Несмотря
на всю сложность экономической
ситуации, начиная с предприятий
до области включительно должны
быть, составлены программы высвобождения
мало - и неквалифицированных рабочих,
а также тяжелым физическим, не престижным
и вредным по условиям трудом, которые
подлежат первоочередному высвобождению.
Необходимо закончить создание
полной системы сбора, обработки
и выдачи информации Государственной
службы занятости, предусмотрев автоматическое
поступление информации от предприятий
и организаций о каждом освободившемся
и свободном рабочем месте, условиях работы
на нем, размере заработной платы.
Следует
в корне изменить философию
отношения к Государственной службе занятости,
сложившуюся сейчас. Необходимо четко
понять, что служба занятости – это в первую
очередь орган по оказанию услуг на рынке
труда, и ее работа чаще всего сводится
к организации перераспределения рабочей
силы на имеющиеся вакантные рабочие места.
Требовать, чтобы служба занятости создавала
новые рабочие места (или даже ставить
задачу), неразумно.
В части
переобучения или первичного
обучения безработных служба
занятости со стороны работодателей
должна иметь социальный ориентир
– заказ, и под него из числа безработных
подбирать контингент обучающихся.
Необходимо
создать максимально благоприятные
условия со стороны государства
для развития коллективной и
индивидуальной предпринимательской
деятельности. Это могло бы в значительной
степени расширить число рабочих мест
и снизить напряженность на рынке труда.
Следует
упростить процедуру выезда за
рубеж на временное трудоустройство.
Это позволило бы уменьшить
численность безработных на рынке
труда, улучшить материальное положение
как самих безработных и членов их семей,
так и увеличить возможные поступления
в республику валютных средств.
Целесообразно
проработать, а возможно, и в
законодательном плане решить
вопрос об экономическом стимулировании
(обязательном с одновременной выплатой
пособия) лиц, готовых оставить производство
за 2-3 года до наступления пенсионного
возраста (при наличии трудового стажа
для последующего начисления пенсии).
Это создало бы существенные предпосылки
для приведения численности работающих
в соответствие с фактической потребностью
и одновременно для трудоустройства молодежи
(в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов,
вузов). Лица предпенсионного возраста,
ушедшие на льготную пенсию, могли бы более
широко использоваться на общественных
работах, куда молодежь в силу их непрестижности
идти не хочет.
Нужно
последовательно проводить курс
на разукрупнение предприятий,
что позволит более оперативно
решать вопросы ускорения освоения
новой продукции и увеличения
занятости, а также уменьшения
влияния узкой специализации отдельных
рабочих мест, требующей постоянной переподготовки
кадров при изменении технологического
процесса. В настоящее время именно безработные
с узкой специализацией (к тому же нередко
с продолжительным стажем работы по ней)
испытывают наибольшие затруднения при
трудоустройстве.
В сложившихся
экономических условиях целесообразно
ввести положение (возможно, даже
законодательно), при котором преимущественное
право на переподготовку как
внутри предприятия (оперативное
или опережающее переобучение), так
и иным образом (в учебных учреждениях
через систему Государственной службы
занятости), а также право первоочередного
трудоустройства должны получать женщины,
воспитывающие детей; главные кормильцы
семьи; молодежь, окончившая учебные заведения
(право первого места работы).
Необходим
поиск решений процесса «выхода»
молодежи на рынок труда, развитие
у нее «предпринимательского
чувства». Иными словами, необходимо
существенное улучшение профессионального
ориентирования молодежи на выбор
будущей профессии, осознание ею того,
что на протяжении трудового пути профессию,
возможно, придется менять неоднократно.
Необходимо
ускорить создание отраслевых, территориальных
и республиканских объединений
нанимателей, которые должны взять
на себя функции отраслевых министерств,
Госплана и Минэкономики по вопросам определения
реальной потребности в кадрах специалистов
и рабочих по отдельным профессиям и организации
их последующего трудоустройства.
Поскольку
структурная перестройка в практически
не начиналась, хотя она неизбежна,
важным является разработка программ
обеспечения занятости по конверсионным
предприятиям.
