Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе. В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей-продажей.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 990.00 Кб (Скачать файл)

- разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижение рисков смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

- развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

- переход от выплаты компенсаций за особые условия труда, основанные на статусном (списочном) подходе к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.

Четвертая - формирование прозрачных правил функционирования рынка труда, регулирования трудовых отношений и эффективности контроля их исполнения:

- развитие правовой базы регулирования трудовых отношений и рынка труда в условиях усиления конкуренции на рынке труда и ускорения обновления производства;

- обеспечение соблюдения установленных норм и правил, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;

- координации политики на рынке труда, включая такие сферы как заработная плата и социальная защита работников, на основе механизмов социального партнерства. Такая координация должна быть ориентирована, прежде всего, на защиту интересов и подержание конкурентоспособности наиболее конкурентоспособных в мировой экономике секторов. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений должна стать реальным органом, способствующим развитию механизмов социального партнерства и координации политики на рынке труда [9].

В результате опережающего сокращения занятости в 90-е годы в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве структура занятости в России приблизилась к структуре занятости в развитых европейских странах в значительно большей степени, чем структура производства или относительный уровень заработной платы. В 2010-2020 годах процесс постепенного приближения к структуре занятости, характерной для развитых стран, продолжится, хотя его интенсивность снизится. С учетом того, что значительная часть российского населения (свыше 25 %) проживает в сельской местности, доля занятых в первичном секторе экономики едва ли сможет снизиться более чем на 3 процентных пункта (с нынешних 10-11 % до 7-8 %). С ростом открытости российской экономики и усилением рыночной конкуренции продолжит терять рабочие места также и вторичный сектор (промышленность, строительство, сельское хозяйство), хотя не так активно, как в 90-е годы. В результате к 2020 г. доля вторичного сектора в обшей численности занятых может предположительно упасть на 3-4 процентных пункта (с нынешних 29% до 25-26 %). Соответственно доля третичного сектора (сферы услуг) может возрасти на 6-7 процентных пунктов, при этом можно ожидать дальнейшего расширения занятости в «рыночных услугах» (за исключением транспорта), при их сокращении в сфере «социальных услуг» (образовании и здравоохранении).

В сопоставлении с другими странами в российской экономике существует непропорционально много работников, с одной стороны, с высокой (45% всех занятых), и, с другой стороны, с самой низкой квалификацией (24 %). Две трети российских работников имеют третичное образование - либо высшее (26,3 %), либо среднее специальное (35,7 %) [9]. В то же время недостает специалистов среднего уровня квалификации и образования: служащих, занятых подготовкой информации и квалифицированных рабочих. Относительно избыточный образовательный и квалификационный уровень российской экономики показывает значительный нереализованный потенциал повышения эффективности использования существующей рабочей силы, а также потребность в новом качестве профессиональной подготовки и образования, их большего соответствия нынешним и перспективным потребностями рынка труда.

Сложившийся в настоящее время и прогнозируемый в долгосрочной перспективе дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы обуславливает устойчивое превышение темпов роста реальной заработной платы над темпами роста производительности труда, а также является препятствием для полного выравнивания уровней заработной платы между социальным, преимущественно бюджетном и частным рыночном секторами экономики. В 2011-2020 годах ожидается среднегодовой рост реальной заработной платы на 8-8,5 % при росте производительности труда в экономике на 6,7-7,5 %.

В Концепции не нашла отражения еще одна проблема российского рынка труда. Целью государственной региональной политики провозглашено повышение сбалансированности пространственного развития российской экономики, в том числе уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения между регионами и внутри регионов. Одним из принципов региональной политики объявлено эффективное распределение полномочий между уровнями власти, а также между федеральным центром, субъектами федерации и местным самоуправлением. Но как быть с большими ножницами, которые имеются между регионами по уровню безработицы.

По данным Росстата, в 2007 году минимальные уровни общей безработицы отмечались в г. Москве (0,8 % к численности экономически активного населения), Московской области (2,0 %), г. Санкт-Петербурге (0,7 %), Тульской области (2,6 %). Липецкой области (2,8 %) и др. От этих регионов с огромным отрывом идут территории с максимальными уровнями общей безработицы, которые зафиксированы в Чеченской Республике (53,0 %), Республике Ингушетия (47,3 %), Республике Дагестан (20,2 %), Карачаево-Черкесской Республике (18,3 %), Республике Тыва (17,1 %), Республике Калмыкия (14,4%), Республике Бурятия (12,9 %) и др. Как могло государство, имея колоссальные ресурсы, допустить такое?

