Территориальные
органы и государственные учреждения
службы занятости - это специальные
организации, существующие за счет
бюджета и осуществляющие свои посреднические
функции бесплатно как для работодателей,
так и для соискателей. Они трудоустраивают
работников любого уровня и квалификации,
в любые организации, но в основном, в государственные
структуры. Единственное требование, предъявляемое
человеку, встающему на учет в службу занятости
– человек должен быть безработным.
Органы
службы занятости совместно с
органами власти Российской Федерации
и органами местного самоуправления
осуществляют разработку и реализацию
государственной политики в области содействия
занятости населения. Услуги, связанные
с содействием занятости граждан, предоставляются
органами службы занятости бесплатно.
Работу
Федеральной государственной службы
занятости возглавляет и организует
федеральный орган исполнительной власти,
ведающий вопросами в области занятости
населения.
Территориальные
органы службы занятости не
являются структурными подразделениями
соответствующих органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления.
На территориях
субъектов Российской Федерации,
городских сельских поселений
и на других территориях органы
службы занятости координируют
свою деятельность с деятельностью
соответствующих органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления
в пределах их компетенции.
Существующая
конкуренция на рынке труда
приводит к тому, что на рынке,
наряду с государственными структурами,
все возрастающую роль начинает
играть негосударственная система
занятости, которая также занимается
трудовым посредничеством. Она имеет ряд
направлений своей деятельности.
Проблемой
занятости населения на государственном
уровне занимается биржа труда.
Биржа труда - это учреждение,
осуществляющее посредничество
между рабочим и предпринимателем
при совершении сделки купли-продажи
рабочей силы.
Биржа
труда, как рыночная структура,
выполняет следующие функции:
- сбор и
анализ информации о рынке
труда, его состоянии и перспективах;
- профориентация,
переподготовка и трудоустройство
населения;
- содействие
территориальной и профессиональной мобильности;
- участие в подготовке и реализации
программ занятости, участие в
решении проблем международного
сотрудничества по вопросам занятости;
- контроль за соблюдением трудового
законодательства;
- постановка на учет безработных
и оказание им помощи, социальная защита
населения и содействие местным органам
власти в организации общественных работ.
- Биржа
труда - наиболее развитая организационная
форма существования рынка рабочей
силы, занимающаяся посредничеством
при найме рабочей силы. Услуги оказываются
на бирже, как работодателям, так и работникам,
ищущим работу. Работодатели получают
от биржи труда информацию об «имеющейся
свободной рабочей силе, ее количестве,
качестве, профессиональном составе и
т.п.», а работники, желающие найти работу
или сменить ее - о свободных рабочих местах,
их территориальном расположении, оплате
труда и т.п.
Негосударственные
службы занятости, действующие
на рынке труда, могут оказывать
услуги по всем квалификационно-профессиональным
разрезам или специализироваться на подборе
персонала для предприятий определенной
отрасли и трудоустройстве граждан на
рабочие места определенной отраслевой
принадлежности.
Все
услуги негосударственных служб
занятости подразделяются на
типовые и оригинальные. К типовым относятся:
информирование и направлениях деятельности
агентства; формирование и ведение банка
вакансий с различной дифференциацией
должностей и профессий; подбор кандидатов
по требованиям работодателя; профессиональное
и психологические тестирование.
Отличительной
чертой работы негосударственных
служб занятости является индивидуальный
подход к каждому клиенту, стремление
в максимальной степени удовлетворить
запросы клиента, гибкость в
работе, использование современных
методик профессиональной диагностики.
Через негосударственные службы занятости
можно получить более высококвалифицированную
и высокооплачиваемую работу.
В процессе
своей деятельности негосударственные
структуры оказывают большой
спектр услуг консультационного
характера. Проводят работу, связанную
с выявлением потребностей и возможностей
конкретного человека или работодателя.