Необходимо,
особенно на местах, приступить
к разработке серьезных перспективных
программ по обеспечению занятости
населения. Инициативу в этом
деле в первую очередь должны проявить
местные органы власти. В разработке таких
программ должны участвовать самые квалифицированные
специалисты, хорошо знающие проблему,
располагающие достоверной информацией
о перспективах развития предприятий
и отраслей региона, развитии предпринимательского
сектора.
На уровне
регионов необходимо как можно
скорее осуществить расчеты численности
работников, подлежащих высвобождению
при различных экономических
ситуациях.
Учитывая,
что многие предприятия работают
в режиме неполной рабочей недели, целесообразно
организовать в нерабочие дни упреждающее
(оперативное или опережающее) профессиональное
переобучение за счет средств предприятий
или Фонда содействия занятости по широкому
спектру профессий для повышения конкурентоспособности
работников на рынке труда, на котором
могут оказаться и часть из тех, кто сегодня
работает. Организация подобного переобучения
может быть осуществлена как на предприятиях
непосредственно в привычных для работающих
условиях, так и через службу занятости
с учетом возможного спроса на перспективные
профессии на рынке труда. Упреждающее
обучение (переобучение) позволил бы сократить
размеры выплаты пособия по безработице
в ожидании начала обучения, поскольку
высвобожденный работник уже сразу регистрировался
на рынке труда в качестве безработного
с двумя профессиями, что расширяло возможности
его трудоустройства.
Таким
образом, положение дел на рынке
труда необходимо рассматривать
как сложную систему, состояние
которой улучшается или ухудшается
от степени ее изученности и управляющих
воздействий на разных уровнях, как по
горизонтали, так и по вертикали. Мнение,
что рынок труда есть нечто стихийное,
абсолютно неверно. Он в значительной
степени управляем при должной продуманности
и комплексном подходе.
Заключение
Итак, на рынке труда начало
экономического подъема сопровождается
появлением большого количества
новых экономически эффективных
рабочих мест, преимущественно в
производственном секторе.
Кроме того, имеется избыток
дешевой и высокопроизводительной
рабочей силы, то есть, высок уровень безработицы.
Наконец,
рабочая сила должна быть достаточно
мобильной.
Ничего
этого на отечественном рынке
труда нет. Платежеспособный спрос
со стороны работодателей есть
в основном в финансовом секторе
и сфере услуг. Уровень безработицы
в России такой, как в благополучной Швеции,
а потенциально свободная рабочая сила
привязана к своим экономически неэффективным
рабочим местам подачками государства
и невозможностью свободной миграции
по стране.
Конечно,
экономический подъем нельзя смоделировать
в кабинетах. Но есть вещи очевидные. Совершенно
необходимо создать преобладание предложения
труда над спросом. Подъем уровня безработицы
неизбежен – нерентабельные предприятия
не имеют права на жизнь. Государству по
силам снизить доходность «спекулятивного»
сектора экономики, что автоматически
снизит там уровень заработной платы.
Одновременно нужно обеспечить достаточный
уровень мобильности и большое количество
экономически эффективных рабочих мест
(прежде всего в реальном секторе). Последнее,
пожалуй, самое трудное. Наше государство
на это не способно – оно как раз самый
неэффективный в экономическом смысле
работодатель. Нужны люди, способные создавать
новые эффективные рабочие места. И здесь
от властей требуется просто не мешать
обременительными налогами, неграмотным
протекционизмом и излишним человеколюбием.
Порочный круг «выпустим еще ГКО – выплатим
задолженности по зарплате» должен быть
разорван. Большинство населения любой
страны способно лишь занимать готовые
рабочие места – и только малая часть
может открывать новые. Создатели новых
эффективных рабочих мест появлялись
при любом экономическом подъеме. Это
профессиональные менеджеры и управленцы
– типичные представители пресловутого
среднего класса. Спрос на них со стороны
элиты, уже раскупившей практически всю
бывшую госсобственность, растет. Именно
средний класс – союзник государства
на рынке труда в ситуации экономического
подъема (он-то его и обеспечивает).
