Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование рынков труда в общем и рынка труда в Казахстане. Достигнуть цель можно через поставленные задачи, такие как:
- уяснение понятия рынка труда;
- определение его развития;
-механизм регулирования;
- анализ рынка труда.

Файлы: 1 файл

курсовая рынок труда.docx

— 211.54 Кб (Скачать файл)

Объединив оба графика  — кривой спроса и кривой предложения, получим точку пересечения Е, в которой спрос на труд равен  предложению труда, т.е. рынок труда  находится в равновесном состоянии (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Равновесие на конкурентном рынке труда

Это означает, что все  предприниматели, согласные платить  заработную плату , находят на рынке  необходимое количество труда, их спрос  на труд удовлетворен полностью. В положении  рыночного равновесия полностью  трудоустроены и все работники, желающие предложить свои услуги при  заработной плате .

Если ставка заработной платы  выше уровня равновесной, предложение  на рынке труда превышает спрос, это предполагает безработицу[8].

В случае снижения ставки заработной платы по сравнению с равновесной  спрос на рынке труда превышает  предложение. В результате этого  образуются незаполненные рабочие  места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Обе эти ситуации  не могут  быть устойчивыми (долгосрочными), они  корректируются рыночным механизмом в  направлении восстановления положения  полной занятости.

Регулирование рынка труда  предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают  заработная плата, продолжительность  рабочей недели и отпусков, порядок  найма и увольнения, различные  виды социального обеспечения и  др.

 

1.3  ВИДЫ РЫНКА ТРУДА

 

Начиная с 70-х гг. западные экономисты указывают на формирование обособленных субрынков труда: внутреннего, или первичного, и внешнего, или  вторичного, отличающихся стабильностью  рабочих мест, уровнями заработной платы, перспективами профессионального  роста, условиями труда.

К внутреннему рынку относятся  «кадровые» работники так называемого  основного коллектива, обладающие высокой  квалификацией, ориентированные на специфику предприятия, опытные, высокопроизводительные. В повышении квалификации и сохранении этих работников заинтересованы предприниматели. Стремлением предпринимателей сохранить  входящие в состав основного коллектива кадры в условиях сокращения производства во многом вызвано широкое распространение  частичной занятости в отраслях, использующих профессии высокой  квалификации.

С внешним рынком связаны  работники неквалифицированного или  полуквалифицированного труда, а также  лица, не имеющие опыта. Для этого  субрынка характерны различные формы  временного найма, частичной занятости, а также полной занятости, не носящей  стабильного характера. Лишь часть  рабочих и служащих после временной  и частичной занятости и тщательного  отбора имеет шансы переместиться  из внешнего рынка на внутренний [11].

Некоторые ученые считают  правомерным выделение и третичного рынка. Его формирование они связывают  с различными программами общественных работ, предназначенных прежде всего  для социально уязвимых категорий - безработных. Третичный рынок характеризуется  отсутствием в ряде случаев юридического соглаше­ния при найме, кратким  периодом занятости и крайней  ее нерегулярностью, внетарифной оплатой  труда.

Границы рынка труда зависят  от совокупного спроса на рабочую  силу и общего объема ее предложения. То есть в состав субъектов рынка  труда входят лица, как ищущие работу, так и имеющие оплачиваемую занятость. Поэтому функционирование рынка  труда проявляется не только в  высвобождении, переподготовке и трудоустройстве  работников. Под механизмом рынка  труда следует понимать в первую очередь рычаги, позволяющие произвести оценку стоимости разнокачественной  рабочей силы. Такая оценка происходит на основе торга, переговоров между  субъектами социально-трудовых отношений.

 

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

2.1 ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА

Инфраструктура рынка  труда включает государственные  и негосударственные заклады  содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды, правовую нормативно-правовую среду, которая обеспечивают взаимодействие между спросом и предложением работы.

Основной функцией инфраструктуры рынка работы есть регулирования  отношений между работодателями и работниками по поводу оплаты труда, ее условий, решение социально-трудовых конфликтов. В странах с развитой рыночной экономикой ведущей силой  регулирования рынка работы есть коллективно-договорная система. Несомненным  преимуществом коллективно-договорного  регулирования рынка работы есть гибкость принятия взаимовыгодных решений, которую нельзя  сравнить ни с  законодательными, ни с административными  методами. Условия коллективного  договора набирают форму соглашения между работодателями и работниками, которая обязывает Обе стороны  действовать в соответствии с  этими условиями, не удаваясь к крайним  мероприятиям - забастовок или массовых освобождений, которое обеспечивает экономическую и социальную стабильность.

Цивилизованный рынок  труда, кроме взаимодействия работодателей  и нанимаемых работников, предусматривает  также наличие институционных структур защиты коллективных интересов обеих  сторон (например, профсоюзов, союзов предпринимателей, объединений работников с ограниченной конкурентоспособностью и т.п.) и  государственного посредничества в  вопросах социального партнерства. Участие специальных государственных  органов в отношениях субъектов  рынка работы призванная обеспечивать паритетность отношений, организовывать и регулировать политику занятости с помощью экономических инструментов и правовых норм [12].

