Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:28, реферат

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших
социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной
экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом
считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы
проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане
в нашей стране не рассматривались.

Содержание работы

Введение
3
1.1.
Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы
4
1.2.
Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда
13
1.3.
Формы безработицы
18
1.4.
Российский рынок труда:
особенности формирования, перспективы
21
1.5.
Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.
26
2.1.
Политика занятости и регулирования рынка труда
28
2.2.
Инструменты государственного регулирования.
37
2.3.
Деятельность профсоюзов.
39
2.4.
Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации
41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Ekonomika_Lmnar_2 (2).docx

— 124.43 Кб (Скачать файл)

работники, имеющие возможность  использовать государственную собственность  в

собственных интересах.

В переходной экономике России из множества нерешённых проблем  необходимо

выделить те, которые в  настоящий момент являются наиболее актуальными. Среди

них особое место занимает социальная переориентация всей экономической

политики. Какие бы действия не предпринимались правительством для роста

экономической эффективности  производства, они должны соответствовать  критерию

повышения жизненного уровня населения. Необходимо создать надёжные механизмы

защиты доходов от обесценивания.

Долгосрочные прогнозы и  концепции развития трудовой сферы  ещё нуждаются в

разработке. Но предварительно можно предположить, что в после  кризисной

перспективе большинство  отклонений российской ситуации от положения  в

развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятся  тенденции

роста занятости в прогрессивных  отраслях экономики. Продолжится рост

занятости в сфере услуг. Сократится занятость в добывающей промышленности,

сельском хозяйстве. Соотношение  уровней заработной платы изменится  в пользу

прогрессивных отраслей. Безработица  сохранится примерно на нынешнем уровне,

однако характер её изменится: станет меньше безработных специалистов, больше

незанятых малоквалифицированных  рабочих. В случае проведения активной

политики занятости (и  повышение самостоятельной активности людей на рынке

труда) можно ожидать повышения  эффективности систем переподготовки и

трудоустройства безработных  и сокращения средних сроков пребывания людей в

статусе безработного. Безработица  будет носить в основном структурно –

технологический и фрикционный  характер, увеличиваясь во время циклических

спадов производства.

В более отдалённой перспективе  следует ожидать новых перемен  в отраслевой

структуре занятости, обусловленной  технологическими сдвигами. Увеличится

занятость в “экологических”  отраслях, информационных технологиях. Возрастёт

доля “домашних” рабочих  мест, основанных на компьютерных технологиях  и

соответствующих средствах  связи. Будет сокращаться продолжительность  рабочей

недели и величина рабочего времени среднего занятого россиянина. Изменится

структура подготовки кадров специалистов. Уменьшится доля инженерных

специальностей. Увеличится подготовка специалистов в области  экономики и

управления, социологии и  социальной работы, психологии и ряде других мест.

Возрастёт общий уровень  образования населения, в том  числе доли лиц с высшим

образованием, учёной степенью. Средняя продолжительность обучения россиянина

трудоспособного возраста приблизится  к показателям наиболее развитых стран.

Приведённый выше прогноз  на долгосрочную перспективу не является

экстраполяцией наблюдаемых  сейчас процессов – в этом случае он был бы гораздо

более пессимистическим. Это  скорее нормативный прогноз, перечень целей, к

достижению которых следует  стремиться. Для достижения указанных  целей

необходимо вывести экономику  из состояния депрессии и перейти  к политике

осмысленного государственного регулирования трудовой сферы [20].

     1.5. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.

Можно выделить следующие  основные задачи, стоящие перед государством на рынке

труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом  и предложением

труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной

стороны, обеспечивается необходимый  уровень жизни основной массы  населения, а

с  другой – сохраняются  эффективные стимулы к труду. Во-вторых,  формирование

оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной  и

географической мобильности  трудовых ресурсов,  что создает  предпосылки для

повышения эффективности  всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость

интеграции России в международную  систему разделения труда, что предполагает

активную международную  конкуренцию в сфере производства, науки и техники,

организации управления.

Государство на рынке труда  должно осуществлять систему мер  целенаправленного

воздействия на количественные и качесвенные аспекты развития и потребления

работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки

современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время  появились

новые противоречия, такие  как противоречия между достигнутым  уровнем

образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их

применения в условиях экономического спада, изменение статуса  от «полностью и

всегда занятого» до «возможно  безработного», возросла конкуренция  между

отдельными группами трудоспасобных по полу и возрасту, положению в

иерархической системе российского  общества.

