Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:28, реферат
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших
социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной
экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом
считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы
проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане
в нашей стране не рассматривались.
Введение
3
1.1.
Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы
4
1.2.
Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда
13
1.3.
Формы безработицы
18
1.4.
Российский рынок труда:
особенности формирования, перспективы
21
1.5.
Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.
26
2.1.
Политика занятости и регулирования рынка труда
28
2.2.
Инструменты государственного регулирования.
37
2.3.
Деятельность профсоюзов.
39
2.4.
Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
приведёт к сокращению численности занятых.
Конечно, подобные трансформации
могут происходить
условии сложившегося цивилизованного рынка труда и свободного движения
рабочей силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия
государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности её
мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась её
дифференциация. Тем не менее, очевидна неразвитость существующего рынка
труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью
конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием
достаточных условий для трудовой территориальной миграции и т.д. Зачастую
работник лишён возможности трудится в полную силу, не может предъявить и
добиться реализации справедливых требований по поводу создания нормальных
условий труда и его достойной оплаты [14].
Современный рынок труда – это сфера не столько противостояния
предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон:
продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.
В “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-
2000 год” предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе
взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить
массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней
рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
· обеспечение
прогрессивных сдвигов в
населения;
· переориентацию экономически активного населения на новые формы
трудовых отношений;
· достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа
рабочих мест;
· предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
· создание
новых и повышение
· развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы
обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
· рост мобильности трудовых ресурсов.
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению
проблем занятости относится:
· преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения
сбалансированной
полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий,
направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли,
так и в отрасли традиционной занятости;
· экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и
среднего бизнеса, индивидуальной
предпринимательской
всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
· оптимизация
масштабов занятости в
экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового
законодательства в этой сфере;
· разработка специальной программы по стабилизации занятости в
регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
· развитие гибких форм занятости;
· последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной
социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение
потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
· дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее
прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и
использования рабочего времени;
· сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников,
эффективное использование рабочих мест;
· проведение взвешенной миграционной политики, направленной на
позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов,
защиту российского рынка труда;
· развитие
и повышение эффективности
через государственную службу
занятости населения и
предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному
труду [6].
Кроме того, федеральными и региональными органами власти развёрнута большая
работа по созданию действенного механизма государственной поддержки по
созданию новых рабочих мест.
Целью программы является проведение активной политики занятости посредством
изменения структуры занятости населения РФ на основе формирования эффективной
структуры рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в регионах и
перспективных отраслях российской экономики. Реализацию программы
предусматривается осуществить в два этапа в период 1996-2000 годов.
Первый этап реализации программы в 1996-1997 годах был сориентирован на
создание организационно – правовых условий для проведения политики создания и
сохранения рабочих мест. Второй этап (1998-2000 годы) – на конкретные
мероприятия, связанные с разработкой отраслевых программ создания рабочих
мест.
В результате проведённых расчётов получена предварительная оценка общей
потребности в рабочих местах на 1997-2000 годы.
Потребность в рабочих местах по отраслям народного хозяйства составляла, по
оценке, 66,4 миллиона в 1996 году и увеличится к 2000году до 67,0 миллионов.
Основными факторами роста занятости будет возрастающая потребность в занятом
населении в отраслях инфраструктуры и сферы услуг. В региональном разрезе
положительная динамика показателя потребности в рабочих местах характерна для
всех экономических районов (в особенности Северо - Кавказского и Уральского,
где данное обстоятельство обусловлено относительно высоким демографическим
приростом трудоспособного населения), кроме Дальневосточного.
Одним из интереснейших теоретических и практических вопросов является
разработка нового инструмента реализации программ – так называемой
Генеральной схемы создания рабочих мест.
В состав разработчиков Генеральной схемы должны входить соответствующие
федеральные органы исполнительной власти (Министерство труда, Министерство
экономики, Госкомстат, Министерство образования, ГКРП России и другие
заинтересованные министерства и ведомства) и органы исполнительной власти
субъектов РФ.
Генеральная схема создания рабочих мест разработана как на федеральном, так и
на региональных уровнях.
В понятийном аппарате Генеральной схемы используется понятие физического и
экономического рабочего места.