К функциям инфраструктуры рынка труда относится также  посредничество между работником и  работодателем, содействие их контактам  и взаимодействию, помощь в отборе и отборе работников и выборе места  работы, в составлении трудового  контракта и т.п.. Основную частицу  этой работы выполняют негосударственные  предприятия, спрос на услуги которых  возрастает пропорционально развития и дифференциации рынка работы [24].

Элементы инфраструктуры рынка труда.

В соответствии с этими  и вторыми функциями в инфраструктуре рынка работы можно выделить такие  элементы:

- комплекс регулирования и гарантирование занятости: законы и нормативные акты, которые гарантируют гражданские права в сфере трудовой занятости;

- комплекс регулирования заработной платы (законы, соглашения, договоры, арбитраж и т.п.);

- комплекс регулирования компенсаций в связи с потерей или переменой работы, а также при переподготовке (законы и нормативные акты, которые регулируют компенсации при освобождении из работы, помощь по безработице, помощь на иждивенцев безработного, подъемные при переезде на новое место работы, стипендию при переобучении и т.п.);

- пенсионная система, поскольку она имеет значительное влияние на экономическую активность работников передпенсиойнного возраста, на количество экономически активного населения за счет трудоспособных людей пенсионного возраста, которые могут или заниматься нанимаемой работой, или нет, в зависимости от размера пенсии и т.п.;

- комплекс регулирования условий работы (законы и нормативные акты, которые регулируют использование работы разных категорий работников вообще (например, несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов), и в частности в неблагоприятных для здоровья условиях;

- службы занятости и трудоустройство. Сюда прежде всего относится государственная служба занятости, а также многочисленные негосударственные посредники между работодателями и работниками на рынке работы (биржи работы, агентства   по отбору персонала, агентства   по трудоустройству, организации, которые предоставляют услуги из профориентации, консалтингу персонала, лизингу персонала и т.п.);

- система профессиональной подготовки и переобучение;

- объединение работников как выразители их интересов (прежде всего профсоюза);

- объединение работодателей как выразители их интересов;

- кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды содействия занятости [13].

 

2.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

 

Государственная политика занятости  заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путём обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда [23].

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются государственные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  должно стать сохранение и до известных  пределов повышение уровня занятости  населения, одновременно не блокируя высвобождение  лишней рабочей силы с предприятий. Речь идёт как об излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций ещё значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест [1].

Современный рынок труда - это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько  компромиссов и договорённостей  сторон: продавцов и покупателей  рабочей силы при посреднической роли государства.

Политика на рынке труда  в ближайшем периоде будет  направлена на:

- обеспечение прогрессивных  сдвигов в отраслевой структуре  занятости населения; 

- переориентацию экономически  активного населения на новые  формы трудовых отношений;

- достижение сбалансированности  предложения рабочей силы и  числа рабочих мест;

- предупреждение массовой  безработицы на местных рынках  труда;

- создание новых и повышение  эффективности существующих рабочих  мест;

- развитие кадрового потенциала  путём совершенствования системы  обучения, переобучения, переподготовки  и повышения квалификации кадров;

- рост мобильности трудовых  ресурсов.

Государственное регулирование  рынка труда целесообразно рассматривать  как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить  в виде трёх уровней:

-макроуровня;

- регионального уровня;

- микроуровня. 

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово  - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с  системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче  относятся вопросы принятия решений  о государственных заказах и  закупках продукции, в первую  очередь оборонного, инфраструктурного,  экологического и социального  назначения, о государственных инвестиционных  программах, дотациях, субвенциях, кредитах  и налоговых льготах, направленных  на поддержание и развитие  производства в приоритетных  отраслях. Особая задача - регулирование  внешнеэкономических связей в  интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик  с целями и приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач  этого блока входят минимизация  оттока квалифицированных кадров  за рубеж, ограничение нежелательных  и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных  беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых  в данном контексте как цена  труда.

3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие Министерства труда  и социального развития, в том  числе службы занятости и других  структур. Основой данного блока  является политика Министерства  труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда [2].

Инструменты государственного регулирования

Можно указать на следующие  основные инструменты государственного регулирования, так или иначе  применяемого во многих странах с  развитой рыночной экономикой.

 Во - первых, широкое распространение  общего государственного планирования  с применением целевых установок  и ориентированных показателей.  При этом общее государственное  планирование охватывает такие  важные показатели, как национальный  доход, динамика цен, внешняя  экономическая деятельность и  т.д., и создает тем самым основу  долгосрочной экономической политики. Все это способствует более  динамичному и поступательному  развитию рыночного хозяйства.  Следует отметить, что современная  система национальных счетов, на  которую переходит Россия, основываются  полностью на теоретических выводах  неокейнсианцев.

Информация о работе Рынок труда