Процессс регулирования  рынка труда государством предполагает осознанные и

планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного

механизма. Это обуусловлено тем, что в России в системе  отношений между

работодателями и работниками  постоянно присутствует государство, которое, в

свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в

государственном секторе  занята существенная часть трудоспасобного  населения,

государство регулирует условия  найма и увольнения работников в

негосударственном секторе, кроме того, между государством и  населением

существуют отношения  по поводу трудоустройства, обучения, перемещения,

социального обеспечения. Воздействие  на воспроизводство и использование

трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и

ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями  регулирования и

правом контроля и , кроме  того, распоряжаются определенными  финансовыми и

материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства  на рынке

труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся  меры,

регулирующие количественные соотношения между спросом и  предложением труда,

содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры  на рынке

труда, а также трудоустройство  отдельных категорий работников. Ко второму –

комплекс мер воздействия  на качество трудовых ресурсов, их пропорции,

повышение квалификации и  производительное потребление.  При  этом следует

подчеркнуть динамизм государственноего  регулирования на рынке труда, когда

каждому этапу развития российского  общества или экономического цикла

соответствует специфическая  экономическая политика.

Государственное регулирование  рынка труда должно развиваться  как экстенсивно,

так и интенсивно. Под  экстенсивными методами подразумеваются  занятость в

государственном секторе  экономики и влияние на занятость  на негосударсвенных

предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное

развитите предполагает рост влияния государства непосредственно  на рынок

труда, а также воспроизводство  трудовых ресурсов, условия найма  и

производственную мобильность. При этом непосредственная государственная

политика на рынке труда  должна быть составляющим элементом  общеэкономической

политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее

структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского

спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно  выделить два

основныз типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие  носит

регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации

общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в

негосударственном чсекторе, развитие системы производственного  обучения и

переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития

производства в тех  или иных регионаз, регламентация  продолжительности

рабочего дня, недели, месяца, международной меграции трудовых ресурсов,

организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия  хозяйствования  в

сторону стимулирования или  торможения экономических процессов, налоговая,

кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации

основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное

субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает  влияние в

основном на предложение  труда, то косвенное – на спрос.[2]

           2.1. Политика занятости и регулирования рынка труда          

Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально

ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов,

обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование

трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного

рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы

социальных гарантий занятости  и развитого сектора социальных услуг,

позволяющего подготовить  человека к трудовой деятельности. Пока, к сожалению,

приходится констатировать преобладание негативных тенденций  в динамике

количественных и качественных показателей трудового потенциала.

До последнего времени  под давлением объективных и  субъективных обстоятельств

проблемы использования  трудового потенциала сводились  к сохранению занятости,

ограничению масштабов безработицы  и организации помощи безработным. Решение

задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов

рабочей силы, повышения  производительности труда и в  целом более эффективного

использования трудового  потенциала общества практически было отодвинуто на

задний план.

Согласно российскому  закону о занятости, государственная  политика занятости

заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости

путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и

переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной

(хронической) безработицы,  повышения эффективности государственной  службы

занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной

защиты граждан на рынке  труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях

управления являются федеральные, территориальные и местные (городские,

районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском

обществе должно стать  сохранение и до известных пределов повышение уровня

занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей

силы с предприятий. Речь идёт как о излишках, которые существуют давно и

имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться  в ходе

модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с

очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу,

внутрипроизводственные  излишки рабочей силы во многих случаях  скорее

увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать  новые

рабочие места, придерживаясь  прежде всего принципов экономической

целесообразности, учитывать, что возможности государственных  инвестиций ещё

значительное время будут  весьма ограниченными. Поэтому следует  искать формы

активного влияния на акционерные  и частные предприятия в целях  стимулирования

создания рабочих мест.

Особого внимания заслуживает  изучение зависимости проблем занятости, с одной

стороны, от динамики платежеспособного  спроса предприятий и населения, с

другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос.

Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в

зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления

кризисной ситуации в экономике. Но определённые финансовые ресурсы,

достаточные для того, чтобы  дать первые импульсы к экономическому росту, в

России имеются уже  сейчас. Это ресурсы банков и некоторых  экспортно

ориентированных отраслей, сбережения населения, а так же средства,

сконцентрированные в  теневой экономике. Назрела необходимость  проведения ряда

мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние

консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы  на

определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в

общественно - приемлемой форме  средства теневой экономики, вовлечь  их в

народохозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала динамического  экономического

роста) можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного  и

необходимого условия  развития производства. С точки зрения макроэкономических

пропорций такой вариант  развития не вызывает сомнений.

Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех

занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и

отдельные работники существенно  повысили качество своего труда, что  в итоге

Информация о работе Рынок труда