Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:28, реферат

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших
социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной
экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом
считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы
проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане
в нашей стране не рассматривались.

Содержание работы

Введение
3
1.1.
Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы
4
1.2.
Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда
13
1.3.
Формы безработицы
18
1.4.
Российский рынок труда:
особенности формирования, перспективы
21
1.5.
Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.
26
2.1.
Политика занятости и регулирования рынка труда
28
2.2.
Инструменты государственного регулирования.
37
2.3.
Деятельность профсоюзов.
39
2.4.
Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации
41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Ekonomika_Lmnar_2 (2).docx

— 124.43 Кб (Скачать файл)

программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на

поддержание и развитие производства  в приоритетных отраслях. Особая задача -

регулирование внешнеэкономических  связей в интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и

приоритетами  регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят

минимизация оттока квалифицированных  кадров за рубеж, ограничение нежелательных

и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев

и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых  в данном

контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

В число задач данного  блока входят организационное развитие Министерства труда и

социального развития, в  том числе службы занятости и  других структур. Основой

данного блока является политика Министерства труда и социального развития

(службы занятости)  на рынке труда.

На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в

основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования

в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной

власти. Перечень составных  элементов регулирования рынка  труда на уровне

регионов уже, чем на общегосударственном  уровне. Часть названных выше

направлений регулирования  осуществляется преимущественно властями федерального

уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты

внешнеэкономической политики  регулируются также на федеральном  уровне. В

значительной степени  на федеральном уровне регулируются основные направления

финансово – кредитной  политики. Тем не менее, регионы должны включать

регулирование рынка труда  в число основных приоритетов  и в рамках своей

компетенции (разграничения  полномочий с федеральными органами) и возможностей

соответствующих бюджетов и  внебюджетных фондов регулировать доходы,

трансфертные платежи  и через уровень жизни –  уровень предложения рабочей  силы в

регионе, регулировать демографическое  качество населения (снижение

заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счёте, смертности

трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном

уровне также в интересах  рынка труда возможно осуществление  программ жилищного,

транспортного и производственного  строительства, государственных  закупок

продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи,

экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций,

кредитов и налоговых  льгот, направленных на поддержание  и развитие производства

в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях  более

эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства,

индивидуального, малого бизнеса.

Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого населения в

регионах в целом имеет  те же задачи, что и на федеральном  уровне. Поскольку

задачи данного блока  в значительной степени выполняются  региональными

органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в  составе которых

находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов  работодателей,

то роль регионов здесь  шире, чем центральных органов  власти. В число задач

данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и

переподготовки рабочей  силы (в первую очередь её незанятой  части),

совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения

приспособленными помещениями  и подготовленными кадрами центров  занятости,

повышение эффективности  регистрации, трудоустройства, социальной поддержки

безработных и поддержки  на рынке труда беженцев и вынужденных  переселенцев,

граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин,

молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации  общественных

работ могут так же решатся  на региональном уровне.

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное

нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на

рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и

незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора

и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От

успешного решения предприятиями  задач в сфере управления персоналом зависит

как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная

конкурентоспособность самих  предприятий. В конечном счёте именно на

предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих  мест, “деление”

рабочих мест, перевод части  работников в режимы неполного рабочего времени и

отпусков по инициативе администрации.

В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства  рабочей

силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение  труда в

стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей  стране в

последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично

восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые  другие

предпринимательские домохозяйства  являются, наряду, с предприятиями

субъектами воссоздания  рабочих мест. Поддержка экономической  активности

домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования  рынка труда.[2]

Поддержание в период кризиса  и особенно создание новых, технологически

перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно

рассматриваться как генеральное  направление регулирование рынка  труда в

стране. Но финансирование соответствующих  программ должно в дальнейшем

производиться не из фондов занятости, а из собственных средств  предприятий,

за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных

бюджетов всех уровней [20].

             2.2. Инструменты государственного регулирования.            