Даже, если взять федеральные округи - отличия в разы. Так, по сравнению с уровнем общей безработицы в Центральном федеральном округе (3,1% к численности экономически активного населения), в Южном федеральном округе он был выше в 3,8 раза, в Сибирском федеральном округе - в 2,5 раза, в Дальневосточном федеральном округе - в 2,2 раза. Разрыв в уровнях между данными округами в 2004 году был значительно ниже и составлял соответственно: 2,8 раза, 2,2 раза и 1,9 раза [20].

Известно, что увеличение безработицы на 1% над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВВП по сравнению с потенциальным на 2,5 %. Для России естественный уровень безработицы составляет 5-6 %, что подтверждают ученые Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В концепции должен быть определен инструментарий, посредством которого можно было бы исключить такие ножницы, сократить разрыв уровня безработицы между субъектами Российской Федерации, разработать стратегию по снижению безработицы в кризисных регионах.

Еще одна задача Концепции по развитию рынка труда - развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов.

Сегодня государственное поощрение внутренней трудовой миграции довольно низкое, т.к. государство чрезвычайно скудно помогает внутренним мигрантам. Специалисты службы занятости, например, не понимают, почему соотечественникам, приезжающим по госпрограмме переселения из-за рубежа, предлагаются несравнимо более выгодные условия переселения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

      Таким образом, рынок труда - это специфический рынок, на котором в качестве товара выступает рабочая сила (поскольку сам по себе труд не является товаром и объектом рыночных отношений быть не может).

На рынке рабочей силы формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами экономических отношений на рынке рабочей силы выступают, с одной стороны, предприниматели и государство, с другой отдельные работники или их ассоциации.

Спрос на труд - это потребность в рабочей силе. В денежном выражении спрос представляет собой ожидаемые совокупные затраты, связанные с вовлечением в народное хозяйство дополнительной рабочей силы.

Предложение труда – это число рабочих, выдвигаемых на рынок труда; потребность в денежных средствах, необходимых для создания новых рабочих мест и содержания рабочей силы.

Рынок труда может быть национальным и местным. Когда отношения в сфере найма строятся внутри предприятия, фирмы, такой рынок принято считать внутренним рынком труда. В узком смысле рынок труда - это текущий рынок, составляющий часть совокупного. Текущий рынок труда можно подразделить на открытый и скрытый.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие.

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.

Политика регулирования рынка труда предусматривает достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включают всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов на финансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочих мест; поддержание самозанятости населения.

Долгосрочные меры государства предполагают увеличение гибкости рынка труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной служб занятости.

Наряду с государственными органами власти в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковым следует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе и состоящую из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства РФ. Эта комиссия функционирует на федеральном уровне, способствуя обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений.

Одной из характерных черт российского рынка труда является безработица, которая сопровождается различными проблемами социального, экономического и психологического характера. В России значительный рост безработицы пришелся на начало 90-х годов XX века и был обусловлен переходом к рыночной экономике.

Помимо безработицы российский рынок труда характеризуется также такими негативными моментами, как неполная занятость, неравномерность в распределении трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики, неформальный сектор экономики и ряд других.

Указанные явления позволяют оценить способность российского рынка труда к саморегуляции как незначительную, что сохраняет потребность в использовании элементов государственного вмешательства. Предпринимаемые в этой сфере государством меры могут быть сведены в основном к профилактике растущей безработицы (содействие занятости населения, включая трудоустройство), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка безработных, которая включает в себя выплату пособий по безработице, переподготовка безработных и др.).

Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих ее выбор и приоритетные направления. Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу. Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста; повышения занятости населения; подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест; выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости; социальной поддержки безработных; профессиональной подготовки и переподготовки кадров; увязки потребностей рынка труда с рынком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре; создания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных; выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.

Реализация положений, предусмотренных Концепцией развития рынка труда, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы до 5-6 % экономически активного населения.

Информация о работе Рынок труда