое ищет работу, нуждается в подготовке и переподготовке. Сюда же водят все вакантные места во всех секторах экономики
• скрытый рынок труда- лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или изменением его структуры могут быть высвобождены
Исходными материалами для оценки
ситуации на открытом рынке труда, анализа
тенденций и предложения
• данные государственного статистического учета по форме №1-Т «Трудоустройство населения(годовая, квартальная)
• месячные отчеты Государственной службы занятости «О трудоустройстве и занятости населения, обратившегося в службу занятости РФ, в территориальном разрезе»
• данные Росстата по форме №17 «О наличии и прогнозе рабочих мест, приеме-выбытии штата и намечаемом высвобождении работников в территориально-отраслевом разрезе»
Использование данных материалов позволяет
выявить емкость как
Основные функции рынка труда:
• организация «встречи» работодателей и наемных работников
• обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и между наемными работниками.
• Установление равновесных ставок заработной платы
• Осуществление социальной поддержки безработных
В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают 3 типа конъюнктуры рынка труда:
1) Трудодефицитная , когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда
2) Трудоизбыточная, когда на рынке труда имеется большое число безработных и соответственно избыток предложения труда.
3) Равновесная, при которой спрос на труд соответствует его предложению.
Конъюктура экономики рынка зависит от состояния (подъема или спада), отраслевой структуры хозяйства, уровня развития технической базы, благосостояния( уровня доходов населения), развития рынков товаров, услуг, жилья, состояния социальной и производственной инфраструктуры, степени развития многоукладности экономики, развития интеграционных связей( отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экономические и другие факторы.
Свобода найма и увольнения работников служит основой конкурентоспособности предприятия. Поэтому важным условием формирования рынка труда является, с одной стороны, наличие множества работодателей, предлагающих рабочие места, а с другой-свобода конкуренции между работниками за наиболее привлекательные рабочие места.
Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция-неотъемлемая часть составляющая механизма любого рынка.
Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также процессы защиты прав работодателя и наемных работников на рынке труда.
Особенности рынка труда в России 90-х годов. Рынок труда с его классическими признаками в российской экономике еще развит недостаточно. Сохраняет свои позиции госсектор со сформировавшимися в нем принципами занятости, подходами к оплате труда и профсоюзами как "школой коммунизма".
В 1996 г. трудовые ресурсы Российской Федерации составили 85,6 млн. человек, из которых 66,7 млн. было занято в экономике; 5,4 млн. являлись учащимися; 6,8 млн. человек составили занятые в домашнем хозяйстве, военнослужащие и служители религиозного культа. Было не занято трудовой деятельность и учебой 6,5 млн., из которых службой занятости как безработные и имеющие возможность вторичной занятости было учтено 2,7 млн. человек, т.е. 3,7% в общей численности экономически активного населения России. (Приложение 2)