Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
Объектом исследования является Россия (российский рынок труда).
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние рынка труда.

Содержание работы

Введение
1.РЫНОК ТРУДА: ТЕОРИЯ ВОПРОСА
1.1. Сущность рынка труда
1.2. Инфраструктура рынка труда
1.3. Особенности рынка труда.
2. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА
2.1. Характеристика рынка труда и занятости в современной России
2.2. Сущность занятости
2.3. Виды и формы занятости.
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 

5. По числу  занятых в России лидировал  в первый период реформ государственный сектор, на него приходилась половина всех работающих в народном хозяйстве, 17% на предприятиях смешанных форм собственности, 33% -в частном секторе. Кроме того, в производственных отраслях удельный вес частных предприятий и занятых на них ниже, чем в торговле и сфере обслуживания.

 

6. Рынок определяет рациональную  структуру занятости с точки  зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его  структура может быть неэффективна  с социальной точки зрения, с  позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства.

 

 Рынок  труда в настоящее время, несмотря  на достаточно жесткое регулирование,  является наименее институциализированным  элементом в структуре современной  отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

 

 

2.2. Сущность  занятости

 

 

 В экономических  науках нет единства мнений в определении занятости, возможно оттого, что этой проблемой занимались специалисты преимущественно в прикладных исследованиях и разработках (статисты, плановики, демографы). Но большинство ученных трактуют занятость как деятельность людей. Правда, А.Э.Котшер отрицает такую трактовку занятости. Он считает, что в отличие от труда занятость не деятельность, а общественное отношение между людьми по поводу включения работника в конкретную операцию труда на определенном рабочем месте. Но данное определение имеет ряд недостатков. Во-первых, неправомерно противопоставлять труд и занятость, потому что и то, и другое есть реализация трудовых способностей, и отождествлять их нельзя: труд и занятость отличаются друг от друга как сущность и внешняя форма осуществления способности к труду. Во-вторых, нельзя противопоставлять содержание занятости как деятельности ее общественной форме, это означало бы лишить общественную форму занятости ее материального вещественного содержания.

 

 

 В общем,  занятость населения – это показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и др. Этот показатель рассчитывается как коэффициент занятости, который представлен в виде относительной величины – отношение численности лиц, занятых во всех сферах хозяйственной, управленческой, образовательной и иной деятельности, к численности всего трудоспособного населения. К занятому населению относятся все работающие по найму, предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой; лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, фермеры, члены кооперативов, избранные и назначенные на оплачиваемые должности, военнослужащие, студенты ВУЗов, учащиеся средних специальных заведений и ПТУ, школьники старших классов.

 

 Следует  различать занятость глобальную (всеобщую) и экономическую. Глобальная  занятость включает в себя, помимо  экономической занятости, учебу  в общеобразовательных, средних  специальных, высших учебных заведениях; ведение домашнего хозяйства и воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами; участие в органах государственной власти, общественных организациях; службу в вооруженных силах.

 

 Экономическая  занятость подразумевает участие  трудоспособного населения в  общественном производстве, включая сферу услуг. Этот вид занятости имеет первостепенное значение, ее соотношение с другими видами деятельности, особенно с учебой. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны. Экономическая занятость имеет следующие характеристики:

 

1. общественно-полезной  деятельностью людей по производству  материальных благ и услуг  (причем не только материальные, но и духовные, культурные, социальные  услуги), благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей;

 

2. обеспечение  деятельности конкретным рабочим  местом, что позволяет трудящемуся  реализовать свои физические  и духовные способности к труду;  отсюда важное значение для  занятости имеет сбалансированность трудовых ресурсов с количеством рабочих мест в количественном и качественном аспектах;

 

3. занятость  является источником дохода в  виде заработной платы, прибыли  и других формах, где доход  может выражаться в денежной  и натуральной формах.

 

 Таким  образом, экономическая занятость  – это общественно-полезная деятельность  по производству общественного  продукта, подкрепленная конкретными  рабочими местами и служащая  источником дохода.

 

 Важное  значение имеет различие занятости  законной и незаконной (т.е. воровство, подпольная деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации наркотиков, оружия и т.д.); критерием здесь служит соответствие или противоречие вида деятельности действующему законодательству.

