Рынок труда: занятость и безработица – особенности развития в различных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ рынка труда, уровня занятости населения, а также проблем безработицы и путей их решения. Объектом исследования является занятость и безработицы России и США.
Методы исследования:
- обработка, анализ научных источников;
- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Рынок труда…………………………………………………………………...4
Сущность, виды и формы занятости………………………………………...5
Виды и формы занятости………………………………………………8
Сущность и формы безработицы………………………………..……..........9
Безработица в странах G20…………………………………………...12
Проблема безработицы и пути ее продления……………………………...15
Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы……………………………....15
Государственная защита населения в условиях безработицы……..19
Проблемы безработицы в США……………………………………..21
Методы борьбы с безработицей в США в сравнении с российскими методами………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………....26
Список литературы………………………………………………………...……27

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

2. Создание новых  рабочих мест. Для этого 6,2 млрд. рублей в этом году будет  выделено на стимулирование среднего  и малого бизнеса. Это единственная  системная мера правительства,  не только направленная на  снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. В результате программы 95 тыс. человек (из 6,5 млн. человек безработных) нашли работу попрограмме поддержки малого бизнеса.

3. Кредит на  собственный бизнес. На открытие  собственного дела безработные  смогут получить более 100 тысяч  рублей (в 2009 г. выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие для этого - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Программа самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных [7].

 Между тем недоступность кредитов для малого и среднего предпринимательства остается одной из основных проблем в России. Согласно опросу «Исследования сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса», проведенному совместно Российским микрофинансовым центром и Ситибанком, только 25 % бизнесменов в этом году получали кредиты и использовали их в целях бизнеса [6].

В результате 95 тыс. человек нашли работу по программе  поддержки малого бизнеса.

4. Пособия по  безработице. В 2009 году был  увеличен размер социальных выплат. Минимальное пособие по безработице составило 850 рублей (для тех, кто ранее не числился работающим), максимальное - 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы [7]. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты [4].

5. Помощь студентам.  Одной из мер снижения напряженности  на рынке труда в этом году  должна стать организация стажировок  для выпускников вузов. В программе  антикризисных мер на будущий  год указано, что стажировки могут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений или 70 % выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства. Однако данная мера невостребована у выпускников, так как работодатели платят стажерам традиционно мало, аиногда инеплатят вообще.

6. Переобучение. В 2009 году около 200 тысяч человек  прошли переобучение. Этого не  достаточно, поскольку поданным  Центра социальной политики, впереобучении  вРоссии нуждаются 10млн. человек.  Норассчитывать наперепрофилирование  могут только граждане, зарегистрированные вцентре занятости, аихчуть больше 2млн. Планируется развивать это направление и в 2010 году [7].

Все эти меры хоть и имеют определенные недостатки и требуют их доработки, однако они  уже принесли положительные результаты в форме снижения уровня безработицы на 2,8 % в 2010 году и напряженности на рынке труда. 0 год был объявлен президентом как год по борьбе с безработицей.авленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда.

4.2 Проблема безработицы в США

Массовая безработица  во время экономического кризиса 2008-2009 гг. стала настоящим бедствием  для американского народа. По оценкам  Департамента труда безработица  составляла в сентябре 2009 г. 9,8 % и  продолжает расти. В ряде штатов  безработица гораздо выше, например,  в Мичигане она превышает 15 процентов.

Бюро статистики  при Департаменте труда США систематически публикует  данные о масштабах  безработицы по штатам и отраслям в США. В отличие от расчета  количества безработных в России, Бюро статистики США не учитывает тех, кто не в состоянии найти работу на полный рабочий день или вынужден заниматься малоквалифицированным трудом (например, в ситуации, когда профессиональный токарь работает дворником). 

 

Таблица 4- Штаты  с повышенным и низким уровнем безработицы 

Высокий уровень  безработицы в штате Мичиган  связан с тяжелым состоянием автомобильной  промышленности, в  Калифорнии - дефицитом  бюджета, превышающим 25 млрд. долл. США, в Юте - особенностями религиозного отношения мормонов к работе.  Известно также, что в штате Вашингтон и в Вирджинии лучше работают центры занятости и ярмарки труда, что способствовало более низкому уровню безработицы.

Во время  рецессии 2009 г. безработица охватывает все отрасли экономики и сферы  услуг в США: не только  промышленность, строительство и транспорт, но и торговлю, финансы, сферу деловых и профессиональных услуг и даже индустрию развлечений и туризма. 

 

Таблица 5 –  Отраслевая структура безработицы

Наибольшее  сокращение штата произошло в  таких отраслях как строительство, обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, наименьшее - в горнорудной и нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве.   В России также как в США по сокращению штата лидируют промышленная (30,7 %), строительная  (12,3 %) отрасли. Отличие в отраслевой структуре безработицы двух стран заключается в том, что в России сельскохозяйственные работники пострадали намного больше. В нашей стране на сельскохозяйственную отрасль приходится 10 % сокращений, в сравнении с 1,3 % в США.

При этом наибольший уровень безработицы был зафиксирован среди жителей  США, находившихся  в возрасте от 16 до 19 лет (18,3 процентов). В отличие от ситуации в России, в США наблюдается высокий уровень безработицы в возрасте 55-59, что связано с дифференциацией приема на работу. Эта дискриминация по возрасту загоняет их в хроническую застойную форму безработицы и ведет к деквалификации. В России же безработица среди данной категории населения минимальная. 