Деятельность частных агентств в определенной
степени регламентируется законодательством
о занятости, поскольку оказание услуг
в содействии трудоустройству, профессиональной
ориентации и психологической поддержке
безработных граждан и незанятого населения
осуществляется юридическими лицами на
основании лицензий, выдаваемых органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Эффективность
работы негосударственных служб занятости
обусловлена развитием конкуренции между
ними за свою нишу на рынке труда. Поэтому
они наиболее подвижны и быстрее откликаются
на требования рынка труда, совершенствуя
качество и расширяя количество предоставляемых
услуг.
Некоторые
негосударственные службы занятости
имеют свои печатные издания,
в которых публикуется информация
о свободных вакансиях.
Кроме
рассмотренных выше государственных
и негосударственных структур, на
рынке труда определенную роль
выполняют общественные организации,
которые, на наш взгляд, правомерно рассматривать
в качестве элементов инфраструктуры
рынка труда. Общественные организации
и объединения выражают интересы и отстаивают
права субъектов отношений на рынке труда
(профсоюзы - со стороны работников, ассоциации
- со стороны работодателей).
Наиболее
желательным способом повышения
заработной платы является расширение
спроса на труд, так как в
результате этого увеличивается
не только число рабочих, но
и ставки заработной платы.
При этом относительная величина повышения
заработной платы будет зависеть от эластичности
предложения труда.
Спрос
на труд может быть увеличен
путем изменения неценовых факторов,
сдвигающих соответствующую кривую
вправо вверх (увеличения спроса
на товары и услуги; повышения
предельной производительности труда
в результате улучшения технологий; изменения
цен на другие вводимые ресурсы).
К элементам
инфраструктуры рынка труда также
следует отнести социальные и
общественные фонды, финансирующие
мероприятия по социальному страхованию
и обеспечению занятости, а также информационные
механизмы, представленные информационно-аналитическими
системами сбора, анализа и прогноза информации
о развитии рынка труда и обеспечивающие
обмен информацией между его субъектами.
Деятельность всех звеньев инфраструктуры
рынка труда регулируется законами, указами,
постановлениями, приказами и другими
нормативными документами, устанавливаемыми
органами законодательной и исполнительной
власти, которые образуют нормативно-правовую
основу функционирования инфраструктуры
рынка труда.
Таким
образом, мы считаем, что правомерно
выделять следующие основные
звенья инфраструктуры рынка
труда:
Государственные
службы занятости.
Негосударственная
система занятости.
Кадровые
службы предприятий и фирм.
Общественные
организации и объединения, социальные
и общественные фонды.
Информационные
механизмы.
Нормативно-правовая
база.
Что
касается информационных механизмов
и нормативно-правовой базы, то
они обеспечивают условия функционирование
рынка труда, а также взаимосвязь между
работодателями и инфраструктурой рынка
труда, с одной стороны, и инфраструктурой
рынка труда и потенциальными работниками
- с другой стороны.
Инфраструктура
рынка труда, действуя в определенном
социально-экономическом и политическом
пространстве, находятся под влиянием
внешней и внутренней среды. Причем эти
факторы оказывают не прямое, а опосредованное
влияние, меняя, прежде всего качественные
и количественные характеристики рынка
труда, факторы его формирования.
Все факторы,
которые оказывают влияние на развитие
инфраструктуры рынка труда, условно можно
разделить на внешние и внутренние. Под
внешними факторами мы будем понимать
те, которые косвенным образом действуют
на развитие инфраструктуры. Влияние внутренних
факторов, на мой взгляд, связано с изменением
или развитием одного из элементов инфраструктуры
рынка труда, введением новых институтов.
В этом случае, в соответствии с необходимостью
соблюдения принципа системности инфраструктуры,
изменение одного из элементов влечет
изменение других. К внешним факторам,
на наш взгляд, следует отнести и международные
факторы.
Однако
глобализация мировой экономики
ведет к формированию мирового
рынка рабочей силы, который также
имеет свою инфраструктуру. Прежде
всего, элементами инфраструктуры мирового
рынка рабочей силы являются международные
организации, занимающиеся вопросами
регулирования трудовых отношений и миграции.