Можно указать на следующие  основные инструменты государственного

регулирования, так или  иначе применяемого во многих странах  с развитой

рыночной экономикой. Во – первых, широкое распространение  общего

государственного планирования с применением целевых установок  и

ориентированных показателей. При этом общее государственное  планирование

охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен,

внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает  тем самым  основу

долгосрочной экономической  политики. Все это спасобствует более  динамичному и

поступательному развитию рыночного  хозяйства. Следует отметить, что

современная система национальных счетов, на которую переходит Россия,

основываются полностью  на теоритических выводах неокийнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное  финансовое планирование, которое представляет собой

механизм использования  государственного бюджета в качестве основного

инстумента всей системы  государственного регулирования рыночных отношений. В-

третьих, политика «согласования  действий», сутью которой является достижение

согласованности интересов  работодателей, работников и государства. При этом

происходит согласование размеров прибылей и заработной платы  с учетом общих

потребностей рыночной экономики  той или иной страны. В-четвертых, активное

применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная

политика.

Экономическая политика российского  правительства, направленная на уменьшение

дефицита госбюджета путем  сокращения государственных расходов, усиливает

нестабильность положения  многих российских граждан, работающих на

предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время  была связана с

государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно

привести опят США 30-х  годов, концентрированным выражением экономической

политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта:

«Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился  к Конгрессу в

1938 году.

Целенаправленное воздействие  на организационной аспект фунционирования  рынка

труда требует гораздо  меньше бюджетных средств, чем непосредственное

поддержание спроса на  труд или связанные с большими расходами  подготовка

трудовых ресурсов и обучение кадров.

Одним из важнейших направлений  организационной деятельности государства

выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в

последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят

от состояния экономической  конъюнктуры, определяющей инвестиционную

активность и загрузку производственных мощностей.

В России государство выступало  и будет выступать крупнейшим работодателем.

Хотя во многом отраслевая  структура государственного сектора  дублирует

частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала,

выполняя те функции, которые  общественно необходимы, но по тем  или иным

причинам не являются объектами  приложения частного капитала. Занятость  в

государственном секторе  не служит гарантией от безработицы. [2]

                                  Вывод                                 

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда

является:

во-первых, удовлетворение профессионально-экономических  интересов

экономически активного  населения, включая социальную защиту и обеспечение

народного хозяйства нужными  ему кадрами;

во-вторых, достижение максимально  полной и минимально прерывной занятости, с

учетом потребности в  частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего

дня и т.п.

Так как рынок труда  еще только формируется, его функционирование невозможно

без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели

регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание

оптимального соотношения  между спросом и предложением рабочей силы (а значит,

и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей  требуется

создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными

элементами на государственном  уровне является: определение минимально

необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его  общих границ.

Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового

законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере

найма, возможность их участия  в управлении производством, пределы  компетенции

местных органов управления рынком труда и т.д.

Помимо использования  нормативов прямого действия, государство  осуществляет

косвенное регулирование  рынка труда через налоговую, кредитно-денежную,

амортизационную политику, а также с помощью других мер  общеэкономического

характера, то есть можно  говорить о решающей роли государства  в формировании

рынка труда.

                      2.3.  Деятельность профсоюзов.                     

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная

организация, объединяющая на добровольных началах рабочих  и служащих по

профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют

контроль за исполнением  трудового законодательства, за состоянием техники

безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия

коллективные договоры, разрешают  трудовые споры.

Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы. В

связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных

метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.

Ü      Профсоюзы  могут ограничивать предложение  труда. Это достигается,

например, введением высоких  иммиграционных барьеров, содействием  принятию

законов о максимальном рабочем  дне, увеличением срока учёбы  при подготовке к

той или иной профессии.

Ü      Профсоюзы  могут добиваться повышения ставок заработной платы,

содействуя установлению ее выше точки равновесия.

Ü      Профсоюзы  могут вызвать сдвиг вверх  по кривой спроса на труд. При

этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос  на труд, например,

содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти

меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в  результате

чего увеличится количество используемого труда и возрастет  заработная плата.

Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда  уместно

обратиться к опыту  США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной

экономикой сильно профсоюзное  движение. Там профсоюзы сначала  обратились к

политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение

протекционистские таможенные тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения

выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США  автомобили

должны состоять из определенного  минимума деталей, произведенных в  США.

Информация о работе Рынок труда