 

 Вернемся  к оценке потребности в рабочей силе и рабочих местах. Коэффициент занятости населения охватывает почти все группы трудоспособного населения и поэтому его показатель выражает очень усредненную величину. Центральный же вопрос анализа занятости – это выявление динамики, факторов и обстоятельств занятости группы наемных рабочих. Коэффициент их занятости представлен отношением численности занятых наемных работников к численности работников, ищущих работу. В этом соотношении нашли свое отражение две группы потребностей: рабочих – в работе, а работодателей – в рабочей силе. Уровень занятости определяется спросом на рабочую силу. А потребность производства в работниках предопределена количеством рабочих мест, которые необходимо заполнить людьми, чтобы достичь запланированного объема производства. Сами же рабочие места – это особый способ оформления средств производства, производственных мощностей предприятия.

 

 Таким образом, объективная  основа занятости рабочих заключается  в масштабах и качестве вовлеченных  в производство средств труда. Зависимость потребностей производства в рабочей силе от масштабов средств труда (от рабочих мест) выступает как общеэкономический закон занятости наемных рабочих.

 

 Регулирование  занятости населения можно осуществлять  различными путями:

 

1. путем  изменения потребности самого  производства в рабочей силе, что и достигается вводом новых  мест, предусмотренным соответствующими  национальными и региональными  программами.

 

2. путем  изменения (уменьшения) потребности  в рабочих местах со стороны  рабочих, что происходит в связи с осуществлением государством масштабных социальных и социально-экономических мероприятий (расширение контингентов молодежи, обучающейся с отрывом от производства, льготные отпуска женщинам с малолетними детьми, сокращение возраста выхода на пенсию отдельным группам работников и т.д.).

 

 Важное  значение в разработке и осуществлении  планов по регулированию занятости  имеет уяснение закономерностей  ее динамики; значительные достижения  в их исследовании имеют экономисты  Запада.

 

 Существует определенная взаимосвязь между изменениями объема производства, производительности труда и занятости. У нас долгое время было распространено однозначное мнение о том, что рост производительности труда на основе развития науки и техники, сопровождается повышением «органического строения капитала», неизбежно ведет к увеличению безработицы. Конечно же, при внедрении технических усовершенствований происходит вытеснение части занятых работников из производства, но это в краткосрочном плане. В долгосрочном же взаимосвязь между техническим прогрессом, ростом производительности труда и занятости – неоднозначно, а более сложно. Ведь, как известно, прогресс науки и техники сопровождается возникновением новых производств и даже отраслей, которые порождают спрос на рабочую силу. В целом единственная надежная стратегия, направленная на обеспечение устойчивой и высокооплачиваемой занятости, должна базироваться на повышении производительности труда на основе НТП (Научно-Технического Прогресса).

 

 Другая  зависимость в рыночной экономике существует между уровнем безработицы и инфляцией («кривая Филипса»). В результате исследования измерения заработной платы в Великобритании за 1861-1957 г.г. профессор У. Филипс пришел к выводу о существовании инверсионной (обратной) зависимости между уровнем безработицы и увеличением денежной заработной платы. Чем выше уровень безработицы, тем ниже уровень инфляции заработной платы.

 

 

 

2.3. Виды  и формы занятости.

 

 

 Практическая  потребность учета населения  вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.

 

 Выделяют  также различные формы занятости  — организационно-правовые способы,  условия трудоиспользования, группировка  которых по отдельным признакам представлен в приложении 2. Кратко охарактеризуем отдельные формы занятости.

 

 По способу  участия в общественном труде  занятость населения можно подразделить  на занятость по найму и  самостоятельную занятость.

 

 Занятость  по найму представляет собой  отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы.

 

 Самостоятельная  занятость (self-employment) для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.

 

 По режиму рабочего времени  принято выделять занятость с  режимом полного рабочего времени  и неполную (частичную) занятость.  Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.

 

 По регулярности  трудовой деятельности занятость  подразделяется на постоянную, временную,  сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже — каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

 

 По легитимности  трудоустройства занятость подразделяется  на формальную и неформальную. Формальная занятость — это  занятость, зарегистрированная в  официальной экономике. Неформальная занятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.

 

 По условиям  организации трудовых процессов  занятость подразделяется на  стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

 

 занятость,  связанная с нестандартными режимами  рабочего времени, такими, как  гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

 

 занятость,  связанная с социальным статусом  работников: самостоятельные работники,  помогающие им члены семьи;

 

 занятость  на работах с нестандартными  рабочими местами и организацией  труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

 

 занятость  по нестандартным организационным  формам: временные работники, совместительство.

 

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА

 

 

 Учитывая  сложность ситуации на рынке  труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

 

 Поскольку  данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

 

 Необходимо  определить проекты государственной  значимости, для которой в первоочередном  плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

 

 На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Информация о работе Рынок труда