Структура безработицы  по возрасту состоит следующим образом (Рисунок 4).

 Рисунок 4- Структура безработицыпо возрастным группам в США.

При сравнении  структуры безработицы по половому признаку в США за 2009 год и аналогичного показателя в России, видим, что расхождения  не значительные (доля женщин в нашей  стране на 3,5 % больше).

Безработных мужчин было почти на 2 млн. человек больше, чем женщин. Количество безработных  мужчин равнялось 7,2 млн. (или 57,8 %) В  феврале 2009 года безработных женщин в США было зафиксировано примерно 5,25 млн. человек (42,2 процента) [8]. 

Рисунок 5- Структура  безработицы по половому признаку в  США за 2009г

В России в отличие  от США работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально  защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и  по имеющимся у них гарантиям занятости). В США же эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком).

В условиях активного  рынка труда сравнительно большое  число лиц по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако продолжительность таких периодов в США невелика. Так, США, удерживает первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест [3].

 

4.2.1 Методы борьбы с безработицей в США в сравнении  с российскими методами

В 2009-2010 гг. в  США действует программа «План  Американского Восстановления и  Реинвестирования» предназначенная  для того, чтобы в краткосрочной  перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.

План заключается  в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных  инвестиций в экономику. Общая стоимость  этого проекта составляет 800-900 млрд. долларов США.

Блок 1. Помощь нуждающимся 

Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму. Этим выплата пособий в США отличается от выплат в России, поскольку в нашей стране пособие получают также и безработные ранее не работающие, но желающие ее найти.

Расчет уровня пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате  Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее зарабатывать не менее 600 долларов США в месяц, в штате Мэн - 3 376 долларов США, а в штате Вашингтон требуется указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в месяц) за оцениваемое время.

Кроме того, во многих штатах шансов на пособие не имеют люди свободных профессий и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Это еще одно отличие в осуществлении выплат в России и США.

Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении размеров выплат учитывается наличие в  семье безработного детей и иждивенцев.

Финансирование  программ переподготовки и повышения  квалификации безработных. Особое внимание уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет. Благодаря  данной программе 380 тыс. человек прошли переподготовку. Данное мероприятие по борьбе с безработицей используется и в нашей стране уже не первый год.

Блок 2. Инфраструктурные проекты 

Предусматривает такие проекты, как строительство  новых дорог, развитие общественного  транспорта, ремонт и инновация зданий, инвестиции в производство, которые ни только способствуют создания новых рабочих мест, но и выведут экономику из кризиса. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить 2,2 трлн. долл. США в течение ближайших пяти лет. Подобная направленность  политики по борьбе с безработицей  в США может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России.

Блок 3. Налоги

Президент США  Барак Обама предложил снизить  налоговое бремя на малый бизнес, в том числе на год освободить предпринимателей от уплаты налога на доход от прироста капитала, а также гарантировать им доступ к кредитам. По мнению президента, это должно привести к тому, что в 2010 году они вновь начнут набирать сотрудников.

В частности, предприятия  малого бизнеса могут списывать с налогооблагаемой базы до 250 тыс. долларов США, потраченных в качестве инвестиций.  Принятая программа предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до 600 долларов США).

Кроме того, президент  США обратился к конгрессу  с предложением повысить лимиты для  кредитов для малого бизнеса с 2 млн  долларов США до 5 млн долларов США [10].

Поддержка малого бизнеса действует и в России, однако комплекс мероприятий сводится только к предоставлению кредитов. Подобное направление на снижение налогового бремени необходимо использовать и в нашей стране.

В поле зрения американской политики занятости попала задача улучшения  структуры рабочих мест. Разрабатываются  программы, направленные на оптимальное использование потенциала работников. Основой таких программ в США является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному плану и консультирование по вопросам карьеры.

В отличие от российских методов, политика занятости  в США подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному  члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени  развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд [8].

Изучение российских и американских методов борьбы с  безработицей показало, что в сравнении  со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и местной власти в развитых странах, в частности у США, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие государственные органы в России для разработки и проведения политики занятости, крайне ограничены.

 

 

 

 

Заключение 

В данной работе был проведен анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском и американском рынках труда, сформулированы возможные  способы снижения безработицы.

При исследовании проблемы безработицы в России и  США была выявлена общая причина резкого увеличения уровня безработицы в 2008 - 2010 гг., связанная со спадом производства и структурными преобразования в экономике в результате кризисных явлений.

Основной проблемой  в структуре российской безработицы  является ее скрытый характер, а также доминирование циклической безработицы. Поэтому в России в 2009 году была принята антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране.

Произведенный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения  безработицы  на сегодняшний день являются активизация  государственной политики занятости  наряду с общим оздоровлением  экономического климата в стране.

Недостатком политики по борьбе с безработице в России является ее  краткосрочная направленность, осуществляема в основном за счет выплаты пособий и занятия безработных «хоть чем-нибудь». Поэтому новая активная политика на российском рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Политика по борьбе с безработицей в США происходит эффективнее, поскольку она способна не только снизить уровень безработицы  до естественного уровня, но и обеспечить устойчивый экономический рост. Следующие направления американской политики должны быть взяты на вооружение и в нашей стране:

1) применение  инфраструктурных проектов как  основного способа снижения безработицы; 

Информация о работе Рынок труда: занятость и безработица – особенности развития в различных странах