Под физическим рабочим местом (ФРМ) понимается, как правило, определённая
зона, предназначенная для производства работ или услуг и оснащённая в этих
целях соответствующим набором орудий труда.
Однако, для нормального функционирования рабочего места недостаточно иметь
только ФРМ, необходимо также наличие ряда экономических условий – в первую
очередь, обладание оборотными средствами, которые способствуют обеспечению
ФРМ предметами труда, энергией, информацией, зарплатой и т.д. Кроме того,
воспроизводство ФРМ возможно только при наличии платёжеспособного спроса на
продукцию или услуги, производимые при помощи ФРМ.
Наличие этих важнейших условий и обеспечивают существование экономического
рабочего места, возможность
продуктивной(общественно
занятости населения. Именно экономическое рабочее место (ЭРМ) является
категорией, которой главным образом оперирует политика занятости, а
потребность экономики в рабочей силе определяется числом экономических
рабочих мест. Население тоже предъявляет спрос на экономические рабочие
места, то есть на рабочие места, которые обеспечивают гражданину необходимый
уровень дохода.
ЭРМ – это занятость работника на ФРМ, которая обеспечивает ему уровень дохода
(зарплаты) не ниже соответствующего
(данному региону)
при соблюдении установленных законодательством норм продолжительности
рабочего дня (рабочей недели).
Таким образом, в рамках Генеральной схемы создания рабочих мест
рассматриваются прежде всего экономические рабочие места.
В контексте всего
схемы: Генеральная схема создания рабочих мест – (матрица) количественных и
качественных показателей (индикаторов), характеризующих общие потребности
населения в рабочих местах в определённый период времени, структуру имеющихся
рабочих мест в народном хозяйстве, а так же необходимое количество
дополнительных рабочих мест для удовлетворения потребности населения в
продуктивной занятости. Генеральная схема является инструментом
государственной политики занятости и призвана обеспечить координацию усилий
государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных,
так и в качественных аспектах [23].
Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием рынка
труда.
Задачи регулирования
рынка труда находят
среднесрочной программе Правительства РФ на 1997-2000 годы “Структурная
перестройка и экономический рост”, “Программе социальных реформ в РФ на
период 1996-2000 годов”, “Комплексной программе мер по созданию и сохранению
рабочих мест на 1996-2000 годы”, “Федеральной целевой программе содействия
занятости населения РФ на 1998-2000 годы” и других документах. Однако
ситуация на рынке труда пока далека от стабилизации: система рабочих мест
деградирует в количественных и качественных отношениях, безработица растёт,
возможности службы занятости по выплате пособий и выполнению других
возложенных на них задач ограничены по сравнению с первой половиной 90-х
годов. Поэтому вопрос об
активизации регулирования
некоторых сложившихся представлений о том, кто и каким образом должен
осуществлять такое
Стабилизация на рынке
труда требует изменения
занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть включена
в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с финансовой
стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую
очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости
(безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы,
бюджетные проектировки и программы действия Правительства РФ наравне с
присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями уровней
инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как
приоритетные. Казалось бы, и сейчас в большинстве официальных программ и
прогнозов в том или ином виде формально (часто на уровне приложений)
присутствуют показатели занятости. Но речь идёт о другом: при утверждении
общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других
первоочередных
Федерации, Федеральное собрание и другие высшие государственные инстанции
должны рассматривать, исходя из нескольких “ключевых показателей”, в число
которых должна входить, наряду с показателями динамики ВВП и инфляции,
динамика уровня безработицы [19].
Итак, вопрос номер один регулирования рынка труда в России – придание этой
проблеме статуса одной из общенациональных политических задач.
Вопрос
номер два – формирование
рынка труда, главными субъектами которой были бы в целом Правительство
Российской Федерации, Министерство экономики, Министерство финансов,
Госкомимущество, Банк России и другие высшие хозяйственные структуры;
освобождение Министерства труда и социального развития от обязанностей
поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций с
концентрацией усилий данного
ведомства в части
работе с зарегистрированными незанятыми и безработными, вопросах соблюдения
законодательства о труде и занятости, проблемах трудовых отношений, оплаты,
условий и охраны труда.
Государственное регулирование
рынка труда целесообразно
многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в
виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На
макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны
решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной,
внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К
этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и
закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного,
экологического и социального
назначения, о государственных