На региональных
уровнях и в рамках интеграционных
объединений также действуют
различные организации, занимающиеся
вопросами миграции.
Международный
рынок труда оказывает влияние
на развитие национального рынка
труда, что также находит свое
отражение во взаимодействии
элементов национальной и международной
инфраструктуры рынка труда.
1.3. Особенности рынка труда.
Функционально-организационная
структура рынка труда включает
в себя в условиях развитой
рыночной экономики следующие
элементы:
1. принципы
государственной политики в области
занятости и безработицы;
2. систему
подготовки кадров;
3. систему
найма, контрактную систему;
4. фонд
поддержки безработных;
5. систему
переподготовки и переквалификации;
6. биржи
труда; правовое регулирование
занятости.
На рынке
труда встречаются продавец и
покупатель, как при любой сделке
купли-продажи. Продавцы – это работники,
предлагающие свою рабочую силу (способность
к труду), а покупатели – это трудовые
коллективы или отдельные предприниматели,
которые могут самостоятельно решать,
сколько и каких работников им требуется.
На рынке
труда действует закон спроса и предложения
на рабочую силу, который влияет на заработную
плату. Закон спроса и предложения на рабочую
силу отражает несоответствие свободных
рабочих мест составу приходящих на рынок
труда работников по количественным и
качественным параметрам.
На рынке
труда происходит жестокий беспощадный
отбор наиболее способных и
предприимчивых. Слабых и неспособных
рынок не щадит. Но вместе
с тем он стимулирует высококвалифицированный
труд, способствует созданию жесткой
взаимосвязи между вкладом каждого
и полученным конкретным результатом.
Существовавшая
ранее в нашей стране административно-командная
система управления, при которой
государство как собственник
основных средств производства
централизованно планировало необходимое
для полной занятости число рабочих
мест, распределяло и перераспределяло
трудовые ресурсы, полностью разрушило
мотивацию к труду.
Международный
опыт свидетельствует, что рынок
труда не может существовать
вне конкурентной, основанной на
частной собственности экономики
и демократических общественных институтов.
Тоталитарное общество даже теоретически
исключает возможность существования
такого рынка, ибо не считает человека
равноправным, юридически и экономически
независимым от государства субъектом.
Такому государству не столь важно, используется
ли людской потенциал эффективно и согласно
с личными интересами человека или нет.
Для него значимо другое – иметь человека
в полном и безоговорочном подчинении
для любых нужд, а личные интересы удовлетворять
по минимуму, что исключает экономическую
и социальную независимость человека.
Это обеспечивает хотя и малоэффективную,
но почти полную управляемость людскими
массами. Свободный рынок труда в таких
условиях просто не нужен, более того,
он был бы серьезной помехой, хотя его
антипод – распределение рабочей силы,
обслуживающее дефицитную по своей природе,
принадлежащую государству экономику
тоже называется рынком труда.
Национальный
рынок труда охватывает все
общественное производство –
через него каждая отрасль
получает необходимые ей кадры
не только заданного профессионально
– квалификационного состава, но и определенных
культурных и этико-трудовых достоинств,
адекватных требованиям экономики.
На рынке труда реализуется
возможность:
1. свободного выбора профессии,
отрасли и места деятельности,
поощряемого приоритетными предложениями
(уровень оплаты труда, возможности реализации
творческих замыслов и т.д.);
2. найма
и увольнения при соблюдении
норм трудового законодательства,
защищающего интересы граждан
в плане гарантий занятости,
условий труда, его оплаты;
3. независимой
и вместе с тем экономически
поощряемой миграции трудовых
ресурсов между регионами, отраслями
и профессионально – квалификационными
группами, которой обычно сопутствует
улучшение условий жизни и
трудовой деятельности, чему способствует
наличие высокоразвитых, повсеместно
доступных населению рынков высококачественного
жилья, потребительских товаров культурных
и духовных ценностей;