В идеале
в России следует создать максимально
гибкий, но по возможности легализованный
рынок труда, гарантирующий низкую безработицу
и устойчивые высокие темпы экономического
роста (3-5% в год с соответствующим ростом
заработной платы). Для этого придется
немало поработать, прежде всего, над правовой
инфраструктурой. Необходимо ввести срочность
контрактов; ликвидировать пожизненный
наем, формально доминирующий сегодня
в России; предусмотреть и обеспечить
относительную простоту увольнения экономически
избыточных работников, даже в случае,
когда контракт не истек, потому что эта
избыточность способствует неэффективному
распределению трудовых ресурсов и, в
конечном счете, уменьшает занятость.
Низкий размер пособия при увольнении
является одним из факторов, обеспечивающих
мобильность рабочей силы. Коллективные
договоры должны заключаться преимущественно
на уровне предприятия. Коллективные же
договоры на уровне отраслей, регионов,
тем более общенациональном не должны
иметь обязательной силы. Это вносит огромные
диспропорции в размер заработной платы
и способно привести к разорению многих
предприятий, которые в противном случае
могли бы выжить. Право на забастовки должно
быть обеспечено, безусловно. Но его необходимо
дополнить эффективным арбитражем, механизмами
обеспечения исполнения индивидуальных
и коллективных трудовых договоров –
это то, чего сейчас нам не хватает: до
суда не всегда могут достучаться даже
крупные работодатели или профсоюзы, не
говоря уже об отдельном работнике.
Минимальная
оплата труда должна поддерживаться
в пределах 20% средней заработной
платы – это уровень, характерный для
развитых стран с низким уровнем безработицы.
Есть
еще одна проблема, с которой
российский рынок труда пока
не справляется: межрегиональная
мобильность. Насколько остро
стоит проблема территориальной
мобильности, мы можем судить
хотя бы по разбросу безработицы и средней
заработной платы по регионам: дифференциация
первой – более 20 раз, второй – 12. В Москве
огромный дефицит трудовых ресурсов, потому
что зарегистрированная безработица здесь
составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике
свидетельствует об остром дефиците рабочей
силы. А рядом в Ивановской области огромный
избыток рабочей силы, высочайшая открытая
безработица. Наличие таких диспропорций
это тоже прямой вычет из экономического
роста и фактор повышенной безработицы.
Здесь
не срабатывают в первую очередь
экономические факторы, связанные
с рынком жилья, – даже прописка
в данном случае дело третьестепенное.
Одно из основных препятствий
для внутренней миграции –
субсидирование оплаты жилья.
Рынок официально арендуемого жилья
у нас невозможен просто потому, что муниципальное
жилье оплачивается по цене ниже рыночной.
Естественно, спрос на него во много раз
превышает, предложение. Это дефицит, административно
распределяемый ресурс. Поэтому, если
человек оставил свое арендуемое жилье
в одном регионе, он не может получить
его в другом. Значит, переехать он может,
только поменявшись. А возможность обмена
зависит от баланса миграции. Если этот
баланс – жестко асимметричен, обмен становится
практически невозможен, что в свою очередь
блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно
50% россиян. Следовательно, половина населения
страны не имеет возможности переместиться
в другой регион в поиске работы. Другая
половина населения – собственники жилья,
это довольно высокий показатель. С точки
зрения влияния на занятость, миграцию,
безработицу это отрицательный фактор.
Чтобы исправить сложившееся положение,
прежде всего, нужно сформировать рынок
закладных и жилищного кредита чтобы хоть
как-то облегчить собственникам жилья
его продажу в одном месте и покупку в
другом. Но собственность все равно привязывает
человека к месту. Поэтому мы должны поощрять
переход к аренде в жилищной сфере.
В завершении
вышесказанного отмечу, что сегодняшний
российский рынок труда характеризуется
несбалансированностью и неравновесностью.
Перспективы выхода российской экономики
из кризисного состояния во многом зависят
от выбора модели занятости, применения
эффективных методов регулирования рынка
труда с целью устранения диспропорций
и деформаций.