Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе. В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей-продажей.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 990.00 Кб (Скачать файл)

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни  конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут,  лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции  трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений  других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего для  России наиболее приемлемой будет европейская  модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

Вместе с тем особенностью современной государственной политики России  является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного  к основным принципам регулирования  трудовых отношений можно отнести  следующие:

  • признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны – работника;
  • учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
  • гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
  • учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
  • установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3. Состояние и проблемы российского рынка труда.

        На современном этапе развития экономики сложились реальные предпосылки для реализации стратегических целей развития страны: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе развития эффективной занятости, обеспечивающей динамичный и устойчивый экономический рост. Однако ситуация на общероссийском рынке труда пока еще характеризуется наличием ряда проблем, требующих своего решения, куда относятся:

- невысокая экономическая эффективность занятости в России, проявляющаяся в отставании от развитых стран по производительности труда, наличии значительных объемов избыточной численности работников на предприятиях (особенно вспомогательных и административных подразделений), вынужденной неполной занятости, скрытой безработицы и теневого рынка труда, производстве неконкурентоспособного продукта, который не находит сбыта на рынке;

- основными тенденциями спроса на общероссийском рынке труда в 2000-2008 гг. являются: рост спроса на инженерно-технических работников с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих; рост спроса на сезонных, временных работников; снижение спроса на труд со стороны убыточных отраслей и регионов;

- основными тенденциями предложения на рынке труда являются: временное увеличение численности трудовых ресурсов, рост фактической безработицы; расширение теневых форм предложения труда; переизбыток предложения экономистов, юристов, учителей; отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики; рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки;

- превышение предложения рабочей силы над спросом, поскольку реструктуризационные процессы реформирования экономики России, модернизация убыточных производств и убыточных отраслей, участие в процессах глобализации мирового хозяйства и вступление России в ВТО активизируют высвобождение работников, которое на данном этапе не в полной мере компенсируется приростом спроса на труд;

- растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения: профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в полной мере учитывает запросы рынка труда;

- усиливающаяся регионализация рынков труда, появление устойчиво критических и напряженных рынков труда, ситуация на которых значительно хуже средненациональной картины: к таким рынкам труда в большинстве случаев относятся либо преимущественно аграрные рынки труда, либо моногорода (населенные пункты, занятость в которых привязана к одному-двум крупным градообразующим предприятиям). Если эти предприятия находятся в неустойчивом финансово-экономическом положении, то рынок труда моногорода становится напряженным;

- наличие нелегальной трудовой миграции;

- низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда, что затрудняет внешнюю трудовую миграцию.

В настоящее время ситуация на общероссийском рынке труда выглядит следующим образом. По состоянию на 26 декабря 2008 г. 186 организаций уже заявили о переводе части работников на режим неполного рабочего времени, предоставлении вынужденных отпусков, а также простое. При этом суммарная численность работников, находившихся в простое по вине работодателей и работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе работодателей, составила 81195 человек.

По данным мониторинга на конец ноября 2008 г. численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1 млн. 293 тыс. человек.

В январе эта цифра превысила 1,5 млн. человек. При этом наиболее значительные увольнения в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников произошли в Пермском крае, Свердловской, Челябинской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Нижегородской, Саратовской, Курганской, Новосибирской областях, Алтайском и забайкальском краях.

По состоянию на 13 января 2009 г. 876 предприятий заявили о работниках, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работниках, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, суммарная численность которых составила 342 308 человек. В том числе:

- численность работников, находившихся в простое по вине администрации, составила 154 274 человека; численность работников, работавших неполное рабочее время - 236 416 человек;

- численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации - 58 809 человек.

Конечно же эта информация основана только на официально заявленных случаях - в соответствии с п. 2 ст. 25 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить о б этом в органы службы занятости не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее, чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Устойчивость социально-экономического развития государства определяется численностью и качеством населения, его трудового потенциала, степенью сбалансированности профессионально-квалификационной структуры кадров и потребностей в рабочей силе, уровнем ее конкурентоспособности на рынке труда. Снижение численности населения неизбежно влечет за собой сокращение трудовых ресурсов, т.е. предложения рабочей силы на рынке труда.

Следует отметить, что общая ситуация на рынке труда России характеризуется следующими наиболее заметными тенденциями:

- за период с 1990-2006 гг. отмечается снижение численности постоянного, а также занятого населения соответственно - на 3,9% и 9,5%, что в первую очередь, обусловливается превышением уровня смертности над рождаемостью при ослаблении влияния миграционного прироста на численные потери населения;

- сокращение численности населения сопровождается его демографическим старением из-за уменьшения доли детей в общей численности населения вследствие снижения рождаемости и роста смертности, особенно мужчин трудоспособного возраста. Средний возраст населения изменился в России с 35 лет в 1989 г. до 39,6 лет в 2005 г.

И в долгосрочной перспективе сохранится тенденция естественной убыли населения. Ожидается ухудшение возрастной структуры населения за счет снижения в ней доли детей и подростков. Появится тенденция снижения численности лиц трудоспособного возраста. По среднесрочному прогнозу в 2011 году численность граждан трудоспособного возраста составит 87,6 млн. человек, что на 2,6 млн. человек (на 2,9 %) меньше, чем в 2006 году.

Для преодоления неблагоприятных тенденций основной целью демографического развития должно быть укрепление здоровья и снижение смертности населения, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей.

 

 

     4. Меры по поддержке рынка труда  и перспективы его развития.

   4.1 Меры  по поддержке рынка труда.

        В связи с глобальным экономическим кризисом и в преддверии возможного массового высвобождения работников, которое по прогнозам экспертов коснется в первую очередь металлургии, машиностроения, химической промышленности - отраслей с высоким уровнем средней зарплаты и других градообразующих предприятий, а также таких видов экономической деятельности, как дорожное строительство и грузоперевозки, государством предприняты попытки сгладить социальный эффект от подобных негативных явлений.

Минздравсоцразвития России и Роструд ведут постоянный мониторинг рынка труда, в процессе которого выявляются:

- причины увольнения работников (отдельно по каждой организации с указанием вида экономической деятельности);

- предполагаемые сроки (этапы) увольнения;

- численность работников, предполагаемых к увольнению и высвобожденных из организаций;

- численность работников и время нахождения в простое, отпуске по инициативе администрации;

- численность работников, работающих неполное рабочее время;

- меры, осуществляемые органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации, в том числе содействие в трудоустройстве, признание безработными, направление на профессиональное обучение, оказание содействия в переезде в другую местность с целью трудоустройства, выдача предложений об оформлении пенсии досрочно в соответствии с законодательством о занятости населения.

Выше уже была проанализирована ситуация на общероссийском рынке труда в настоящее время. Вероятно в действительности ситуация выглядит несколько хуже, поскольку не все организации представляют данную информацию. При том, что в Бюджете-2009 уже заложен прогноз, что безработных в стране будет в районе 1,6 млн человек.

В этих условиях и принимаются дополнительные меры по укреплению рынка труда.

Прежде всего повышен максимальный размер пособия по безработице - с 1 января 2009 г. он составил 4900 руб. против планировавшихся ранее 3400 руб. [7]. По словам Министра Минздравсоцразвития России Т. Голиковой 4900 руб. - это 30% от средней зарплаты в экономике по итогам августа.

Информация о работе Рынок труда